Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 23:26, лекция
Понятие финансов и финансовой системы в зарубежной экономической литературе
Характеристика структурных подразделений финансовых систем зарубежных стран
Факторы, влияющие на особенности становления и развития финансовых систем зарубежных стран
Финансовые системы зарубежных стран
Наталья Сергеевна Шмиголь
Тема 1
Понятие финансовой системы и ее характеристика в зарубежной экономической литературе
Вопросы:
Теории финансов
Объединяет всю совокупность теоретических предсавлений методик, обосновывающих, прежде всего, механизм мобилизации и распределения денежных средств в бюджеты и внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении субъектов власти.
Объектом
изучения являются финансы частного
сектора экономики как основы
экономического развития государства,
а также финансовые институты, функционирующие
на финансовом рынке, которые обслуживают
процесс перераспределения
Подходы к определению финансов и финансовой системы в отечественной и зарубежной экономиской науке:
Определение финансов и, как следствие, финансовой системы основано на исследовании экономической природы и границ финансовых отношений, изучени субъектов этих отношений.
Характеризуются, в большинстве случаев, прикладным характером разработки экономических теорий, в том числе теории финансов. Соответственно, понятия финансов и финансовой системы рассматриваются как средство решения задач на макро- и микроуровне.
Определение финансов в зарубежной экономиеческой литературе:
Понятие «финансовой системы» строится на основе более общего определения «финансов»
С целью характеристики роли финансовой системы в экономинчком развитии государства в работах зарубежных ученых экономистов рассматриваются ее функции:
Финансовая система:
Финансовая система:
Государственные финансы (public finance = government finance)
Неоклассическая теория постепенно начинает проникать в отечественную практику.
Финансы общественного сектора
Используются для осуществления широкого круга функций, возложенных на субъекты власти всех уровней в финансовой и экономической сферах. В настоящее время общая тенденция в большинстве стран мира заключается в ускоренном росте государственного сектора по сравнению с частным сектором и в поглощении все более возрастающей доли денежных и других ресурсов. Можно выделить ряд факторов, влияющих на рост общественного сектора:
Элементы финансовой системы:
Бюджет
Значение бюджетов субъектов власти в настоящее время вышло за рамки только мониторинга и контроля за целевым использованием бюджеттных средств.
Бюджет стал инструментом управления экономикой в целом и который имеет стабилизирующее и стимулирующее воздействие на различные сферы и отрасли экономики.
В зарубежной литературе выделяют две функции бюджета:
Реализуется через предоставление обществу за счет централизованных финанасовых ресурсов, определенных услуг и общественных благ, т.о., основной целью при осуществлении государственных доходов и расходов является предоставление таких общественных благ, которые не может предложить частный сектор или которые не могут быть оплачены значительной частью потребителей.
Означает перераспределение аккумулируемых финанасовых ресурсов на макро уровне между отраслями экономики, территориями, органами власти и экономическими субъектами. Целью такого распределения является регулирование пропорций экономического развития государства, финансово-хозяйственной деятельности организаций, экономической активности и социальной защиты населения в соответствии с целями и задачами проводимой финансовой политики.
Доходы бюджетов складываются из налоговых и неналоговых доходов. Расходы бюджета могут классифицироваться по различным критериям, но как правило используется ведомственная классификация и функциональная.
Бюджеты европейских государств, входящих в ЕС должны быть низкодефицитными и максимальный размер бюджетного дефицита не может превышать ВВП страны (этот показатель перекрыт от 3 до 5 раз).
Для сбалансирования бюджетов субъекты власти осуществляют заимствования на внутреннем и внешних финансвых рынках. При это в странах членах ЕС величина государственного долга не должна составлять более 60% ВВП.
Специальные правительственные фонды
Причины создания:
Методы формирования:
В настоящее время наблюдается увеличение количества и объема ресурсов аккумулированных в специальных правительственных фондах.
Государственные (муниципальные) предприятия и учреждения
Причины создания:
Каждая из них утверждается парламентским актом, обладает производственной и финансовой самостоятельностью, т.е. ее повседневная финансово-хозяйственная деятельность находится вне парламентского контроля, а финансы отделены от финансов субъектов власти. При этом государственные корпопрации получают из бюджета субсидии и кредитв на льготных условиях.
Часть капитала принадлежит государству.
Прибыль
частично или полностью поступает
в бюджет.