Оценка результативности реализации административной реформы в Забайкальском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 14:22, реферат

Описание работы

исследование и оценка хода проведения и основных результатов административной реформы в РФ и в Забайкальском крае является целью данного реферата.
Для решения поставленной цели нами были определены основные задачи: рассмотрение предпосылок проведения данной реформы; анализ этапов проведения реформы и ее нормативно-правовое обеспечение; рассмотрена реализация административной реформы в Забайкальском крае.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ 4
1.1. Понятие административной реформы, предпосылки ее реализации 4
1.2. Этапы реализации и результаты проведения административной реформы 9
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Приложения 46

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию  РФ

Байкальский государственный  университет экономики  и права

Читинский институт (филиал)

Кафедра Экономики и управления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по  дисциплине «Региональная экономика и управление»

на  тему: «Оценка результативности реализации административной реформы в Забайкальском крае». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студент гр. ГМУ06-2

Эпова Е. О.

Проверил:

Старший преподаватель 

Кафедры Экономики и управления

Прохорова О. К. 
 
 

Чита 2009 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    В последние годы в нашей стране ведутся реформы во многих сферах государственной и общественной жизни. Не обошли они стороной и сферу управления. Проводимая административная реформа направлена, в первую очередь, на создание оптимальной системы государственного управления. Эффективная государственная власть необходима для решения неотложных социально-экономических проблем, для повышения уровня и качества жизни населения.

    В современном мире заметны тенденции  нового понимания роли государства, его функций, взаимоотношений общества и государства, его органов. В  результате этого в ряде стран возникла необходимость проведения административных реформ. Их опыт показывает, что это длительная, сложная работа, требующая усилий всего общества и, что важно, открытости власти для диалога с ним. В то же время поспешные и непродуманные решения могут привести к значительным экономическим и социальным потерям.

     Таким образом, исследование и оценка хода проведения и основных результатов административной реформы в РФ и в Забайкальском крае является целью данного реферата.

     Для решения поставленной цели нами были определены основные задачи: рассмотрение предпосылок проведения данной реформы; анализ этапов проведения реформы и ее нормативно-правовое обеспечение; рассмотрена реализация административной реформы в Забайкальском крае. 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ

    1. Понятие административной реформы, предпосылки ее реализации
 

     Реформа – это изменение, переустройство, преобразование чего-нибудь в какой-либо сфере общественной жизни, области знаний. Понятие «административный» означает «осуществляемый администрацией или по ее распоряжению». С учетом указанных понятий административную реформу можно определить как комплекс мероприятий государственной власти по совершенствованию организации исполнительного аппарата государства - государственной администрации, ее функций, форм и методов деятельности.

     Для оценки проведения административной реформы  необходимо обозначить предпосылки  ее реализации.

     Административная  реформа - самая трудная в истории  современной России - идет непрерывно и постепенно с 1991г., с момента прекращения советского общественного и государственного строя и преобразования социалистической плановой экономики в рыночную. Революционный образ действий по преобразованию России предполагал коренную перестройку всего государственного механизма. Отсюда - формирование новой системы законодательной, судебной власти. Соответственно необходима была и реформа государственного управления, в частности исполнительной власти.

     Что касается исполнительного аппарата государственной власти - наиболее сложного и масштабного по своим людским, материальным и финансовым ресурсам, то часть реформаторов выдвигали лишь одну задачу: всячески сокращать бюрократический аппарат, лишать его льгот и привилегий, руководствуясь постулатами Паркинсона, согласно которым:

    • чиновник множит подчиненных;
    • чиновники работают друг для друга.

     Но  государственные служащие нужны  в любом государстве. От эффективности  исполнения ими своих должностных  обязанностей зависит на самом деле эффективность всего государственного управления. Поэтому реального сокращения численности государственных служащих не произошло, льготы и привилегии не упразднены. Тогда как ненормированный рабочий день, повышенная ответственность, небезопасный для жизни и здоровья характер служебной деятельности и т.д. являются веским обоснованием наличия льгот. Задача состоит в их законодательно регламентированном и реальном предоставлении.

     Осознавая все это, политическая элита проводила  административную реформу, приспосабливая советский исполнительный аппарат к потребностям проводимых в стране политических и экономических преобразований. Общий вектор этого приспособления характеризовался словами: если что-то менять, то по минимуму.

     Конституция РФ определила исполнительную власть как самостоятельную ветвь государственной власти, ввела понятие единой системы исполнительной власти, установила в самых общих чертах порядок формирования Правительства РФ и оставила открытыми вопросы о системе и структуре исполнительной власти и ее функциональной ориентации. По этим вопросам вокруг Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" развернулась острая дискуссия. Именно поэтому разработка законопроекта продолжалась в течение четырех лет.

     Но  и в Законе о Правительстве  РФ эти вопросы были оставлены открытыми. И это не случайно. Замысел законодателя состоял в том, чтобы предоставить полный простор для формирования исполнительного аппарата, адаптированного к новому типу экономики.

     С самого начала рыночных реформ решению  этих проблем уделялось наиболее пристальное внимание. Цель всех решений была неизменной: формирование исполнительного аппарата, соответствующего условиям и потребностям нового экономического строя. Таким образом, административная реформа изначально рассматривалась как существенный и самый трудный элемент экономических и социальных реформ, проводимых в России с 1990 г.

     Не  существовало и не существует официальной  концепции проведения административной реформы как единого официального документа. Наиболее острые проблемы развития исполнительной власти и в самых общих чертах меры по ее реформированию и логике их осуществления намечались в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию начиная с 1996 г. Однако понятие «административная реформа» употребляется лишь в Послании на 2001 год. При этом в качестве основной поставлена задача: "...пересмотреть не только и не столько структуру и штаты, но главным образом - функции органов власти". И только в Послании на 2002 год говорится "...о необходимости административной реформы" и определяются основные направления модернизации исполнительной власти, охватываемые в настоящее время понятием "административная реформа".

     Изменения структуры и функций органов  исполнительной власти, а также порядка  ее отношений с обществом (частными лицами, бизнесом и т.д.) непрерывно идут под воздействием самых разных факторов в большинстве стран мира, как федеративных, так и унитарных. Таких изменений очень много, но отнести к классу административных реформ возможно лишь те из них, которые организованы и на законных основаниях проводятся высшими органами власти в виде коренных и всеобщих преобразований административных отношений и институтов исполнительной власти. Только совокупность всех этих признаков, а именно: инициирование и проведение «сверху»; законность и связанная с этим всеобщая обязательность; специальная организация и фундаментальность перемен и отличают административную реформу от частных улучшений и ситуативных изменений в структуре и порядке работы органов исполнительной власти.

     Проведение  административных преобразований направлено на придание нового облика государству, а в условиях России оно выступает и способом легитимного встраивания всех прочих реформационных преобразований (от приватизационных процессов и трансформации федеративных отношений до «монетизации льгот») в административные механизмы государственного управления. Признаки административной реформы полностью соответствуют аналогичным признакам реформ как особому классу радикальных преобразований. В то же время, административные реформы – это такой тип реформ, в котором во многом совпадают и субъект, и объект реформирования. Ход проведения административной реформы в России показал, что главным субъектом и инициатором ее проведения выступает Президент страны, а объектом преобразований являются органы исполнительной власти.

     В общем случае состав российской административной реформы включает следующие компоненты:

     - изменение места исполнительной  власти в системе государственного  управления;

     - изменения соотношения централизации  и децентрализации этой власти;

     - перемены в структуре органов  исполнительной власти на федеральном  и региональном уровнях;

     - перераспределение полномочий и  ресурсов для их исполнения  по территориальным уровням власти;

     - уточнение и унификацию содержания  государственных услуг, их стандартизацию и изменение порядка предоставления;

     - обновление внутренних регламентов  деятельности различных органов  власти;

     - укрепление взаимодействия государства  и бизнеса, государства и граждан.

     Каждый  из перечисленных компонентов затрагивает  всю совокупность федеративных отношений в Российской Федерации, весь реформационный комплекс экономического «разгосударствления» и перераспределения собственности. Не менее серьезное отношение к предмету административной реформы имеет процесс реализации принципов субсидиарности (закрепление предмета ведения и соответствующих общественных финансов за тем уровнем власти, который наиболее для этого приспособлен, с передачей этого предмета «наверх» или «вниз» только по таким основаниям). Административная реформа оказывает влияние на реформирование бюджетного федерализма и бюджетного процесса, а также на социальные и экономические реформы. Проведение административной реформы неотъемлемо и от реформирования государственной службы - ключевого звена в системе государственного управления. Есть прямая зависимость между эффективностью деятельности конкретного чиновника и оптимизацией обеспечиваемых им функций ведомства. Именно государственные служащие во многом и определяют сам ход реформы.

     Если  в западном варианте административные преобразования, как правило, четко замкнуты в границах «государственного менеджмента» и его институтов, то в Российской Федерации отдельные компоненты административной реформы проникают в структуру других реформ, становятся институциональным условием их реализации.

     Следует отметить и две важнейшие составляющие административной реформы в Российской Федерации – качественное предоставление государственных услуг и обеспечение прозрачности и подотчетности исполнительной власти.

   В российском контексте под административной реформой понимаются преобразования, связанные со структурой, системой, функциями и процедурами деятельности органов исполнительной власти; мероприятия по совершенствованию института государственной службы, а также подходы к усилению судебного контроля за деятельностью органов исполнительной власти и развитию их способности к реагированию на внешние факторы (открытость, стандартизация качества административных услуг и внешняя подотчетность). Одной из основных целей административной реформы является  создание  эффективной организационной системы исполнения государственных функций в социально-экономической и административно-политической сферах.

   Таким образом, данные предпосылки предопределили необходимость структурных и качественных изменений в государственном управлении.

1.2. Этапы  реализации и результаты проведения  административной реформы

     В реализации административной реформы  в России выделяют следующие этапы.

     Первый  этап реализации административной реформы (2003 – 2005 гг.)

     К 2003 году идеология и концептуальные положения административной реформы  были в целом сформулированы. В  Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2003 год недостаточная  эффективность государственного аппарата и несоответствие количества его полномочий качеству власти были названы «основным препятствием на пути экономических реформ». В связи с этим приоритетными задачами развития государственного управления были объявлены значительное сокращение функций органов исполнительной власти, изменение их системы и структуры, совершенствование управленческих процедур и судебных механизмов разрешения споров между властью и обществом (создание административной юстиции). Главной целью первого этапа административной реформы стало, прежде всего, преодоление вышеуказанных недостатков.

Информация о работе Оценка результативности реализации административной реформы в Забайкальском крае