Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:44, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть понятие, структуру и содержание деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, можно выделить ряд задач необходимых для ее достижения:
- изучить учебную и научную литературу, рассматривающие понятийный аппарат органов исполнительной власти;
- рассмотреть нормативно-правовую базу;
- проанализировать основные документы, в которых отражаются принципиальные позиции в отношении органов исполнительной власти.
Объект исследования – органы исполнительной власти.
Предмет исследования – понятие, структура и система органов исполнительной власти.
Введение
Глава 1. Понятие и виды органов исполнительной власти
Понятие и признаки органов исполнительной власти
Виды органов исполнительной власти
Глава 2. Система и структура органов исполнительной власти
Глава 3. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
3.1. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
3.2. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
Глава 4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, порядок их формирования
4.1. Система и структура органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Заключение
Список нормативно-правовых актов и литературы
Кафедра
конституционного и
административного
права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по административному праву на тему:
«Органы
исполнительной власти
Российской Федерации»
Хабаровск, 2005
ПЛАН
Введение
Глава
1. Понятие и виды
органов исполнительной
власти
Глава
2. Система и структура
органов исполнительной
власти
Глава
3. Основные звенья системы
федеральных органов
исполнительной власти.
Территориальные органы
федеральных органов
исполнительной власти
3.1.
Система и структура
3.2.
Территориальные органы
Глава
4. Органы исполнительной
власти субъектов
Российской Федерации,
порядок их формирования
4.1.
Система и структура органов
исполнительной власти
Заключение
Список
нормативно-правовых
актов и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы связанна с тем, что органы исполнительной власти представляют собой ветвь государственной власти, на которую возложена организационно-управленческая и исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства с целью обеспечения законов и функционирования государства. Полномочия осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству РФ, федеральным министерствам, органам исполнительной власти субъектов РФ и ряду определенных должностных лиц. Характерной чертой исполнительной власти является наличие четкой, иерархически выстроенной системы органов управления и госслужащих, которые ее осуществляют.
Цель курсовой работы – раскрыть понятие, структуру и содержание деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, можно выделить ряд задач необходимых для ее достижения:
-
изучить учебную и научную
литературу, рассматривающие понятийный
аппарат органов
-
рассмотреть нормативно-
-
проанализировать основные
Объект исследования – органы исполнительной власти.
Предмет
исследования – понятие, структура
и система органов исполнительной власти.
Глава
1. Понятие и виды
исполнительной власти
1.1.
Понятие и признаки
органов исполнительной
власти
Конституция
РФ вместо термина «государственное
управление» ввела понятие «
Орган исполнительной власти – это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для функционирования в системе разделения властей с целью исполнения законов в процессе управления экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.
Орган исполнительной власти является учреждением, обособленным:
а) организационно. Он не входит в состав, какой- либо иной организации, не является ее структурным подразделением;
б) функционально. Его главное назначение – осуществление управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности по руководству в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферах жизни общества в соответствии с установленным для него профилем функций;
в) юридически. Данный орган имеет свою компетенцию, закрепленную правовыми актами, не производную от компетенции какого-либо иного органа.
Понятие органов исполнительной власти производно от принципа разделения властей, а содержание этого понятия определяется свойствами исполнительной власти, связано с самой ее сутью настолько, что часто такие органы сами по себе не без оснований признаются исполнительной властью (например, утверждается, что исполнительная власть – «система органов государственного управления (правительство, министерства и т.д.)».
С одной стороны, органы исполнительной власти – это разновидность органов государственной власти, с другой, - субъекты именно исполнительной власти, призванные обеспечивать ее формальную и фактическую реализацию. Они осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность – государственное управление, являясь, следовательно, также органами государственного управления.
Органы исполнительной власти своей государственной природой отличаются от органов исполнительной власти местного самоуправления, а по функциональному назначению – от органов других ветвей государственной власти, а также от организаций, которые как таковые не являются субъектами управления (государственных предприятий, учреждений).
Орган исполнительной власти – всегда орган государственного управления, в то время как не всякий орган государственного управления признается органом исполнительной власти. Эта власть имеет разветвленный организационный механизм, в том числе управленческие органы, действующие лишь в качестве звеньев этого механизма иного (второго) порядка, чем органы исполнительной власти. Так, создаваемые Правительством РФ координационные органы, выполняя функции управленческого характера, сами по себе не относятся к органам исполнительной власти. О них и им подобных органах можно говорить как об органах исполнительной власти лишь условно, в смысле их принадлежности к этой власти либо создания их Ораном данной власти. Сказанное косвенно подтверждается тем, что правовые акты не отождествляют понятия «орган государственной власти» и «государственный орган». Различие между ними отражено, например, в Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ», где говорится о должностях органов государственной власти и других государственных органов.
Признаки органов исполнительной власти:
- является органом государственной власти;
-
организационная форма
- подзаконный и подконтрольный характер деятельности органов исполнительной власти;
-
основная задача и содержание
деятельности органов
- наличие внутренней структуры государственного органа (государственных должностей);
-
наличие компетенции и
-
финансирование за счет государственного
бюджета.
Данные органы можно классифицировать по ряду признаков и, прежде всего в зависимости от государственного устройства, организационных форм, характера компетенции, порядка решения подведомственных вопросов.
В соответствии с федеративным государственным устройством различаются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.
По организационно-правовым формам различаются:
-
федеральные органы
- органы исполнительной власти субъектов РФ:
По характеру компетенции выделяются органы исполнительной власти общей, межотраслевой, отраслевой и внутриотраслевой, специальной компетенции.
Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают там комплексное экономическое, социально-культурное развитие. К ним относятся правительства Российской Федерации, правительства республик, входящих в состав Российской Федерации, а также администрации субъектов Российской Федерации и др.
Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственными им отраслями, например, Министерство путей сообщения, Министерство здравоохранения и др.
Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления. Среди них своим статусом выделяются органы, оказывающие руководящее воздействие на группы специализированных отраслей (комплексы), выполняя различные функции (например, Министерство промышленности, науки и технологии РФ); органы, выполняющие специализированные функции межотраслевого значения (например, Министерство труда и социального развития РФ); ораны, выполняющие функции по определенным проблемам (например, Российское агентство по патентам и товарным знакам).
Органы внутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств).
Органы специальной компетенции осуществляют различного рода разрешительные, контрольные, надзорные и регулятивные функции в различных сферах управленческой деятельности.
По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти подразделяются на коллегиальные и единоначальные органы. Коллегиальные органы – организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов. В коллегиальных органах решения принимаются большинством их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы. Коллегиальность позволяет наиболее правильно решать крупные и сложные вопросы руководства с участием специалистов, с использованием их опыта. Коллегиальными являются правительства, некоторые государственные комитеты, федеральные комиссии и др.
Информация о работе Органы исполнительной власти Российской Федерации