Органы исполнительной власти Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть понятие, структуру и содержание деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, можно выделить ряд задач необходимых для ее достижения:
- изучить учебную и научную литературу, рассматривающие понятийный аппарат органов исполнительной власти;
- рассмотреть нормативно-правовую базу;
- проанализировать основные документы, в которых отражаются принципиальные позиции в отношении органов исполнительной власти.
Объект исследования – органы исполнительной власти.
Предмет исследования – понятие, структура и система органов исполнительной власти.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и виды органов исполнительной власти

Понятие и признаки органов исполнительной власти
Виды органов исполнительной власти

Глава 2. Система и структура органов исполнительной власти
Глава 3. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
3.1. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
3.2. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
Глава 4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, порядок их формирования
4.1. Система и структура органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Заключение
Список нормативно-правовых актов и литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая АП органы исп.власти.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

       б) общие полномочия. В их пределах организует реализацию внутренней и  внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социальной сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию и др.;

       в) полномочия в различных сферах: экономической, социально-культурной, административно-политической, внешних отношений.

       В числе ключевых полномочий, которые  призвано осуществлять Правительство  РФ, можно назвать следующие. На него возложены: разработка и обеспечение  исполнения федерального бюджета, проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения. Оно организует разработку и исполнение прогнозов экономического и социального развития России; утверждает и обеспечивает выполнение важнейших федеральных программ. На него возложено обеспечение проведения единой государственной политики в области экологии. Оно координирует работу органов исполнительной власти по совместному проведению природоохранительных мероприятий и реализации крупных экологических программ федерального и международного значения; принимает меры по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, а также стихийных бедствий.

       Правовыми формами осуществления Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ. Правительство также обеспечивает их исполнение. 

Федеральные министерства

       Федеральное министерство – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. 

Общие функции федерального министерства:

       1) осуществление выработки государственной политики в установленной сфере деятельности;

       2) осуществление нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности за исключением тех вопросов, регулирование которых осуществляется законодательным органом Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации;

       3) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств:

       - утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;

       - вносит в Правительство Российской Федерации проект положения о данном органе и численности штатов;

       - вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по финансированию федеральных служб и федеральных агентств из федерального бюджета;

       - отменяет противоречащие федеральному законодательству решения федеральных служб и федеральных агентств;

       - вносит в Правительство Российской  Федерации предложения о назначении  на должность и освобождении  от должности руководителей федеральных  служб и федеральных агентств.

       Налицо  два основных момента, с помощью которых можно понять административно-правовой статус современного министерства.

       Прежде  всего, оно действует в качестве отраслевого органа. Об этом свидетельствует  указание на то, что министерство "управляет  установленной сферой деятельности". Эта новая формула, пришедшая на смену традиционной для характеристики министерств формулы, "осуществляет отраслевое управление".

      Следует подчеркнуть, что часть федеральных  министерств подведомственна непосредственно  Президенту РФ (обороны, внутренних дел, иностранных дел и т.д.) по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ.

      Установлено, что федеральное министерство возглавляет  входящий в состав Правительства  министр РФ (федеральный министр). Федеральные министры назначаются  на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства.

      Компетенция федеральных министерств определяется положениями о них, которые утверждаются либо Президентом в отношении  подведомственных ему органов, либо Правительством. Компетенция министерств включает определение их основных задач, взаимоотношений с иными федеральными органами исполнительной власти, а также с органами исполнительной власти субъектов Федерации, объем принадлежащих им административно-властных полномочий и т.д.

      Аппарат федеральных министерств строится применительно к возлагаемым  на них задачам. Общее руководство  деятельностью министерства на основе единоначалия осуществляет министр; он же несет персональную ответственность  за выполнение возложенных на министерство задач и осуществление им своих функций; распределяет обязанности между своими заместителями; устанавливает обязанности и определяет ответственность руководителей структурных подразделений министерства, а также его территориальных органов; издает в пределах своей компетенции приказы, инструкции, распоряжения, дает указания и организует контроль за их исполнением.

      В федеральном министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей (по должности), а также других руководителей центрального аппарата министерства; в состав коллегии могут включаться представители других федеральных органов исполнительной власти, ученые и специалисты. Численность и персональный состав коллегии утверждается по представлению министра Президентом либо Правительством. На своих заседаниях коллегия федерального министерства рассматривает основные вопросы его деятельности. Ее решения оформляются протоколами и постановлениями коллегии и реализуются приказами министра.

      Для рассмотрения научно-технических проблем и принятия обоснованных решений федеральные министерства могут создавать научно-технические советы, экспертные и другие советы и комиссии. Положения о них утверждаются министрами.

      В настоящее время главным звеном центрального аппарата федеральных министерств являются, как правило, отраслевые, функциональные или проблемные департаменты, управления, отделы 

Федеральная служба

       Федеральная служба – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальной функции в области обороны, государственной и общественной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью. 

Общие функции федеральной  службы:

       1) осуществление контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

       2) издание индивидуальных правовых  актов;

       3) специальная функция для федеральных  служб подведомственных Президенту  Российской Федерации – осуществление обороны, государственной безопасности, борьбы с преступностью.

       4) федеральная служба не вправе  осуществлять нормативно-правовое  регулирование в установленной  сфере деятельности, за исключением, устанавливаемых указами Президента РФ, а федеральная служба по надзору – а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

       Федеральная служба по надзору в установленной  сфере деятельности может иметь  статус коллегиального органа 

Федеральное агентство

       Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Общие функции федерального агентства:

       1) по управлению государственным  имуществом, т.е. осуществление полномочий  собственника в отношении федерального  имущества, в том числе переданного  государственным унитарным предприятием;

       2) функция по оказанию государственных  услуг – это предоставление  федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения безвозмездно или по регулированным ценам, услуг граждан и организациям в области образования, здравоохранения социальной защиты и других областях;

       3) издание индивидуальных правовых  актов;

       4) не могут осуществлять нормативно-правовое  регулирование, за исключением, устанавливаемых указами Президента РФ.

         В организационном отношении ряд федеральных служб и федеральных агентств социально-экономического профиля (Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство и др.) подчинены непосредственно Правительству, а не федеральным министерствам. Этим достигается их независимость от влияния федеральных министерств при выполнении надзорных функций в соответствующих сферах деятельности и особое государственное значение. 

Структура федеральных органов  исполнительной власти

       Структура федеральных органов  исполнительной власти – это совокупность всех федеральных органов исполнительной власти.

       1. Федеральные министерства, федеральные агентства, федеральные службы, руководство деятельность которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам (20 органов исполнительной власти).

       2. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам (53 органа исполнительной власти).

       3. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации (12 органов исполнительной власти).

       В общем 85 органа исполнительной власти.  
 

2. Территориальные  органы федеральных  органов исполнительной  власти

       Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти имеют единую правовую природу, общие, а также специфические черты, определяемые особенностями содержания деятельности создавших их федеральных органов.

       Правовой  основой создания данных органов  служит Конституция РФ. Упоминание о них имеется в Федеральном конституционном законе "О Правительстве РФ" (ст. 11), который отнес к полномочию Правительства установление порядка их создания и деятельности.

              

       Правовая  природа и статус территориальных  органов в принципе предопределены ст. 78 Конституции РФ, согласно которой федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать их руководителей.

       По  смыслу данной статьи территориальные  органы являются государственными органами: они выступят субъектами государственно-властных полномочий, делегированных им федеральными органами исполнительной власти, являющимися органами государственной власти, для выполнения их государственных по своему характеру задач и функций. Именно в качестве государственных территориальные органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, правовыми актами создавших их федеральных органов исполнительной власти, а также касающимися их деятельности нормативными правовыми актами субъектов РФ, принятыми в пределах их компетенции.

       В организационной системе исполнительной власти территориальные органы принадлежат к федеральным государственным органам, осуществляющим в пределах подведомственной территории исполнительную деятельность. Это предопределяется их назначением, в частности, федеральным характером возложенных на них полномочий.

Информация о работе Органы исполнительной власти Российской Федерации