Понятие государственной службы и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:57, реферат

Описание работы

Целью данной работы является детальное рассмотрение понятия государственной службы и ее видов . Для достижения данной цели передо мною стоят несколько задач, решив которые можно будет сформировать определённое представление о государственной службе, как об одном из видов службы, да и вообще, как о административно-правовом институте в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика государственной службы
1. Подходы к понятию государственной службы 4
2. Соотношение понятий: государственная служба и государственное управление 7
3. Соотношение понятий: государственная служба и исполнительная власть 8
2. Юридическая природа государственной службы
1. Правовое регулирование государственной службы 10
2. Субъект государственной службы 10
3. Стадии государственной службы 13
3. Виды государственной службы
1. Государственная гражданская служба 17
2. Военная служба 19
3. Правоохранительная служба 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

АП реферат.docx

— 66.56 Кб (Скачать)

     Государственная служба - институт иерархической организации государственной власти. Государственная служба реализуется в жаловании должности, назначении содержания, поощрении, награждении, продвижении по служебной лестнице, снятии с должности и т.д.

     Государственное управление — это сознательное и целенаправленное воздействие, осуществляемое специальными уполномоченными органами государственной власти (в основном исполнительными) в определенной сфере (по предметам ведения) и в объеме полномочий на основании и в порядке определенном законодательством с использованием системы мер убеждения и административного принуждения для обеспечения демографически обоснованных условий жизни личности, семьи и общества в целом. Государственное управление в демократическом обществе имеет соответствующие органы, отождествляемые с исполнительной властью, которая обосабливается от законодательной и судебной. Госуправление, таким образом, представляет собой обособившуюся исполнительную ветвь государственная власти, имеющую отличный от властной иерархии способ и механизм организации.

    Государственная служба, то есть должностная иерархия, выражающая, как и всякая иерархия, архаичный строй властных отношений, характеризующийся личной зависимостью и внеэкономическим принуждением, оказывается здесь встроенной в исторически новый механизм. Этот новый механизм и есть госуправление, которое в отличие от властной иерархии непосредственно связывает субъект (орган власти и управления) и объект: экономические, социальные, политические и духовные отношения и процессы.  От эффективности управленческого воздействия на объект в этом случае зависит его поддержка обществом, и это является мерилом жизнеспособности рассматриваемой социальной организации.                 Особо значение в осуществлении социального (государственного) управления имеет процесс выявления и осмысления актуальной проблемы устойчивого и динамического развитии государства и общества в целом. осуществляемых управленческих операций или стадий, по мере и в ходе реализации которых субъект управления достигает желаемых результатов (промежуточных или конечных).

      Вместо простой, немногочисленной  и относительно дешевой администрации  государственного управления, соответствующей современным экономическим реалиям и демократии как политической организации общества, в стране наряду с рыночными механизмами для поддержания традиционной вертикали была создана многочисленная, неповоротливая, дорогая, самодостаточная государственная служба.

Государственная служба была создана для решения задач перехода от планово-централизованной системы к рыночной и не может рассматриваться как перспективный институт государственное управления страной в условиях постпереходного периода2.

      В современных условиях понятия "госвласть", "госуправление", "региональное и местное самоуправление", как и их основы организации и самоорганизации, должны ранжироваться не по территориальному признаку (Центр-периферия), а по содержательному, когда эти понятия присутствуют на любом уровне, в том числе и главным образом на центральном. Поскольку именно здесь реализуются в единстве власть и управление, определяются границы рынка и госрегулирования, правового государства и гражданского общества и т.д. Соединение в России в рамках исполнительной власти госуправления и госслужбы, то есть двух противоположных механизмов реализации госвласти, противоестественно и наносит огромный вред обществу.

       У нас считается, что отечественная госслужба аналогична тому, что есть в других странах. Но сходство только внешнее. В ряде западных стран - это аппарат госорганов, госадминистрация, госаппарат, где служба представляет собой трудовое отношение найма, которое характерно и для работников частных компаний. В наиболее развитом виде эта система, называемая контрактной, существует в США.

В этом случае государство выступает как  конкретный работодатель, нанимающий исполнительную команду для управления соответствующими областями общественного  организма. В большинстве стран  доля служащих госаппарата составляет 8-15% от общей численности занятых. Надо учесть и то, что, например, в  Германии до последнего времени на службе у государства находились работники почт и железной дороги. У нас количество чиновников гораздо  больше. Только за последнее время  оно увеличилось по сравнению  с СССР в два раза.

         Налицо необходимость кардинального реформирования госслужбы и создания соответствующего времени госуправления страной. 
 

    1. Соотношение понятий: государственная  служба и исполнительная власть
 

      Государственная власть всегда едина в своих основных проявлениях: законодательство, исполнительство, правосудие. В действительности теория "разделения властей"  исходит из следующих принципиальных позиций. Государственная власть не может принадлежать одному лицу или одному государственному органу, ибо это создает угрозу создания тоталитарного, антидемократического режима. Не может она также ограничиваться законодательством. Соответственно государственная власть должна строиться на определенной функционально-компетенционной специализации, не нарушающей, однако, ее принципиального единства. Это означает, что именно власть в ее государственно-правовом выражении (юридически властные полномочия) служит единой основой функционирования субъектов, олицетворяющих ту или иную ее ветвь. Все они - ветви единого "дерева". Но раздел властных функций между ними необходим, а потому и появились три ветви государственной власти, отличающиеся определенной степенью самостоятельности. Каждой ветви соответствуют субъекты (органы государственной власти), ее выражающие.

Следовательно, исполнительная власть приобретает  динамические качества через деятельность таких государственных органов, которые могут характеризоваться  в качестве субъектов исполнительной власти.

Вместе  с тем, имея субъектное выражение, исполнительная власть не может пониматься как система  органов государственной власти, призванных осуществлять исполнительную деятельность. Из ст. 77 Конституции  РФ вовсе не вытекает вывод о том, что единая система органов исполнительной власти и есть сама исполнительная власть. Она получает свое выражение  в их практической деятельности.

     Итак, государственная служба представляет собой практическое участие гражданина в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и осуществления полномочий по государственной должности.  Именно, исполнение, означающее не просто работу в определенный отрезок времени, отведенный на нее, или какое-либо количество подготовленных и подписанных документов, а формирование властно-управленческих взаимоотношение способствующих достижению общественно значимых интересов каждого члена общества в демократическом правовом государстве. 
 
 
 
 
 
 
 

2. Юридическая природа  государственной  службы.

2.1. правовое регулирование  государственной  службы

        Отношения государственной службы регулируются всем комплексом источников права: законом, подзаконными актами государственных органов, локальными актами.

        Основным документом в настоящее время является Федеральный закон РФ № 119-ФЗ, подписанный Президентом РФ 31 июля 1995 г. “Об основах государственной службы Российской Федерации”. Статья 4 этого Закона определяет, что законодательство Российской Федерации о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ст. 11 Трудового кодекса РФ, принятого федеральным законом РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ предусматривает, что “Настоящий Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем. … Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи, государственных служащих и других) устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

         Действует ряд подзаконных актов, например, Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37.

На порядок  ведения трудовых книжек рабочих  и служащих на предприятиях, в учреждениях  и организациях, все ещё распространяется Постановление Совмина СССР и  ВЦСПС от 6 сентября 1973 г. N 656 и Инструкция, утвержденная Постановлением Госкомтруда  СССР от 20 июня 1974 г. N 162. 
 

2.2. субъект государственной  службы

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ - гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за платежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ (ФЗ РФ от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации").На Государственного служащего распространяется действие законодательства о труде, за изъятиями, установленными законодательством о государственной службе.3

На государственного служащего возлагаются обязанности:

  1. осуществлять полномочия в пределах предоставленных прав и в соответствии с должностными обязанностями;
  2. исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, изданные в пределах их должностных полномочий, за исключением явно незаконных;
  3. поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения должностных полномочий;
  4. соблюдать нормы служебной этики и установленный служебный распорядок; не совершать действий, затрудняющих работу органов государственной власти, а также приводящих к подрыву авторитета государственной службы.
  5. обязаны ежегодно представлять в органы государственной налоговой службы сведения о получаемых ими доходах и имуществе, принадлежащем им, передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций.
  6. государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну как в период исполнения служебных обязанностей, так и после прекращения государственно-служебных отношений. Они обязаны сохранять в тайне ставшие им известными в связи с выполнением служебных обязанностей сведения, касающиеся частной жизни, чести и достоинства граждан. Служащий при прекращении государственной службы обязаны сдать в установленном порядке все документы, содержащие служебную информацию, и не могут использовать сведения, составляющие государственную. служебную информацию, а также государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Государственному  служащему  запрещается:

  1. занимать другую должность в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, учреждениях, организациях и общественных объединениях, выполнять любую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности;
  2. заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, быть представителем по делам третьих лиц в государственных органах, в которых они состоят на службе либо которые им непосредственно подчинены или подконтрольны. 
  3. не вправе использовать в неслужебных целях средства материально-технического, информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию:
  4. получать гонорары за публикации и выступления в качестве Г.с., вознаграждения от физических и юридических лиц в любой форме (подарки, денежные суммы, ссуды, услуги, оплата отдыха и развлечений, транспортных расходов и иных вознаграждений) в связи с исполнением должностных обязанностей как в период службы, так и после выхода на пенсию.Г.с. запрещается принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций, выезжать в служебные командировки за границу за счет физических или юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных Законом "Об основах государственной службы Российской Федерации".
  5. запрещается принимать участие в забастовках, использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных объединений, для пропаганды отношения к ним.

Государственный служащий имеет право на:

  1. ознакомление с документами, определяющими их права и обязанности, критерии качества служебной деятельности и условия продвижения по службе, условия организационно-технического характера;
  2. получение информации, необходимой для исполнения должностных обязанностей;
  3. посещение в установленном порядке предприятий, учреждений и организаций для исполнения обязанностей по службе:
  4. участие в принятии управленческих решений в объеме должностных обязанностей: продвижение по службе, участие в конкурсах на замещение вакантной государственной должности государственной службы:
  5. переподготовку и повышение квалификации;
  6. ознакомление с материалами их личных дел;
  7. пенсионное обеспечение; объединение в профессиональные союзы (ассоциации);
  8. служебное расследование для опровержения сведений, порочащих их честь и достоинство; внесение в любые инстанции предложений по совершенствованию государственной службы.
  9. предоставляется право обращения в соответствующие государственные органы или в суд по вопросам прохождения ими государственной службы.

Информация о работе Понятие государственной службы и ее виды