Основные направления по борьбе с коррупцией в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:20, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть сущность коррупции, ее причины и методы борьбы. Ведь проблема коррупции в последнее время носит массовый характер, затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности. Она настолько въелась в жизнь российскую, что не нуждается даже в синонимах. Коррупция превратилась в системную проблему. И этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ.

Содержание

1 Введение
2 Понятие коррупции
2.1 Явление коррупции
2.2 Коррупция: понятие, сущность, типология
2.3 Аспекты коррупции
2.3.1 Социально- экономические аспекты
2.3.2 Политические аспекты
2.3.3 Правовой аспект
2.4 Бюрократизм в России как элемент коррупции
3 Причины коррупции
3.1 Предпосылки возникновения коррупции
3.2 Неэффективность государственного управления
3.3 Неразвитость гражданского общества
3.4 Несовершенность законодательства
4 Основные направления по борьбе с коррупцией
4.1 Необходимость разработки национального плана
4.2 Усовершенствование законодательства - приоритетная мера борьбы с коррупцией
4.3 Информационная открытость и прозрачность деятельности государственной власти
4.4 Проведение институциональных преобразований
4.5 Антикоррупционные организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Распределение коррупции по регионам России

Работа содержит 1 файл

коррупция.doc

— 451.50 Кб (Скачать)

     В своей деятельности Центр ТИ-Р  исходит из приоритетной роли общества в противодействии коррупции  в широком смысле этого слова, и обеспечения прозрачности и подотчетности в деятельности государственных органов.  

    Межрегиональное Общественное Движение «Против коррупции» (МОД)

     Цель  проекта:

     Инициаторы  проекта уверены, что создание задуманной ими разветвленной коммуникационной системы и развитие диалоговых форм взаимодействия с участниками проекта и целевыми аудиториями будет:

    • последовательно сужать поле возможностей коррупции;
    • воздействовать на общественное сознание в духе нетерпимости к коррупции;
    • внедрять идею необходимости общественного контроля за деятельностью государственных органов;
    • внедрять идею необходимости института «парламентского расследования» как неотъемлемой части гражданского общества;
    • содействовать созданию общественно-политических структур, сплачивающих своих членов на основе преданности своей стране, духу гражданской ответственности, заинтересованного отношения ко всему, что происходит в стране.

     Миссия  проекта:

    • Влиять на общественное сознание, прививая уважение к закону всех слоев общества;
    • Обобщать инициативы по совершенствованию законодательства;
    • Стать мостом к будущему здоровому обществу;
    • Вместе с активными силами общества искать пути к оздоровлению страны;
    • Вместе со сторонниками подрубать корни коррупции.
 

    Региональный  общественный фонд «Информатика для демократии» (Фонд ИНДЕМ)

     Является негосударственным некоммерческим общественным объединением

     Основной  целью Фонда, закрепленной в его  Уставе, является формирование - на основе не запрещенных законом поступлений  – имущества, необходимого для разработки и реализации проектов, инициатив и программ, направленных на содействие становлению и развитию в России демократических институтов с использованием новейших достижений политологии, юриспруденции, экономики, социологии, социальной психологии, информатики и других смежных наук.

     Межрегиональная общественная организация  «Общественный антикоррупционный комитет»( МОО)

     Будучи  институтом гражданского общества, “Общественный антикоррупционный комитет” ставит перед собой целью участие в построении современной демократической модели государства через формирование антикоррупционных барьеров, что особенно важно в связи с проводимой в настоящее время административно реформой. Комитет исходит из того, что противостоять коррупции можно, лишь объединив усилия, органов власти и управления, правоохранительных структур и институтов гражданского общества.

     Деятельность  Комитета направлена на то, чтобы увеличить  степень ответственности чиновников за свою работу, сделав ее более прозрачной и подконтрольной. Для этого Комитет занимается изучением текущей коррупционной ситуации, выработкой конкретных и практически реализуемых предложений, направленных на создание эффективной схемы взаимодействия власти и гражданских институтов в деле борьбы с коррупцией, ликвидацией ее прямых и косвенных последствий.

     Все это призвано способствовать повышению  доверия граждан к власти, улучшению  инвестиционного климата и интеграции нашей страны в мировое экономическое  сообщество, что в свою очередь  качественно отразится на повышении  уровня жизни граждан России.

     Деятельность  Комитета строится на публичной основе, к работе привлекаются эксперты, представители  бизнеса, науки, творческой интеллигенции. МОО “Общественный антикоррупционный комитет” развивает сеть региональных представительств, в крупных городах России, последовательно создавая реальную и дееспособную структуру, активно сотрудничающую с властью в деле борьбы с коррупцией. 

    Общероссийская  общественная организация "Общественная комиссия по борьбе с коррупцией"

     Основной  целью Организации  является:

  • Содействие консолидации широкой общественности в содействии правоохранительным органам в борьбе с преступностью и коррупцией;
  • содействие выявлению случаев коррупции и злоупотребления служебным положением должностных лиц государственных и иных организаций и служб.

     Основными задачами Организации  являются:

  • оказание общественной поддержки деятельности правоохранительных, других государственных органов и организаций, общественных объединений, направленной на обеспечение законности и укрепления правопорядка, усиление борьбы с преступностью;
  • участие в международных, федеральных и региональных программах и акциях по борьбе с терроризмом, преступностью, коррупции и другими правонарушениями, разработке научно-практических рекомендаций по данным вопросам;
  • подготовка ежегодных аналитических докладов по проблемам, связанным с борьбой с организованной преступностью и коррупцией, по совершенствованию международных, межнациональных и межконфессиональных отношений, по вопросам духовного сближения народов, а также доведение этих докладов до сведения широкой российской и зарубежной общественности заинтересованных структур и организаций;
  • оказание общественной поддержки и помощи гражданам и организациям по защите их прав, свобод и законных интересов, гарантированных Конституцией Российской Федерации и между народными соглашениями;
  • содействие повышению уровня правового информирования населения;
  • содействие защите прав и основных свобод граждан от противоправных решений и действий представителей государственных и иных структур органов власти;
  • доведение до сведения широкой общественности и правоохранительных органов государственной власти, через средства массовой информации и общественные запросы в контролирующие органы государственной власти, выявленных случаев коррупции и других правонарушений;
  • исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения; - информирование общества о принятых решениях правоохранительных и иных органов государственной власти по факту выявления коррупции и других правонарушений; - проведение социологических опросов;
 

     Генеральная прокуратура Российской Федерации

     Противодействие коррупции всегда было и является приоритетной задачей для органов  прокуратуры.

     Исходя  из того, что участие России в  ратифицированных Конвенции ООН  против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требует создания необходимых не только правовых, но и организационных предпосылок, в августе 2006 г. Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка утвердил новую стратегию работы органов прокуратуры по противодействию коррупции. В соответствии с ней прокуроры ориентированы не только на проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявление коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий.

     С целью реализации положений статьи 36 Конвенции ООН против коррупции, а также с учетом того, что проявления коррупции могут наблюдаться  в различных сферах жизнедеятельности  государства и общества, в августе 2007 г. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации создано специализированное подразделение по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Аналогичные подразделения создаются в субъектах Российской Федерации.

     К компетенции управления и структурных  подразделений на местах отнесены вопросы борьбы с коррупцией в сфере государственной и муниципальной службы, включая коррупцию среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, руководителей регионов и муниципальных образований, депутатов, судей, прокуроров и других публичных должностных лиц.

     В состав управления входят отдел по надзору за соблюдением федерального законодательства и отдел по надзору  за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной  деятельностью, обеспечению участия  прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, а также организационно-методическая группа.

     Основные  направления деятельности этих подразделений  можно разбить на следующие группы:

  • выявление коррупционных проявлений и проведение по ним соответствующих проверок;
  • надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности по делам коррупционной направленности;
  • осуществление надзора за соблюдением уголовно-процессуального законодательства в процессе расследования уголовных дел о фактах коррупции;
  • поддержание государственного обвинения в стадии судебного производства по таким уголовным делам;
  • участие в международном сотрудничестве с антикоррупционными и иными структурами других стран;
  • мониторинг и анализ исполнения законодательства о борьбе с коррупцией и выработка предложений по его совершенствованию.

     Несомненно, роль общественных организаций, которые, собирая весь свой потенциал, проводят антикоррупционную борьбу, очень значительна. Оказание общественной поддержки и помощи гражданам и организациям по защите их прав, свобод и законных интересов, формирование антикоррупционного мировоззрения и правосознания граждан, содействие выявлению случаев коррупции и злоупотребления служебным положением должностных лиц государственных и иных организаций и служб и т.д. – все это направлено на выработку конкретных предложений, направленных на создание эффективной схемы взаимодействия власти и гражданских институтов в деле борьбы с коррупцией.

 

      Заключение 

     Главным препятствием для реализации мер  по борьбе с коррупцией является неудовлетворительное состояние законодательной базы. Правовая база противодействия коррупции представлена лишь уголовно-правовыми нормами и международными правовыми актами, которые страдают отсутствием механизмов реализации.

     Характеристика  современной коррупции имеет ряд особенностей, в их числе:

     1. Современная коррупция сориентирована  на максимальное использование  возможностей личного обогащения  чиновников. Так, несовершенство  законодательства о приватизации  позволило значительной части  чиновничьего корпуса извлечь немалую выгоду.

     К примеру, ход аукционов контролировался  определенными структурами по простой  и эффективной схеме: отторжение действительных покупателей путем  планомерного завышения называемой цены с последующим отказом от внесения платы, в результате чего объект доставался заранее определенному приобретателю по смехотворно низкой цене.

       Широко практикуется подкуп чиновников в ходе выделения и оформления права собственности на земельные участки. Крупные нелегальные доходы извлекаются при оформлении экспортно-импортных операций, в частности всех операций, касающихся стратегически важных сырьевых товаров.

     2. Современная коррупция тесно  связана с общеуголовной преступностью  и по своим количественным  и качественным показателям характеризуется аналогичными признаками, в том числе такими, как тенденция к увеличению доли деяний, отличающихся более высокой степенью общественной опасности.

     Наибольшую  опасность представляют устойчивые связи коррупции с организованной преступностью. Посредством широкомасштабной коррупции создается система защиты организованных преступных структур от социального контроля, состоящая в активном противодействии органам правопорядка, следствию, работе учреждений уголовно-исполнительной системы.

     3. В современных условиях происходит изменение традиционно сложившихся связей коррупции с должностными, хозяйственными и имущественными преступлениями. Коррупционеры все в большей степени вступают в контакты с уголовниками других "специализаций", например, для обеспечения условий выживания не гнушаются прибегать к услугам наемных убийц, профессиональных вымогателей и др.

     4. Коррупция в наше время получила  прочную опору в виде безнаказанности  коррумпированных чиновников. Об  этом свидетельствует высокая  степень латентности преступлений (завуалированность, скрытость чего-либо), совершаемых должностными лицами с использованием служебного положения.

     5. Современная коррупция существует  в условиях напряженной криминогенной  обстановки, которая расставляет  приоритеты таким образом, что  действия продажных чиновников не всегда выдвигаются на первый план по своей опасности.

     6. Современная коррупция последовательно  расширяет «зоны влияния», проникая  в новые сферы, ранее от нее  хорошо защищенные, в частности  в правоохранительную деятельность.

     7. Современная коррупция внедрилась в высшие эшелоны власти, что делает ее особенно опасной.

     Вышеперечисленными  особенностями характеристика современной  коррупции не исчерпывается, но они  являются стержневыми и определяющими  данное явление.

     Коррупция может привести к масштабному разворовыванию государственного имущества, тем самым существенно подорвать экономику страны.

     Избранный президент РФ Дмитрий Медведев видит причины коррупции в России в тотальном неуважении к законам: «Корни этого явления лежат в том, что значительная часть населения просто плюет на соблюдение законов, - сказал он. - Либо мы научимся жить по закону и не думать, надо ли нам его исполнять, а просто исполнять и соблюдать, либо люди будут считать, что им все возможно» [46]

     Необходим комплекс мероприятий, основными звеньями которых должны стать разработка концепции государственной политики в отношении борьбы с коррупцией и принятие федерального закона «О противодействии коррупции». Это станет отправной точкой и создаст основу для дальнейшего развития законодательства.

     Ведь коррупция в России особая, какой ни в одной серьёзной стране уже давно нет: у нас воруют по закону: наши нормативные акты то и дело допускают чиновника к рулению разного рода активами (в том числе частными), не определяя жёсткого алгоритма его действий, — это и есть вечно живой корень коррупции. Она цветёт неприлично уже пышным цветом не потому, что за неё не расстреливают, и не потому, что нет закона с названием «О коррупции», а потому, что огромное количество законов и подзаконных актов с другими именами имеют вполне конкретную взяткоёмкость (порой почти бесконечную), которая в подлунном мире не может остаться нереализованной.

Информация о работе Основные направления по борьбе с коррупцией в России