Органы исполнительной власти Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть понятие, структуру и содержание деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, можно выделить ряд задач необходимых для ее достижения:
- изучить учебную и научную литературу, рассматривающие понятийный аппарат органов исполнительной власти;
- рассмотреть нормативно-правовую базу;
- проанализировать основные документы, в которых отражаются принципиальные позиции в отношении органов исполнительной власти.
Объект исследования – органы исполнительной власти.
Предмет исследования – понятие, структура и система органов исполнительной власти.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и виды органов исполнительной власти

Понятие и признаки органов исполнительной власти
Виды органов исполнительной власти

Глава 2. Система и структура органов исполнительной власти
Глава 3. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
3.1. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
3.2. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
Глава 4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, порядок их формирования
4.1. Система и структура органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Заключение
Список нормативно-правовых актов и литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая АП органы исп.власти.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

       Формирование  системы органов исполнительной власти не является самоцелью. Они призваны оказывать позитивное влияние на развитие общества. Эту функцию они могут успешно выполнять при наличии необходимых условий. К числу общих условий нормальной работы органов исполнительной власти следует отнести:

       а) наличие качественного и стабильного законодательства;

       б) четкое определение правового статуса всех звеньев исполнительной власти, их взаимодействия и отношений со структурами других ветвей государственной власти, а также объектами управляющего воздействия;

       в) стабильность, относительный консерватизм (в конструктивном смысле слова) систем субъектов исполнительной власти. Организационные импровизации парализуют работу. На основе вычленения объективно необходимых функций государственного управления должны создаваться органы исполнительной власти;

       г) законодательное упорядочение службы в государственных 
органах;

       д) установление реальной неотвратимой правовой ответственности служащих государственных органов, в том числе повышенной для должностных лиц, за нарушение дисциплины и совершение других правонарушений;

       е) установление гарантий ограничения действия закона Паркинсона, препятствующих инерции разбухания управленческого 
аппарата, возникновению параллельно действующих управленческих структур, расширению и углублению бюрократизма в системе 
исполнительной власти;

       ж) необходим постоянный государственный и общественный 
контроль за действиями исполнительной власти на всех уровнях.

Полномочия  Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

       Статус  Президента Российской Федерации определен  Конституцией РФ. Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Хотя Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, он не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти. Тем не менее, основной удельный вес полномочий и их характер позволяют отнести его также к особым субъектам исполнительной власти.

       Президент РФ обладает широкими полномочиями в области исполнительной власти. Эти полномочия относятся как к формированию организационной системы, так и к содержанию ее функционирования.

       Президент РФ формирует Правительство РФ. Предусмотренное  Конституцией РФ согласование Президентом  с Государственной Думой назначения Председателя Правительства РФ имеет формально процедурный характер. Президенту принадлежит право принимать или отклонять отставку Правительства РФ; определяя внешнюю и внутреннюю политику, Президент тем самым оказывает законное влияние на различные стороны самого содержания деятельности Правительства РФ и всей системы исполнительной власти.

       Именно  этим обусловлена юридическая зависимость  Правительства РФ от Президента. Она отчетливо проявляется в том, что Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; его указы и распоряжения обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 90 Конституции РФ); он вправе отменять постановления и распоряжения Правительства РФ (п. 3 ст. 115 Конституции РФ); указы Президента относятся к системе актов, составляющих правовую основу деятельности Правительства РФ (ст. 113, п. "ж" ст. 114 Конституции РФ); Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ (п. 2 ст. 85).

       Вместе  с тем, с точки зрения требований законности, Президент РФ не должен подменять органы исполнительной власти, представляющие, собой самостоятельные звенья системы этой власти.

       Федеральным законом от 29 июля 2000 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" расширены возможности Президента РФ в укреплении законности в деятельности, в частности, исполнительных органов субъектов РФ. В случаях, указанных в данном Законе, Президент РФ вправе вынести высшему должностному лицу субъекта РФ предупреждение, отрешить, отстранить его от должности 5.                                                             Решение Президента РФ об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от должности влечет за собой отставку возглавляемого указанным лицом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Президент РФ вправе по мотивированному представлению Генерального прокурора РФ временно отстранить высшее должностное лицо субъекта РФ от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

         Президент РФ выносит предупреждение высшему должностному лицу субъекта РФ в случае:

       - издания высшим должностным лицом субъекта РФ нормативно-правового акта, противоречащего Конституции РФ, Федерального конституционного закона, федерального закона, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта РФ в течении двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течении иного предусмотренного решения суда срок не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

       Полномочия Президента РФ:

       - назначает с согласия Государственной  Думы, Председателя Правительства  РФ;

       - имеет право председательствовать  на заседаниях Правительства  РФ;

       - принимает решения об отставке  Правительства РФ;

       - представляет Государственной Думе  кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;

       - по предложению Председателя  Правительства РФ назначает на  должность и освобождает от  должности заместителей Председателя Правительства РФ;

       - формирует и возглавляет Совет  Федерации РФ;

       - формирует администрацию президента  РФ;

       - назначает и освобождает полномочных  представителей Президента РФ;

       - вносит законопроекты в государственную  Думу;

       - подписывает и обнародует федеральные законы;

       - издает указы и распоряжения;

       - обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

       - может использовать согласительные  процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; а также между различными органами исполнительной  власти субъектов РФ.

       Учрежден  институт Полномочного представителя  Президента РФ в федеральном округе, Полномочный представитель призван обеспечить реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. К его основным задачам относятся: организация в федеральном округе работы по реализации органами государственной власти направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ; организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ; представление Президенту РФ докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

       Президент РФ является Председателем Государственного Совета Российской Федерации, членами которого являются по должности высшие должностные лица (руководители) высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Будучи совещательным органом, Государственный Совет призван содействовать реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Хотелось бы еще раз подчеркнуть важность роли органов исполнительной власти в системе разделен6ия властей российского права. Таким образом, органы исполнительной власти представляют собой институт, который, являясь частью государственного аппарата, имеет компетенцию, структуру, масштаб деятельности и образуется в порядке установленном законом или нормативным актом и выступает по поручению государства.

       Основной  функцией исполнительной власти является исполнение законов. Органы наделены правом, принимать решения в рамках закона и издавать нормативно-правовые акты. Подводя итог, можно выделить основные функции органов исполнительной власти:

    • планирование – определение направлений, целей, задач и результатов той или иной управляемой деятельности;
    • правовое регулирование – установление правового режима деятельности и функционирование в его рамках;
    • контроль – проверка фактического положения дел для выявления и устранения нарушений в исполнении законов, планов и программ;
    • учет материальных, денежных и иных средств для осуществления исполнительной деятельности и достижения ее конечных результатов.

Органы  исполнительной власти осуществляют процесс  управления, включающий выработку и  принятие решения, его исполнения, контроль за исполнением и подведение итогов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список нормативно-правовых актов и литературы: 

       1.    Конституция Российской Федерации 1993 г.

       2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г.

       3. О системе и  структуре федеральных  органов исполнительной  власти: Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314.

       4.   Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации  от 20.05.2004 г. № 649.

       5.   Определение Конституционного Суда РФ от 28.11.2000 г. № 225-0

       6. Положение о Территориальном управлении министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Утв. Приказом министерства от 17.11.1999 г. // Российская газета. 20901. 1 марта.

       7. Положение о Территориальном подразделении государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ. Утв. Приказом государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ от 14.05.2001 г. // Российская газета.

       8. О Правительстве Российской Федерации:  Федеральный конституционный закон  от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ // СЗ РФ. 1997. № 51.

       9. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ: Федеральный закон от06.10.1999 г. № 184-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 31. Ст. 3205.

       10. Алехин А.П., Кармалицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. -  М.: Зерцало. – 2003. -  496 ст.

       11. Надеев Р.К. Структура федеральных  органов исполнительной власти. Нужна система // Журнал Российского  права. 1999. № 3/4.

       12.  Полянский И.А. Организация исполнительной  власти субъекта Российской Федерации. – М., 2001.

       13. Пронина В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти // Журнал российского права. 1998. № 2.

         

Информация о работе Органы исполнительной власти Российской Федерации