Особенность административной ответственности должностных лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является получение необходимых знаний об исполнительной власти и механизме правового регулирования отношений в обществе, которые складываются в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
При написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Изучить общие характеристики, а также особенности ответственности должностных лиц в Российской Федерации.
2. Проанализировать изученный материал, рассмотреть данную проблематику с нескольких позиций.
3. Предложить собственные пути выхода, решения найденных правовых пробелов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Понятие и виды административной ответственности…………4
Сущность административной ответственности……………..7
Основание административной ответственности…………….10
Административные правонарушения……………………………12
Понятия и признаки административного права……………..12
Проблемы разграничения уголовного и административной ответственности за правонарушение…………………………14
Административная ответственность должностных лиц………18
Должностное лицо как субъект административного права…………………………………………………………………...23
Заключение…………………………………………………………….......25
Список использованной литературы………………………...26

Работа содержит 1 файл

курсяк.docx

— 64.33 Кб (Скачать)

Административная ответственность  обладает признаками, свойственными  юридической  ответственности вообще.

Административная ответственность  характеризуется, в первую очередь, множественностью правовых норм, регулирующих разнообразные аспекты деятельности органов государственного управления. Еще одной характерной чертой является то, что административная ответственность носит всеобщий характер, то есть нормы и правила  обязательны для всех без исключения.

Принципами административной ответственности являются:

1. законность

2. целесообразность ответственности

3. ответственность за  вину

4. неотвратимость наказания  в случае привлечения к ответственности

5. индивидуализация мер  ответственности

6. гуманизм

7. гласность

 

Основаниями административной ответственности являются:

Нормативное основание –  нарушение административно-правового  запрета.

Фактическое основание –  совершение административного правонарушения.

Процессуальное основание  – издание правоприменительного акта.11

 

2.2. Проблема разграничения уголовной и административной ответственности за правонарушение

 

Административная ответственность  имеет ряд отличий от других видов  ответственности – уголовной, дисциплинарной, гражданско-правовой и т.д. Наглядно их можно увидеть при детальном  изучении следующей таблицы:

Другие виды юридической  ответственности Административная ответственность регулируется нормами  института административной ответственности, которые содержаться в законах  и подзаконных актах.

Уголовная ответственность  устанавливается только законами;

Дисциплинарная – законодательством  о труде, подзаконными актами, которые  устанавливают особенности положения  отдельных категорий служащих и  рабочих;

Материальная - законодательством  о труде и гражданским законодательством;

Основанием административной ответственности является административное правонарушение

Основанием уголовной  ответственности  является преступление;

Дисциплинарной – дисциплинарный проступок;

Материальной – причинение материального вреда

Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица Субъекты уголовной  ответственности – только физические лица. За административные правонарушения применяются административные взыскания

За преступления – меры уголовной ответственности;

За дисциплинарные проступки  – дисциплинарные взыскания

Административные взыскания  применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц  исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями)

Меры уголовной ответственности  определяются только судом;

Дисциплинарные взыскания  – органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью;

Материальные - судами общей  юрисдикции и арбитражными судами

Применение административного  взыскания не влечет судимости и  увольнения с работы – лицо, к  которому оно применено, считается  имеющим административное взыскание  в течение определенного срока 

Применение мер уголовной  ответственности к лицу, осужденному  за совершение преступления, влечет судимость;

Один из видов дисциплинарного  взыскания – увольнения с работы.

Меры административной ответственности  применяется в соответствии с  законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Уголовные дела рассматриваются  в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;

Дисциплинарные – в  соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства;

Дела о материальной ответственности  – в порядке гражданского и  арбитражного судопроизводства.12

Законодатель выделяет ряд  обстоятельств, которые могут исключить  административную ответственность  либо освободить от нее.

К обстоятельствам, исключающим  административную ответственность, относятся:

1) Не достижение установленного  законом возраста.

2) Невменяемость лица, совершившего  правонарушение, то есть лицо  вследствие хронической, душевной  болезни, временного расстройства  душевной деятельности, слабоумия  или иного болезненного состояния,  не могло отдавать себе отчета  в своих действиях или руководить  ими.

3) Крайняя необходимость  – противоправное деяние, совершенное  для устранения опасности, угрожающей  государственному или общественному  порядку, собственности, правам  и свободам граждан, установленному  порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами  и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.

4) Необходимая оборона  – противоправное деяние, совершенное  при защите государственного  или общественного порядка, собственности,  прав и свобод граждан, установленного  порядка управления от противоправных  посягательств путем причинения  посягающему  вреда, если при  этом не было допущено превышения  пределов необходимой обороны.

Действующим законодательством  субъектами административной ответственности  признаются, как правило, организации, имеющие статус юридического лица.

Из этого правила есть частные и конкретные исключения, например, филиалы предприятий, могут  привлекаться к административной ответственности  за некоторые нарушения налогового законодательства.

Признаки субъекта административного  правонарушения в виде организаций  чаще всего отражаются в деяниях  тех или иных физических лиц, чаще должностных.

Если деяния в законе обезличены, то есть не обозначены лица, которые  могут быть признаны виновными в совершении административного правонарушения, вина коллективного образования определяется по противоправным последствиям его деятельности. Например, когда речь идет об умышленном нарушении организацией законодательства, его норм, субъектами такого нарушения являются должностные лица или иные его работники, также субъектами такого правонарушения могут быть признаны как должностные лица, так и организация в целом.

Коллективные образования  не всегда являются субъектами только специфических для них административных правонарушений. Субъектами определенных административных правонарушений признаются и граждане, и должностные лица, и юридические лица. Например, за нарушение установленного режима использования  земель природоохранного, природа - заповедного, оздоровительного, рекреационного назначений может быть наложен штраф на граждан, должностных и юридических лиц.

Основной мерой административной ответственности, применяемой к  организациям, является штраф. Его размеры  за определенные виды правонарушений подлежат индексации в установленном  порядке. Предусматриваются также  и другие меры ответственности. Так, за правонарушение в области строительства, кроме штрафа, возможно приостановление  действия лицензий на осуществление  строительной деятельности сроком до трех месяцев.

Административная ответственность  организаций может иметь и  имеет конкретные особенности в  зависимости от того, за нарушение  каких отраслей законодательства она  установлена. Но не всегда все особенности  оправданы. Они могут быть результатом  свободного усмотрения, широкие возможности, для которого открывает отсутствие общих правовых основ и принципов административной ответственности коллективных образований.13

 

 

 

 

 

 

 

3. Административная ответственность должностных лиц

Неисполнение обязанностей либо нарушение запретов квалифицируется  как правонарушение и поэтому  влечет неблагоприятные последствия  для нарушителя.

Ответственность за совершение правонарушений установлена федеральными законами. Уголовный кодекс РФ содержит свод запретов, нарушение которых  является наиболее тяжким видом правонарушений, и, как следствие, предусматривает  наиболее тяжкие виды наказаний. Кодекс РФ об административных правонарушениях  устанавливает основания ответственности  за менее тяжкие правонарушения. Кроме  того, основания привлечения к  ответственности содержатся и в  других законах: Налоговом кодексе  РФ, Таможенном кодексе РФ, Гражданском  кодексе РФ.

Каждый должен представлять, что совершение одного и того же противоправного действия или бездействия  может повлечь за собой юридическую  ответственность (дисциплинарную, материальную, гражданскую, административную или  уголовную). Квалификация ответственности  зависит от сопутствующих нарушению  обстоятельств, наличия (отсутствия) умысла и вины, а также от степени опасности (тяжести) последствий, явившихся результатом  этого нарушения.

В российском законодательстве отсутствует легальное определение  понятия «ответственность». Теория права выработала большое количество определений ответственности, но единой точки зрения на этот вопрос нет.

Под юридической ответственностью понимают:

— наказание за совершенное  правонарушение;

— реализацию санкции нормы  права;

— меру государственного принуждения, которая выражается в отрицательных  последствиях для правонарушителя;

— обязанность претерпевать определенные лишения личного или  имущественного характера;

— порицание, как совершенного правонарушения, так и правонарушителя;

— особое правоотношение, возникающее  в связи с совершенным правонарушением.

Таким образом, юридическая  ответственность — это необходимость  лица подвергнуться мерам государственного принуждения за совершенное правонарушение.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности  подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих  служебных обязанностей.14

Должность — понятие, которое  определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности  государственного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отображает содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение.

В российском законодательстве нет единого определения понятия  «должностное лицо». Определение должностного лица, данное в уголовном законодательстве (ст. 285 УК РФ), не имеет универсального характера. Оно распространяется лишь на деяния, предусмотренные гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной  власти, интересов государственной  службы и службы в органах местного самоуправления».

Под должностным лицом  следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции  представителя власти, а равно  лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные  функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных  и муниципальных организациях, а  также в Вооруженных Силах  РФ, других войсках и воинских формированиях  России.

Это определение трудно признать удачным, потому что такие признаки, как «представитель власти», «административно-хозяйственные  обязанности», «организационно-распорядительная деятельность», через которые раскрывается данное понятие, сами недостаточно четко  определены.15

В данном вопросе важным будет отметить уточнение Пленума  Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г.:

1) к представителям власти  относятся работники государственных  органов и учреждений, наделенные  правом в пределах своей компетенции  предъявлять требования, а также  принимать решения, обязательные  для исполнения гражданами или  предприятиями, учреждениями, организациями  независимо от их ведомственной  принадлежности и подчиненности  (народные депутаты, председатели, их  заместители и члены исполнительных  комитетов Советов народных депутатов,  судьи, прокуроры, следователи,  арбитры, работники милиции, государственные  инспекторы и контролеры, лесничие  и др.

2) под организационно-распорядительными  обязанностями следует понимать  функции по осуществлению руководства  трудовым коллективом, участком  работы, производственной деятельностью  отдельных работников (подбор и  расстановка кадров, планирование  работы, организация труда подчиненных,  поддержание трудовой дисциплины  и т.п.). Такие функции, в частности,  осуществляют руководители министерств,  ведомств, государственных, кооперативных,  общественных предприятий, учреждений, организаций и их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами, их заместители и т.п.), руководители участков работ (мастера, прорабы, бригадиры);

Информация о работе Особенность административной ответственности должностных лиц