Особенность административной ответственности должностных лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является получение необходимых знаний об исполнительной власти и механизме правового регулирования отношений в обществе, которые складываются в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
При написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Изучить общие характеристики, а также особенности ответственности должностных лиц в Российской Федерации.
2. Проанализировать изученный материал, рассмотреть данную проблематику с нескольких позиций.
3. Предложить собственные пути выхода, решения найденных правовых пробелов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Понятие и виды административной ответственности…………4
Сущность административной ответственности……………..7
Основание административной ответственности…………….10
Административные правонарушения……………………………12
Понятия и признаки административного права……………..12
Проблемы разграничения уголовного и административной ответственности за правонарушение…………………………14
Административная ответственность должностных лиц………18
Должностное лицо как субъект административного права…………………………………………………………………...23
Заключение…………………………………………………………….......25
Список использованной литературы………………………...26

Работа содержит 1 файл

курсяк.docx

— 64.33 Кб (Скачать)

3) под административно-хозяйственными  обязанностями следует понимать  полномочия по управлению или  распоряжению государственным, кооперативным  или общественным имуществом: установление  порядка его хранения, переработки,  реализации, обеспечение контроля  за этими операциями, организация  бытового обслуживания населения  и т.д. Такими полномочиями  в том или ином объеме обладают  начальники планово-хозяйственных,  снабженческих, финансовых отделов  и служб и их заместители,  заведующие складами, магазинами, мастерскими,  ателье, ведомственные ревизоры  и контролеры, заготовители и  др.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением  организационно-распорядительных или  административно-хозяйственных функций  руководители и другие работники  иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность  как должностные лица, если законом  не установлено иное.

Наряду с лицами, выполняющими постоянно или временно властные функции либо организационно-распорядительные или административно-хозяйственные  обязанности в силу занимаемой должности, субъектом должностного преступления в соответствии с законом могут  быть также лица, которые выполняют  указанные обязанности в порядке  осуществления возложенных на них  правомочными на то органами или должностными лицами специальных полномочий (общественные контролеры и ревизоры, тренеры спортивных обществ и команд и др.).

Не являются субъектами должностного преступления те работники государственных, кооперативных и общественных организаций, предприятий, учреждений, которые выполняют  сугубо профессиональные или технические  обязанности. Если наряду с осуществлением этих обязанностей на данного работника  в установленном порядке возложено  и исполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных  функций, то в случае их нарушения  он может нести ответственность  за должностное преступление (например, врач — за злоупотребление полномочиями, связанными с выдачей листков  нетрудоспособности или с участием в работе ВТЭК, призывных комиссий; преподаватель — за нарушение  обязанностей, возложенных на него как на члена квалификационной или  экзаменационной комиссии; учитель  или воспитатель — за неисполнение возложенных на них обязанностей по обеспечению порядка и безопасности во время проведения внеклассных  мероприятий или занятий).

В некоторых случаях КоАП РФ прямо устанавливает замену административной ответственности дисциплинарной. Так, военнослужащие, призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел и другие лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в большинстве случаев несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения ими службы. На общих основаниях, установленных ст. 2.5 КоАП РФ, они несут ответственность только за некоторые правонарушения (в области выборов и референдумов, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, Правил дорожного движения и т.д.).

К должностным лицам организации  относятся:

1) руководитель организации.  Согласно ст. 273 Трудового кодекса  РФ руководитель организации  — физическое лицо, которое в  соответствии с ТК РФ, другими  федеральными законами и иными  нормативными правовыми актами  РФ, законами и иными нормативно-правовыми  актами субъектов РФ, нормативными  правовыми актами органов местного  самоуправления, учредительными документами  юридического лица и локальными  нормативными актами осуществляет  руководство этой организацией, в том числе выполняет функции  ее единоличного исполнительного  органа. Порядок деятельности единоличного  исполнительного органа общества  и принятия им решений устанавливается  учредительными документами организации,  внутренними документами организации,  а также договором, заключенным  между организацией и лицом,  осуществляющим функции его единоличного  исполнительного органа. К компетенции  исполнительного органа организации  относятся все вопросы руководства  текущей деятельностью организации,  за исключением вопросов, отнесенных  к компетенции иных органов.  Единоличный исполнительный орган  (директор, генеральный директор) без  доверенности действует от имени  организации, в том числе представляет  ее интересы, совершает сделки  от имени организации, утверждает  штаты, издает приказы и дает  указания, обязательные для исполнения  всеми работниками организации;

2) члены коллегиального  органа управления организацией (совета директоров, правления);

3) заместители руководителя  организации;

4) иные лица, выполняющие  в организации организационно-распорядительные  функции (главный бухгалтер, руководители  отделов и т.д.).

Особенность указанных субъектов  определяется их правовым статусом.

Главный бухгалтер организации  является особым должностным лицом  любой организации, так как через  него осуществляется вся хозяйственная  деятельность организации. Кроме того, главный бухгалтер, как правило, является представителем организации  во взаимоотношениях с налоговыми органами.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете» главный бухгалтер (бухгалтер  — при отсутствии в штате должности  главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности — руководителем организации. Ответственность за организацию  бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.16

Главный бухгалтер подчиняется  непосредственно руководителю организации  и также несет ответственность  за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное  представление полной и достоверной  бухгалтерской отчетности.

В случае разногласий между  руководителем организации и  главным бухгалтером по осуществлению  отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты  к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который  несет всю полноту ответственности  за последствия осуществления таких  операций.

В своей деятельности должностные  лица организации обязаны руководствоваться  законодательством РФ, а также  трудовым договором, заключаемым при  приеме на работу. Помимо трудового  договора, полномочия (официально предоставляемые  работнику права и обязанности) главного бухгалтера и руководителя указываются в должностной инструкции. Должностная инструкция является достаточно важным внутренним документом, который  регламентирует реализацию функциональных обязанностей по выполнению условий  трудового договора и содержит ряд  требований к работникам, занимающим эти должности. В должностной  инструкции, помимо всего прочего, должны содержаться положения об ответственности.

Главный бухгалтер и руководитель организации не несут ответственность  за налоговые правонарушения, предусмотренные  Налоговым кодексом РФ, поскольку  это не предусмотрено законодательством  РФ о налогах и сборах. В данном случае ответственность наступает  непосредственно у юридического лица. В то же время должностные  лица организаций могут быть одновременно привлечены к административной ответственности. Исключение из этого правила составляют правонарушения, хотя и предусмотренные Налоговым кодексом РФ, но не связанные непосредственно с уплатой налогов и сборов.17

 

 

 

 

 

4. Должностное лицо как субъект административного права

Впервые в законодательстве срок "должностное лицо" введено Законом "О государственной службе". К тому времени в науке и законодательстве употребляли термин "должностное лицо", который не отражал содержания служебных отношений. Сам факт пребывания на службе дает возможность определить только форму трудовой деятельности лица, не касаясь особенностей данной деятельности, срок же "должностное лицо" подчеркивает роль должности, которая служит элементом служебно-правового статуса личности.18

Развитие проблемы должностного лица в правовой науке характеризуется  двумя противоположными тенденциями: широкого и узкого понимания. Яркое выражение они нашли в административном и уголовном праве. Уголовное право определяет должностное лицо с позиции специального субъекта уголовной ответственности. Цель административного права - трактовать понятие должностного лица как обязательного и неотъемлемого участника управленческого процесса. В правовой литературе отмечено, что понятие должностного лица связано с удаленностью государственных служащих как особой категории работников, их классификации, обособлением должностных лиц как особой категории служащих.

Должностное лицо наделено властными полномочиями, которые  предоставляют право принимать  решения в целях урегулирования внутриорганизационных отношений, подбирать и размещать кадры, представлять организационную структуру  в отношениях с другими субъектами. Наличие права на совершение юридически властных действий является важным признаком, на основании которой выделяют должностных  лиц как отдельную категорию  служащих. Такая позиция не вызывает возражений, однако по соотношению  должностного лица с государственным  служащим, то единого мнения среди  ученых на сегодня еще не выработано.

Сторонники широкого понимания  к ним относят служащих государственных  и общественных организаций, которые  выполняют специальные полномочия управленческого характера. Одним  из сторонников такого подхода является Ю. А. Петров, который определил, что  должностными лицами являются государственные  и общественные служащие, от имени  государственных и общественных организаций, учреждений, предприятий  осуществляют управление людьми, а  также связанные с движением  материальных и денежных ценностей. Этот подход не поддержан административистами и неоднократно подвергался критике. Такой признак, как осуществление управления вещами, характеризует деятельность не только должностных лиц, но и других работников, не состоящих на службе. Они могут выполнять отдельные обязанности по управлению материальными и денежными ценностями на основании специальных поручений. Для того чтобы сформулировать понятие должностного лица, надо выявить характерную особенность в статусе этой категории служащих. Именно такой особенностью является, предусмотрены должности специальные полномочия, которые наделяют служащего статусом должностного лица. Все должностные лица наделены юридически властными полномочиями относительно управления людьми. На данной свойства подчеркивают в своих работах сторонники как широкого, так и узкого понимания должностного лица .

В узком понимании должностными лицами являются служащие, осуществляющие "государственно-властные полномочия, определяемые компетенцией и служебной деятельностью". Находясь на государственной службе, должностное лицо наделяется служебными полномочиями и выполняет их в интересах государства. А. В. Петрушин отмечает, что это субъект, который наделен государственно-властными полномочиями, способностью проводить в действие аппарат государственного принуждения. В этом случае подчеркивается осуществления государственно-служебных функций. Д. Н. Бахрах, так характеризует правовое положение этой категории служащих: "... власть для должностных лиц аппарата государственного управления является не столько их субъективным правом, сколько их правовым долгом". Однако власти является неотъемлемым атрибутом всего социального управления - она ​​помогает влиять на других служащих в целях обеспечения эффективности управленческой деятельности. Уже сама должность закрепляет наличие властных полномочий, чтобы служащий, ее занимает, имел право их реализовать. По К. С. Бельским, властные полномочия - это специальные субъективные права, обусловленные статусом должности, позволяющие принимать решения, издавать распоряжения, осуществлять контроль и координацию. Должностное лицо, находясь в должности, не может отказаться от выполнения этих полномочий.19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Решение глобальных проблем  коррумпированности современного государственного управленческого аппарата связано  с необходимостью повсеместной превенции  административных правонарушений. Обеспечение  соблюдения режима нормальной работы, деятельности должностных лиц и  функционирования чиновничьего аппарата в целом -  необходимый атрибут  любого правового государства.

На сегодняшний день, к  сожалению, вопрос об административной ответственности должностных лиц  остается одним из самых жгучих и  животрепещущих вопросов, не только в  науке административного, но также  и уголовного права.

Исходя из содержания данной курсовой работы, можно сделать следующий  вывод: цели и задачи, поставленные во введении, практически полностью выполнены. В моей работе рассмотрены и проанализировав материалы, касающиеся как теории, так и практики административной ответственности должностных лиц. Мне удалось изложить ряд теоретических положений по преодолению некоторых правовых пробелов указанной тематики, ограничившись объемом данной работы, так как проблематика института ответственности должностных лиц в административном праве РФ имеет, по сути, неисчерпаемый характер.

Информация о работе Особенность административной ответственности должностных лиц