Основные направления по борьбе с коррупцией в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:20, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть сущность коррупции, ее причины и методы борьбы. Ведь проблема коррупции в последнее время носит массовый характер, затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности. Она настолько въелась в жизнь российскую, что не нуждается даже в синонимах. Коррупция превратилась в системную проблему. И этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ.

Содержание

1 Введение
2 Понятие коррупции
2.1 Явление коррупции
2.2 Коррупция: понятие, сущность, типология
2.3 Аспекты коррупции
2.3.1 Социально- экономические аспекты
2.3.2 Политические аспекты
2.3.3 Правовой аспект
2.4 Бюрократизм в России как элемент коррупции
3 Причины коррупции
3.1 Предпосылки возникновения коррупции
3.2 Неэффективность государственного управления
3.3 Неразвитость гражданского общества
3.4 Несовершенность законодательства
4 Основные направления по борьбе с коррупцией
4.1 Необходимость разработки национального плана
4.2 Усовершенствование законодательства - приоритетная мера борьбы с коррупцией
4.3 Информационная открытость и прозрачность деятельности государственной власти
4.4 Проведение институциональных преобразований
4.5 Антикоррупционные организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Распределение коррупции по регионам России

Работа содержит 1 файл

коррупция.doc

— 451.50 Кб (Скачать)

     Вся деятельность государственной службы должна быть прозрачной для гражданского общества. Это позволит установить публичный контроль над деятельностью власти. В этом должен состоять основной смысл модернизации государственной службы. Общественный контроль позволит предупреждать, выявлять и устранять обстоятельства, которые способствуют коррупции и злоупотреблениям на государственной службе. Общественный контроль над деятельностью государственных органов и госслужащих позволит одновременно повысить качество и эффективность их работы.

     Модернизация судебной власти и правоохранительных органов

     20 мая Дмитрий Медведев провел  в Кремле совещание, посвященное  совершенствованию судебной системы  страны. Президент заявил, что российская  судебная система должна быть  эффективной, открытой и независимой  от других ветвей власти. Для достижения этой цели Дмитрий Медведев считает необходимым внести ряд существенных изменений в законодательство [44]

       Эффективная судебная система — это в значительной мере критерий демократичности власти. Необходимо помнить, что судебная власть — единственная, которая защищает человека от государства. Не хотят менять сложившуюся систему именно властные структуры, потому что им так удобнее. Сломать коррупционную составляющую в судебной сфере — значит, институционализировать отношения власти и общества, сделать их открытыми и прозрачными, основывающимися на нормах права. Судебную реформу можно объявлять сколь угодно часто, но при молчаливом сопротивлении правящего класса она не сдвинется с места. Проблемы судебной системы заключаются в неоднозначности законов, которые можно трактовать в тех или иных интересах, чем нередко пользуются судьи. В России распространено предпочтение к расплывчатым нормам права, так как неопределенность выгодна. Коррупция в судебной системе имеет самые тяжелые последствия, поскольку представляет собой угрозу для всего судебного сектора: когда политики - исполнительная власть - влияют на работу судов. И это вполне типично для посткоммунистических стран. И у бизнес-элиты есть способы давить на суды. Если граждане не верят своим судам, правоохранительным органам, не может идти речи о нормальном функционировании бизнеса, об иностранных инвестициях. Нарушения прав человека не могут быть расследованы в стране, где суды подвержены коррупции, там не могут выноситься справедливые решения. В конце концов, хорошо работающая судебной система - это основа демократии, основа международной правовой системы.

     Не  столько владение информацией о  правовых нормах, сколько монополия  на их истолкование позволяет властям  по своему усмотрению ориентировать поведение людей. Расплывчатость правовых норм становится одним из важнейших ресурсов, используемым властью для распространения всевозможных практик сокрытия доходов, проступков, преступлений. Подчинение же ясным и твердым правилам лишает чиновников, и естественно судей, широкого пространства выбора, что делает их заложниками права.

     Нужна система мер, в которой суд  должен рассматриваться не в качестве органа управления, а как способ решения спора. Поэтому предложения  Д.Медведева, предусматривающие утверждение безусловного приоритета законов по отношению к подзаконным актам, которые издает исполнительная власть, формирование новое правосознания в стране, основанного на понимании каждым человеком необходимости соблюдения закона, создание действенной, эффективной, независимой судебной системы, способны сдвинуть дело с мертвой точки.

     Президент может опереться только на гражданское  общество, потому что небольшая часть  честных чиновников не в состоянии  решить проблему. Активные, заинтересованные граждане, свободные средства массовой информации, смогут сделать гораздо больше, чем предпринятые административные меры. Препятствовать будет административно-чиновничий аппарат, который не умеет по-другому работать. Помогать Д.Медведеву будет инновационно настроенная часть правящей элиты, малый, средний и частично крупный бизнес, гражданское общество. Перспективы расцениваю высоко, так как при решительной власти общество активизируется и сможет обеспечить легитимность намеченных преобразований.

     Совершенствование правоохранительной системы в целом заключается в устранении необоснованного дублирования функций и полномочий в деятельности правоохранительных органов, в существенном повышении заработной платы ее работников при одновременной оптимизации их численности, а также в росте уровня технического обеспечения. В условиях глобальных мировых вызовов терроризма российским правоохранительным органам следует глубоко интегрироваться в международные антикриминальные и антитеррористические организации. 

     Реформа естественный монополий

     Финансы структурообразующих компаний –  «Газпрома», РАО «ЕЭС», АО «Российские  железные дороги» остаются крайне непрозрачными  не только для внешних наблюдателей, но и для совладельцев-акционеров. Это касается как издержек, так  и финансовых потоков, анализ которых затруднен сложной и во многом запутанной системой внутреннего учета, перекрестным субсидированием, большим количеством дочерних и аффилированых структур, непрофильных активов. Многое остается неясным и в части мотивов принимаемых инновационных решений. В то же самое время происходит постоянное давление со стороны этих монополий, направленное на регулярное и значительное повышение цен и тарифов на их продукцию и услуги.

     В связи с этим внедрение финансовой и административной прозрачности в работу естественных монополий позволит оздоровить их финансовое состояние, навести порядок в их финансовой отчетности, отсечь структуры, которые заняты коррупционной деятельностью. Обстановка финансовой и административно-управленческой прозрачности позволит затем заняться реструктуризацией РАО «ЕЭС», «Газпрома», «РЖД», «Связьинвеста» и т.д. Только гласность и открытость деятельности российских монопольных гигантов станет условием их разукрупнения и частичной приватизации.

     Разделение  сектора, в рамках которого будет сохраняться государственная монополия, и секторов, в которых будет поощряться частная конкуренция, должно быть проведено на первом этапе реформ специальным уполномоченным правительственным органом на основе четко определенных критериев и при публичном контроле со стороны Государственной думы и Совета Федерации. Приватизация активов в этих секторах должна проводиться гласно и на конкурсной основе независимой государственной структурой на основе специальных законов, которые должно принять Федеральное Собрание. 

     Реформа жилищно-коммунального  хозяйства

     В реформе ЖКХ, так же как и в  реформах естественных монополий, первоочередным шагом должно быть обеспечение прозрачности этой сферы. Это позволит обществу контролировать и вести анализ функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Следствием общественного контроля станет неизбежная ликвидация бизнес-структур, паразитирующих на объектах ЖКХ. Следующий шаг – отмена любых льгот для коммерческих организаций, оказывающих коммунальные услуги населению. Это должно быть обязательным условием лицензирования подобных организаций, так как они эксплуатируют теневые отношения в этой сфере услуг.

       Необходимо также обеспечить  формирование системы учета реальных  объемов потребляемых населением  услуг, определение минимального набора услуг, при отсутствии которого не может взиматься плата за коммунальные услуги. Прозрачность деятельности ЖКХ, таким образом, является основой всей реформы, суть которой в ликвидации причин коррупции, теневых отношений в этой сфере.

     Предлагается  акционировать предприятия ЖКХ и передать в частные руки. На сегодня, в России доля убыточных предприятий ЖКХ достигает 60 процентов.  

     Налоговая реформа

     Настоящая налоговая реформа в современных  условиях – это система мер, которые  обеспечивают для налогоплательщика открытость и прозрачность всех форм налогообложения. Необходимо создать эффективные антистимулы для неплательщиков, вплоть до фактического блокирования их предпринимательской активности. Следует способствовать снижению налогового бремени до оптимального уровня. Налоговая система должна стимулировать создание новых рабочих мест, новых производств, малого и среднего бизнеса. Одним из главных условий налоговой реформы является повышение эффективности налоговых служб, искоренение коррупции в их рядах. Решить эти проблемы возможно только в условиях гласности и открытости их деятельности.

     Президент России на экономическом форуме в  Красноярске Медведев Д. заявил, что  закон о новой ставке НДС должен быть принят "как можно быстрее".

     Второй  блок - инновационный. Медведев пообещал налоговые послабления компаниям, которые вкладываются в переоснащение производства. В частности, более гибкую систему амортизации и стимулирование расходов на опытно-конструкторские разработки путем более быстрого списания затрат на них.

     Третий  блок - социальный. Медведев предложил  полностью освободить от обложения  НДФЛ, ЕСН и налога на прибыль  расходы на образование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание [45] 

     Реформа финансового сектора

     Важной  сферой, где существующие институты требуют срочных усилий со стороны государства по искоренению условий для коррупции, является финансовый сектор. В этой сфере необходимо быстрее добиваться большей прозрачности кредитных учреждений, включая перевод их на международную систему финансовой отчетности в бухгалтерском учете. Следует раскрывать информацию о структуре собственности, о владельцах банков, открытой оценки капитала. Это будет способствовать устранению теневых финансовых операций в банковском секторе. Между тем в настоящее время в Москве функционирует свыше 700 банков, а в Нью-Йорке – центре финансового мира – только 60. О чем говорит это сопоставление количеств банков? Только об одном – об отмывании банками в Москве «грязных» денег.

     Необходимо  внести в законодательство требования о четко определенной ответственности владельцев за обязательства их кредитных учреждений, начать работу по сбору информации о кредитной истории заемщиков. Принципиально важно работать по восстановлению доверия вкладчиков к банковской системе, в том числе и ведя отбор банков для включения в систему гарантирования вкладов населения. Между тем многие частные банки не умеют, да и не желают трудиться для достижения такого доверия. Поэтому люди в этих условиях выбирают крупные государственные банки для хранения своих сбережений. Частным банкам, чтобы выстоять в конкурентной борьбе, придется радикально улучшать свое корпоративное управление и следовать принципам открытости и прозрачности.

     Совершенно  очевидно, что коррупция в России носит системный характер, являясь симптомом более глубоких проблем нашего общества. В связи с этим, борьба с коррупцией также должна носить системный характер.

     Особую  роль в борьбе с коррупцией играют организации, которые ведут постоянный контроль, регулируют, просвещают, прилагая все усилия для противостоянию коррупции. 

    1. Организации, занимающиеся противодействием и борьбой с  коррупцией
 

     Комиссия  Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации  по противодействию  коррупции. 

     Комиссия  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по противодействию коррупции активно занимается:

  • осуществления в пределах своих полномочий деятельности, направленной на противодействие коррупции в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;
  • анализа федерального законодательства в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции;
  • подготовки предложений по совершенствованию федерального законодательства в области правового обеспечения противодействия коррупции.

     С 2004 года по 30 ноября 2007 года Комиссией  Государственной Думы по противодействию  коррупции было рассмотрено более  тысячи шестисот обращений, заявлений  и жалоб, из них 1178 – от граждан, 436 – от организаций. Объем приложенных к обращениям документов составил более 13 тысяч листов.

     Центр антикоррупционных  исследований и инициатив  «Трансперенси Интернешнл-Р»

     АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Р» (Центр ТИ-Р) является некоммерческой общественной организацией, целью деятельности которой является создание единой национальной антикоррупционной системы, которая могла бы решать три блока задач:

  • Формирование антикоррупционного мировоззрения и правосознания граждан
  • Институализация «прозрачности»
  • Предотвращение коррупции через обеспечение действенности антикоррупционных механизмов

Информация о работе Основные направления по борьбе с коррупцией в России