Особенность административной ответственности должностных лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является получение необходимых знаний об исполнительной власти и механизме правового регулирования отношений в обществе, которые складываются в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
При написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Изучить общие характеристики, а также особенности ответственности должностных лиц в Российской Федерации.
2. Проанализировать изученный материал, рассмотреть данную проблематику с нескольких позиций.
3. Предложить собственные пути выхода, решения найденных правовых пробелов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Понятие и виды административной ответственности…………4
Сущность административной ответственности……………..7
Основание административной ответственности…………….10
Административные правонарушения……………………………12
Понятия и признаки административного права……………..12
Проблемы разграничения уголовного и административной ответственности за правонарушение…………………………14
Административная ответственность должностных лиц………18
Должностное лицо как субъект административного права…………………………………………………………………...23
Заключение…………………………………………………………….......25
Список использованной литературы………………………...26

Работа содержит 1 файл

курсяк.docx

— 64.33 Кб (Скачать)
    1. Сущность административной ответственности

Административная ответственность  выражается в применении полномочным  государственным органом (должностным  лицом) предусмотренных действующими нормами административного права  конкретных административно-правовых санкций к физическим и юридическим  лицам, виновным в совершении особого  рода правонарушения – административного  правонарушения.

Таким образом, для мер  административной ответственности  характерна показательная функция (административная кара), что не исключает  их общее и индивидуальное превентивное (предупредительное) значение.

Административная ответственность  имеет собственную нормативно-правовую базу. В настоящее время основные нормы, относящиеся к ее регламентации, содержатся в КоАП, в Таможенном кодексе РФ, а также в ряде иных федеральных законодательных актов. В их числе в первую очередь  следует назвать Налоговый кодекс РФ (Общая часть), содержащий составы налоговых правонарушений административно-правового характера. Содержатся такого рода нормы и в иных законодательных и подзаконных правовых актах (например, об архитектурной деятельности, об охране различных видов природных ресурсов и т.п.).

В принципе действует правило, в соответствии с которым все  административно-правовые нарушения  должны быть включены в КоАП.

Однако полная кодификация  законодательства в этой области  не осуществлена. Поэтому не включенные в содержание КоАП нормы действуют  непосредственно, но в соответствии с положениями, закрепленными в  КоАП.

Цели административной ответственности  вытекают из определенных КоАП задач  законодательства об административных пра­вонарушениях.

Они состоят в защите личности, охране прав и свобод человека и  гражданина, здоровья и санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, общественной нравственности, собственности, окружающей среды, установленного порядка осуществления  государственной власти, общественного  порядка, прав юридических лиц и  их объединений от административных правонарушений, а также в предупреждении их совершения. Соответственно этим целям  в КоАП формулируются составы  конкретных административных правонарушений.

Законодательство об административных правонарушениях и, следовательно, об административной ответственности  учитывает разграничение предметов  ведения и полномочий РФ и ее субъектов. Нынешняя редакция КоАП не помогает решению  данной проблемы. Поэтому обратимся  к положениям, сформулированным на этот счет в проекте нового КоАП. С учетом того, что к совместному  ведению РФ и ее субъектов отнесено административное и административно-процессуальное право (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции  РФ), включая защиту прав и свобод личности, правопорядка и общественной безопасности, предполагается следующее  разграничение предметов ведения.5

Ведению РФ в области законодательства подлежит определение: общих положений  и принципов правового регулирования; понятия административного правонарушения; перечня видов административных взысканий и правил их применения; порядка производства по делам об административных правонарушениях; порядка  исполнения постановлений о наложении  административных взысканий. Кроме  того, законодательством РФ устанавливаются: административная ответственность  по вопросам, имеющим общефедеральное  значение, в том числе за нарушение  правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами; перечень органов и должностных  лиц, правомочных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП.

Вне этих пределов субъектами РФ осуществляется собственное правовое регулирование.

Административная ответственность  наступает в случаях нарушения  или несоблюдения общеобязательных правил, т.е. распро­страняющихся на всех физических и юридических лиц, подпадающих под их регулятивное действие. Они разнообразны, в основном носят специальный характер. Это, например, правила: по стандартизации; учету и статистике; безопасности движения и пользования средствами транспорта; воинского учета; пограничного режима; борьбы с контрабандой; обращения  валюты и др. Сейчас многие правила  устанавливаются непосредственно  органами исполнительной власти.

Административная ответственность  наступает в случае нарушения  административно-правовых норм. Вместе с тем действующее законодательство допускает возможность привлечения  к ней за нарушения норм трудового, финансового, земельного и даже конституционного права. Это означает, что она имеет  межотраслевое (в смысле соотношения  правовых отраслей) значение.

Для административной ответственности  характерно, что между органом (должностным  лицом), привлекающим виновных в совершении административного правонарушения, и виновной стороной отсутствуют  отношения подчиненности по службе, работе или учебе. И это понятно, так как нарушаемые правила выходят  за узкие рамки служебной или  иной подчиненности.

Административная ответственность  практически реализуется преимущественно  специально уполномоченными на это  должностными лицами, являющимися представителями  соответствующих исполнительных органов, наделенных контрольно-надзорными функциями  и полномочиями. Ее меры применяются  также судами (мировыми судьями).

Административная ответственность  получает свое непосредственное выражение  в отношении лиц, совершивших  административное правонарушение, в  особых мерах административного  принуждения – в административных взысканиях.

Процессуальной формой реализации административной ответственности  является установленный законодательством  особый порядок производства по делам  об административных правонарушениях.

Наконец, основанием административной ответственности является особый вид  правонарушения – административное правонарушение.

Таким образом, административная ответственность означает наступление  определенных последствий негативного  характера для тех, кто ненадлежащим образом выполняет требования соответствующих  административно-правовых норм. В самом  обобщенном виде она характеризуется в качестве результата совершения административного правонарушения.

 

Каково соотношение административной ответственности с другими видами юридической ответственности?

Административная ответственность  является конкретным видом юридической  ответственности. Присущие ей особенности  позволяют провести грань между  нею и другими видами такой  ответственности.

Так, для уголовной ответственности  основанием является совершение преступления; наступает она исключительно  в судебном порядке; ее основные стороны  регламентированы УК РФ и УПК РФ; уголовной ответственности подлежат только физические лица.

Дисциплинарная ответственность, хотя и наступает во внесудебном  порядке, что сближает ее с административной ответственностью, характерна для отношений, в рамках которых виновный подчинен органу или должностному лицу, являющемуся  субъектом дисциплинарной власти. Основанием ее служит дисциплинарный (служебный) проступок, представляющий собой нарушение  или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей, за что на виновное лицо налагается дисциплинарное взыскание.

Для гражданско-правовой ответственности (имущественной) характерно возмещение убытков или вреда, а потому ее основное содержание составляют последствия  имущественного характера, включая  восстановительные меры. Административная же ответственность не предполагает возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением.6

    1. Основание административной ответственности

Главное в характеристике административной ответственности  – ее юридическое основание, придающее  ей совокупность специфических качеств. Им является, как уже отмечалось, правонарушение особого рода, а именно административное правонарушение. Это  фактическое ее основание. Если нет  состава административного правонарушения, административная ответственность  не может наступить.

Статья 10 действующего КоАП определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие или бездействие, за которое законодательством  предусмотрена административная ответственность. Правонарушение является административным, если его совершение не влечет за собой  уголовной ответственности. Итак, речь идет о противоправном, виновном и  наказуемом деянии.

Что означает противоправность? То, что данное деяние представляет собой посягательство на требования, содержащиеся в со­ответствующих административно-правовых нормах. С другой стороны, то, что этими нормами запрещаются деяния, составляющие фактическое содержание такого рода посягательств.

Все это легко обнаруживается при характеристике любого административного  правонарушения. Например, ст. 165 КоАП предусматривает  злостное неповиновение законному  распоряжению или требованию работника  милиции. Очевидно, что речь идет о  недопустимости подобных деяний, поскольку  они посягают на установленный порядок  управления.7

Но противоправны фактически все виды правонарушений. Однако только для уголовных преступлений используется дополнительный элемент, определяющий их противоправность – общественная опасность. Преступление противоправно, виновно и опасно для общества. Что же касается административного  правонарушения, то оно якобы не представляет собой общественно  опасного деяния. Верно ли это?

Общественная опасность  означает вредность данного деяния для общества, нанесение им или  реальную угрозу нанесения существенного  ущерба общественным отношениям. В  силу этого задачей уголовного законодательства является борьба с посягательствами на общественный строй, собственность, личность и ее субъективные права, на правопорядок. Но ст. 1 КоАП закрепляет точно такие же задачи законодательства об административных правонарушениях. Значит, у преступлений и административных правонарушений одинаковые объекты  посягательств. Отсюда вывод: общественная опасность также является признаком  административного правонарушения, выражением его противоправности. Иначе  трудно объяснить, почему государство  использует свою власть для борьбы с такими деяниями и широко применяет  при этом юриди­ческие средства принудительного  характера, если эти деяния никакой  опасности для интересов общества не представляют.

Иногда административные правонарушения называют антиобщественными, что также созвучно с их общественной опасностью.

Конечно же, они также  и вредоносны. Имеется в виду то, что такие деяния имеют вредные  для общества, граждан, органов и  юридических лиц последствия (или  могут их иметь). В силу этого и  устанавливаются запреты на совершение определенных действий или же предусматривается  отрицательная юридическая оценка определенных бездействий. Это также  показатель их общественной опасности.

Совокупность таких признаков, как противоправность, характер и  объем вредных последствий, степень  виновности, лежит в основе соотношения  между преступлениями и административными  правонарушениями. На этой основе они  различаются и по характеру наказуемости: за административное правонарушение взыскание более мягкое, чем за преступление9

 

 

2.  Административное правонарушение.

2.1. Понятие и признаки административного правонарушения

Административное правонарушение является основанием административной ответственности. Статья 2.1 Кодекса  об административных правонарушениях  определяет его следующим образом  «Административным правонарушением, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  установлена административная ответственность».2

В определении административного  правонарушения употребляются такие  понятия, как действие или бездействие.

Действие – это активная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с  невыполнением обязанностей законных требований, нарушением запрета.

Бездействие – это пассивная  форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с  невыполнением обязанностей и законных требований.10

Для административного правонарушения характерны следующие признаки:

1. Антиобщественность. Законодательством  определено, какое деяние является  антиобщественным в рамках института  административной ответственности,  а какое нет.

2. Противоправность –  заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административной  и иных отраслей права, охраняемые  мерами административной ответственности.

3. Виновность. Законодательство  рассматривает противоправное деяние, совершенное лицом, в качестве  административного правонарушения  только в том случае, если имеет  место вина данного лица, то  есть содеянное было осуществлено  умышленно или по неосторожности.

4. Наказуемость. Административным  правонарушением признается только  то деяние, за которое законодательством  предусмотрена административная  ответственность.

Под составом административного  правонарушения следует понимать установленную  правовой нормой совокупность признаков, при наличии которых противоправное деяние признается проступком.

Под административной ответственностью понимается такая разновидность  юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной и материальной), которая выражается в применении полномочным органом или должностным  лицом административного взыскания  к лицу, совершившему административное правонарушение.

Информация о работе Особенность административной ответственности должностных лиц