Органы исполнительной власти Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть понятие, структуру и содержание деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, можно выделить ряд задач необходимых для ее достижения:
- изучить учебную и научную литературу, рассматривающие понятийный аппарат органов исполнительной власти;
- рассмотреть нормативно-правовую базу;
- проанализировать основные документы, в которых отражаются принципиальные позиции в отношении органов исполнительной власти.
Объект исследования – органы исполнительной власти.
Предмет исследования – понятие, структура и система органов исполнительной власти.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и виды органов исполнительной власти

Понятие и признаки органов исполнительной власти
Виды органов исполнительной власти

Глава 2. Система и структура органов исполнительной власти
Глава 3. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
3.1. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
3.2. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
Глава 4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, порядок их формирования
4.1. Система и структура органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Заключение
Список нормативно-правовых актов и литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая АП органы исп.власти.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

Кафедра конституционного и административного права 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  административному праву на тему:

«Органы исполнительной власти Российской Федерации» 
 
 
 
 

                                Выполнила:

                                                               студентка 3 курса 34 группы

                                               заочного отделения

                                                            юридического  факультета                                                                                                                                                                                                      

                                                                     

                                             
 
 
 

Хабаровск, 2005

       ПЛАН 

       Введение 

       Глава 1. Понятие и виды органов исполнительной власти 

       
    1. Понятие и  признаки органов исполнительной власти
    2. Виды органов исполнительной власти
 

       Глава 2. Система и структура  органов исполнительной власти 

       Глава 3. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти 

       3.1. Система и структура федеральных  органов исполнительной власти

       3.2. Территориальные органы федеральных  органов исполнительной власти 

       Глава 4. Органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, порядок их формирования  

       4.1. Система и структура органов  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации 

       Заключение 

       Список  нормативно-правовых актов и литературы   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ 

       Актуальность  данной темы связанна с тем, что органы исполнительной власти представляют собой ветвь государственной власти, на которую возложена организационно-управленческая и исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства с целью обеспечения законов и функционирования государства. Полномочия осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству РФ, федеральным министерствам, органам исполнительной власти субъектов РФ и ряду определенных должностных лиц. Характерной чертой исполнительной власти является наличие четкой, иерархически выстроенной системы органов управления и госслужащих, которые ее осуществляют.

       Цель  курсовой работы – раскрыть понятие, структуру и содержание деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации.

       Исходя  из поставленной цели, можно выделить ряд задач необходимых для ее достижения:

       - изучить учебную и научную  литературу, рассматривающие понятийный  аппарат органов исполнительной  власти;

       - рассмотреть нормативно-правовую базу;

       - проанализировать основные документы,  в которых отражаются принципиальные  позиции в отношении органов  исполнительной власти.

       Объект  исследования – органы исполнительной власти.

       Предмет исследования – понятие, структура и система органов исполнительной власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие и виды исполнительной власти 

1.1. Понятие и признаки  органов исполнительной  власти 

       Конституция РФ вместо термина «государственное управление» ввела понятие «исполнительная  власть». Конституционные нормы имеют несколько общих положений, которые дают представление об исполнительной власти и о реализующих е органах. Конституция РФ (ст. 77) говорит о том. Что в пределах ведения Российской Федерации и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Так появилось первое упоминание об органах исполнительной власти1. 

       Орган исполнительной власти – это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для функционирования в системе разделения властей с целью исполнения законов в процессе управления экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества. 

       Орган исполнительной власти является учреждением, обособленным:

       а) организационно. Он не входит в состав, какой- либо иной организации, не является ее структурным подразделением;

       б) функционально. Его главное назначение – осуществление управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности по руководству в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферах жизни общества в соответствии с установленным для него профилем функций;

       в) юридически. Данный орган имеет свою компетенцию, закрепленную правовыми актами, не производную от компетенции какого-либо иного органа.

       Понятие органов исполнительной власти производно от принципа разделения властей, а содержание этого понятия определяется свойствами исполнительной власти, связано с  самой ее сутью настолько, что часто такие органы сами по себе не без оснований признаются исполнительной властью (например, утверждается, что исполнительная власть – «система органов государственного управления (правительство, министерства и т.д.)».

       С одной стороны, органы исполнительной власти – это разновидность органов государственной власти, с другой, - субъекты именно исполнительной власти, призванные обеспечивать ее формальную и фактическую реализацию. Они осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность – государственное управление, являясь, следовательно, также органами государственного управления.

       Органы  исполнительной власти своей государственной  природой отличаются от органов исполнительной власти местного самоуправления, а  по функциональному назначению – от органов других ветвей государственной власти, а также от организаций, которые как таковые не являются субъектами управления (государственных предприятий, учреждений).

       Орган исполнительной власти – всегда орган  государственного управления, в то время как не всякий орган государственного управления признается органом исполнительной власти. Эта власть имеет разветвленный организационный механизм, в том числе управленческие органы, действующие лишь в качестве звеньев этого механизма иного (второго) порядка, чем органы исполнительной власти. Так, создаваемые Правительством РФ координационные органы, выполняя функции управленческого характера, сами по себе не относятся к органам исполнительной власти. О них и им подобных органах можно говорить как об органах исполнительной власти лишь условно, в смысле их принадлежности к этой власти либо создания их Ораном данной власти. Сказанное косвенно подтверждается тем, что правовые акты не отождествляют понятия «орган государственной власти» и «государственный орган». Различие между ними отражено, например, в Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ», где говорится о должностях органов государственной власти и других государственных органов.

       Признаки  органов исполнительной власти:

       - является органом государственной власти;

       - организационная форма выражения  исполнительной власти;

       - подзаконный и подконтрольный  характер деятельности органов  исполнительной власти;

       - основная задача и содержание  деятельности органов исполнительной  власти – это осуществление государственного управления;

       - наличие внутренней структуры  государственного органа (государственных  должностей);

       - наличие компетенции и государственно-властных  полномочий установленных в нормативно  правовом акте;

       - финансирование за счет государственного бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Виды  органов исполнительной власти
 

       Данные  органы можно классифицировать по ряду признаков и, прежде всего в зависимости  от государственного устройства, организационных  форм, характера компетенции, порядка  решения подведомственных вопросов.

       В соответствии с федеративным государственным устройством различаются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.

       По  организационно-правовым формам различаются:

       - федеральные органы исполнительной  власти:

  • правительство;
  • федеральные министерства;
  • федеральные агентства;
  • федеральные службы.

       - органы исполнительной власти субъектов РФ:

  • правительство (администрации субъекта РФ);
  • министерство (субъекта РФ);
  • департаменты;
  • главные управления (управления);
  • комитеты;
  • комиссии;
  • отдел;
  • служба;
  • инспекция.
 

       По  характеру компетенции выделяются органы исполнительной  власти общей, межотраслевой, отраслевой и внутриотраслевой, специальной компетенции.

       Органы  общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают там комплексное экономическое, социально-культурное развитие. К ним относятся правительства Российской Федерации, правительства республик, входящих в состав Российской Федерации, а также администрации субъектов Российской Федерации и др.

       Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственными им отраслями, например, Министерство путей сообщения, Министерство здравоохранения и др.

       Органы  межотраслевой  компетенции выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления. Среди них своим статусом выделяются органы, оказывающие руководящее воздействие на группы специализированных отраслей (комплексы), выполняя различные функции (например, Министерство промышленности, науки и технологии РФ); органы, выполняющие специализированные функции межотраслевого значения (например, Министерство труда и социального развития РФ); ораны, выполняющие функции по определенным проблемам (например, Российское агентство по патентам и товарным знакам).    

       Органы  внутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств).

       Органы  специальной компетенции осуществляют различного рода разрешительные, контрольные, надзорные и регулятивные функции в различных сферах управленческой деятельности.

       По  порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти подразделяются на коллегиальные и единоначальные органы. Коллегиальные органы – организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов.  В коллегиальных органах решения принимаются большинством их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы. Коллегиальность позволяет наиболее правильно решать крупные и сложные вопросы руководства с участием специалистов, с использованием их опыта. Коллегиальными являются правительства, некоторые государственные комитеты, федеральные комиссии и др.

Информация о работе Органы исполнительной власти Российской Федерации