Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:17, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение структуры Сената и его деятельности.
Исходя из сформулированной цели, автор определяет следующие основные задачи:
- исследовать значение, задачи и основные приоритеты деятельности Сената;
- исследовать правовую регламентацию вопросов парламента, в частности, национальное и международное законодательство;
- рассмотреть пробелы в деятельности Сената.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СЕНАТ ОЛИЙ МАЖЛИСА И ЕГО СТРУКТУРА 6
1.1. Кенгаш Сената 8
1.2. Комитеты Сената 8
1.3. Комиссии Сената 10
1.4. Аппарат Сената 11
1.5. Структурные подразделения Аппарата Сената 12
1.6. Сенаторы 12
ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕНАТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН 14
2.1. Порядок проведения заседаний Сената и его органов 14
2.2. Порядок голосования и принятия решений 15
2.3. Порядок рассмотрения законов Сенатом 15
2.4. Осуществление Сенатом контрольных полномочий 17
Парламентский запрос 17
ГЛАВА III. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Оглавление
С развитием парламентаризма, в 21 веке происходит много изменений в политической системах государств. Реформы, проводимые в структуре законодательной власти, не являются исключением. Этот процесс приводит к определенным изменениям в политической и общественной жизни страны. Узбекистан в свою очередь не является исключением, так как в нашей стране тоже проводились реформы связанные с переходом от однопалатного парламента к двухпалатному. Но также возникает много вопросов касательно позитивности таких реформ для государства. Поэтому и с теоретической и с практической стороны для юристов-международников необходимо более глубоко рассмотреть вопросы касательно повышения эффективной деятельности Олий Мажлиса Республики Узбекистан. В своей работе мы попытались системно изучить деятельность верхней палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а именно Сената Олий Мажлиса.
В чем заключается актуальность выбранной темы?
Во-первых, с созданием двухпалатного парламента в нашей стране, возникает необходимость более углубленного изучения роли верхней палаты и его дальнейшей эффективной деятельности.
Во-вторых, актуальность темы возрастает в силу сложившихся потребностей в международном праве, т.к. роль парламентов, несомненно, возрастает. В последнее время ведутся активные дискуссии касательно появления новой отрасли (парламентское право) в международном публичном праве. Мы считаем, что появление отрасли парламентского права– требование времени, поэтому считается целесообразным исследовать теоретические аспекты деятельности сената с учетом реалий нашей правовой действительности.
Степень изученности темы. Вопрос касательно Сената является достаточно изученной темой нашими юристами и специалистами в области конституционного и международного публичного права.
Однако в основном эта тема рассматривалась в рамках конституционного права. Особенно можно отметить А. Саидова,1 У. Таджиханова, Х. Одилкориева,2 Э. Халилова3 и др., которые посвятили указанному вопросу серию публикаций. В их трудах можно найти немало интересных положений, оценок и выводов, касающихся новых изменении в законодательной власти.
Тем не менее, оценка общего состояния разработок в данной области приводит к заключению о существовании многих нерешенных вопросов. Этим, прежде всего и обуславливается необходимость комплексного изучения проблемы.
Целью данной работы является рассмотрение структуры Сената и его деятельности.
Исходя из сформулированной цели, автор определяет следующие основные задачи:
- исследовать значение, задачи и основные приоритеты деятельности Сената;
- исследовать правовую регламентацию вопросов парламента, в частности, национальное и международное законодательство;
- рассмотреть пробелы в деятельности Сената.
Объектом курсовой работы являются нормы международного и национального права, регламентирующие вопросы верхних палат парламента.
Предметом курсовой работы является международные и национальные аспекты верхней палаты парламента.
Важным источником для исследования явились Конституция Республики Узбекистан (Глава XVIII. Олий Мажлис Республики Узбекистан), Конституционный Закон Республики "Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти", Конституционный Закон Республики "О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан", Закон Республики Узбекистан "О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан", Закон Республики Узбекистан "О статусе депутата законодательной палаты и члена Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан"4 и другие нормативно-правовые документы, касающиеся выборов и парламента.
При подготовке курсовой работы использованы исследования ведущих ученых и специалистов в области конституционного и парламентского права.
Теоретической основой работы послужили труды таких известных узбекских и российских ученых, как Акаемов П.,5 Левитин Л., Саидов А. и др. (перечень их трудов см. в списке использованной литературы).
Практическая значимость работы определяется тем, что в содержащиеся в работе выводы и положения могут быть использованы при выработке рекомендаций направленных на дальнейшее совершенствование законодательства. Одной из основных задач работы является предоставление информации об актуальности вопросов касательно законодательной инициативы.
Таким образом, был использован ряд нормативно-правовых актов, законодательных актов в сфере национального и международного права.
В первую очередь в своей работе я хочу рассмотреть структуру Сената Олий Мажлиса. Сенат (верхняя палата) Олий Мажлиса Республики Узбекистан является палатой территориального представительства и состоит из ста членов Сената (сенаторов). Члены Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан избираются в равном количестве по шесть человек - от Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента путем тайного голосования на соответствующих совместных заседаниях депутатов Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, представительных органов государственной власти областей, районов и городов из числа этих депутатов. Шестнадцать членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан назначаются Президентом Республики Узбекистан из числа наиболее авторитетных граждан с большим практическим опытом и особыми заслугами в области науки, искусства, литературы, производства и других сферах государственной и общественной деятельности.6
Срок полномочий Сената - пять лет.
Членом
Сената может быть гражданин Республики
Узбекистан, достигший ко дню выборов
двадцати пяти лет и постоянно проживающий
на территории Республики Узбекистан
не менее пяти лет.
Одно и то же лицо не может быть одновременно
членом Сената и депутатом Законодательной
палаты.
Сенат по вопросам, отнесенным к его ведению, а также по вопросам организации внутренней деятельности палаты принимает постановления. По общеполитическим, социально-экономическим и другим вопросам Сенат может выступать с заявлениями и обращениями, которые оформляются постановлением палаты.
Организационной формой деятельности Сената является его заседание. Заседания Сената проводятся по мере необходимости, но не реже трех раз в год.
Совместные заседания Сената и Законодательной палаты проводятся при принесении присяги Президентом Республики Узбекистан, при выступлениях Президента Республики Узбекистан по важнейшим вопросам социально-экономической жизни, внутренней и внешней политики страны, выступлениях руководителей иностранных государств. По согласованию палат совместные заседания палат могут проводиться и по иным вопросам.
Председатель Сената избирается по представлению Президента Республики Узбекистан на первом заседании после формирования Сената из числа его членов большинством голосов от общего числа сенаторов тайным голосованием на срок полномочий Сената.
Заместители Председателя Сената избираются из числа членов Сената тайным голосованием большинством голосов от общего числа сенаторов на срок полномочий Сената. Порядок выдвижения и избрания заместителей Председателя Сената определяется Регламентом Сената.
В целях эффективной организации деятельности Сената, осуществления координации работы комитетов палаты, подготовки предложений по повестке дня, организации предварительного рассмотрения законов образуется Кенгаш Сената. Кенгаш Сената собирается между заседаниями палаты по мере необходимости.
Работа
Сената основана на деятельности сенаторов,
созываемых на пленарные заседания
и на заседания комитетов Сената.
Деятельность Сената основывается на
коллективном и свободном обсуждении
вопросов, гласности, учете общественного
мнения.
В период своих полномочий члены Сената, работающие в Сенате на постоянной основе, не могут заниматься другими видами оплачиваемой деятельности, кроме научной и педагогической. Одно и то же лицо не может быть одновременно членом Сената (сенатор) и депутатом Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Гарантии беспрепятственного и эффективного осуществления прав и обязанностей сенатора устанавливаются Законом Республики Узбекистан «О статусе депутата Законодательной палаты и члена Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан», другими законодательными актами.
В целях эффективной организации деятельности Сената, осуществления координации работы комитетов палаты, подготовки предложений по повестке дня, организации предварительного рассмотрения законов образуется Кенгаш Сената. Кенгаш Сената собирается между заседаниями палаты по мере необходимости.
В состав Кенгаша Сената входят Председатель Сената, его заместители и председатели комитетов. Кенгаш Сената по вопросам, входящим в его компетенцию, принимает постановления большинством голосов от общего числа его членов.
Кенгаш
Сената возглавляет Председатель Сената,
который ведет заседания
Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, вносимых в Сенат, контроля за исполнением законов Республики Узбекистан и решений, принимаемых Сенатом, из числа сенаторов после формирования Сената на срок его полномочий избираются комитеты в составе председателя, его заместителя и членов комитета. Все члены комитетов Сената пользуются равными правами. Сенатор, не избранный в состав комитета, вправе участвовать в его работе с совещательным голосом. Комитеты Сената ответственны перед Сенатом и подотчетны ему.
Комитеты Сената:
Комитеты Сената организуют работу в соответствии со своими планами, а также поручениями и рекомендациями Сената, его Председателя и Кенгаша. Порядок деятельности комитетов Сената определяется Регламентом Сената.
Заседания
комитетов Сената проводятся по мере
необходимости между заседаниями Сената.
Заседания комитетов Сената правомочны,
если на них присутствует не менее половины
состава комитета. Заседания комитетов
Сената проводятся открыто. В случае необходимости
комитеты Сената могут принять решение
о проведении закрытого заседания.
На заседания комитетов могут приглашаться
представители государственных органов
и негосударственных некоммерческих организаций,
научных учреждений, специалисты и ученые,
представители органов печати, телевидения,
радио и других средств массовой информации.
Комитеты
Сената принимают решения по рассматриваемым
вопросам большинством голосов от общего
состава членов комитета.
Решения комитетов Сената, направляемые
в государственные органы, подлежат обязательному
рассмотрению ими с сообщением о результатах
или о принятых мерах не позднее чем в
месячный срок, если иное не установлено
в решении.