Оценка конкурентоспособности региона

Автор: Мария Журина, 03 Сентября 2010 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Конкурентоспособность – многогранное понятие, которое может быть определено в различных аспектах в зависимости от решаемых задач.

Содержание

Введение
1. Конкурентоспособность региона как экономическое явление.
2. Оценка конкурентоспособности региона.
3. Позиционирование региона.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

3.doc

— 341.00 Кб (Скачать)

     Поэтому государственный протекционизм не только не должен исключаться из условий формирования конкурентоспособности региона, как предлагает А.В. Дьяченко, но, напротив, рассматривается в качестве такого условия.

     Ранее было рассмотрено понимание конкурентоспособности экономической системы как потенциала, что позволяет хозяйствующему субъекту осуществлять конкуренцию на соответствующем (внутреннем, мировом) рынке (конкурентном поле). Недостаточно глубокое осмысление проблемы конкурентоспособности региона приводит к ошибочным трактовкам в законодательных актах.

     Так в соответствии с утвержденными 20 февраля 1996 г. Госкомитетом РФ по антимонопольной политике РФ Порядком проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарных рынках под потенциальной возможностью хозяйствующих субъектов осуществлять конкуренцию признается наличие у них экономической, научно-технической, кадровой базы, которая по разным причинам не реализуется. Логически вытекает вывод: для того чтобы названная база была реализована, необходимо устранить причины ее бездействия, что совершенно неверно.

     Конкурентоспособность региона как экономический процесс является совокупностью сложных, противоречивых действий, на которые влияет множество самых различных условий как объективного, так и субъективного характера: факторные условия производства (обеспеченность региона сырьевыми ресурсами, квалифицированным персоналом, развитой материальной и рыночной инфраструктурой); общие условия хозяйствования (развитость отраслей материального производства, экологическая безопасность, степень изношенности основных фондов и др.); факторы спроса на продукцию базовых отраслей региона; социальные, социокультурные, организационно-правовые, политические, факторные условия и др. Влияние на конкурентоспособность региона имеет как общая экономическая обстановка в стране, так и специфика отдельных отраслей, комплексов, расположенных на территории региона.

     Экономический, научно-технический, кадровый потенциал — та база, на которой формируется конкурентоспособность региона, того или иного субъекта Федерации. Посредством воздействия факторных условий эта база из состояния потенции трансформируется в новую действительность — конкурентную позицию региона. Под конкурентной позицией региона понимается совокупность конкурентных преимуществ, детерминированных факторами и условиями, создающими региону благоприятное положение на

соответствующем конкурентном поле (рынках товаров, услуг, капиталов, инвестиций). Конкурентная позиция региона будет благоприятной, если отвечает таким качественным параметрам, как устойчивость, надежность, стабильность, привлекательность для инвесторов (отечественных, иностранных). Формирование конкурентоспособности региона ориентируется на указанные параметры.

     К важнейшим условиям, характеризующим конкурентную позицию региона, можно отнести:

• удобное  географическое положение региона;

• наличие  природных ресурсов (сырьевых, гидроэнергетических), свободных земель для новых и реконструкции действующих производственных мощностей;

• рациональное размещение производительных сил;

• соответствие экономической структуры региона современным требованиям отечественных и мировых рынков;

• наличие  трудового потенциала, интеллектуального капитала в регионе;

• наличие  развитой материальной и рыночной инфраструктуры;

• устойчивость межрегиональных и хозяйственных  связей;

• наличие  научно-технического потенциала и научно-информационной базы для сопровождения производственной и коммерческой деятельности;

• стратегию  региона на выпуск продукции, пользующейся надежным спросом в России и за рубежом; высокую долю такой продукции в общем объеме производства;

• эффективность  существующих схем товародвижения;

• сбалансированность бюджетно-финансовой системы региона;

• наличие  высокого внешнеэкономического потенциала, расширение торгово-экономических связей;

• емкость  регионального рынка, приближенность его к мировым (например, к европейским) рынкам;

• стабильность политической обстановки в регионе;

• доверие  населения региональным лидерам;

• наличие  в регионе социально ориентированной  программы;

• протекционизм  местных властей в отношении приоритетных направлений развития экономики региона.

     Это далеко не полный перечень условий, характеризующих конкурентную позицию региона. Совокупность этих условий обеспечивает региону реальную возможность осуществления собственных социально-экономических программ, эффективного участия межрегиональном разделении труда, выхода на международные рынки, успешного формирования конкурентного поведения.

     Конкурентную  позицию региона нельзя рассматривать в отрыве от базы, на основе которой она формируется. Согласно точке зрения Р.И. Шнипера, устойчивость (стабильность) конкурентной позиции региона находится в прямой зависимости от социально-экономического, научно-технического и кадрового потенциала.

     Следствием  устойчивой конкурентной позиции региона  является его устойчивая конкурентоспособность. В связи с этим правомерно замечание Г.В. Копанева о том, что устойчивая конкурентоспособность региона в условиях рынка становится реальностью только при наличии надежной и сильной конкурентной позиции.

     В названной форме связи центральное место принадлежит конкурентной позиции. Если она обладает признаками устойчивости, надежности и стабильности, то детерминирует конкурентные преимущества, обеспечивающие региону выигрыш в конкурентной борьбе на соответствующем конкурентном поле (товарном, финансовом, инвестиционном и др.)- На это справедливо обратила внимание М.В. Дмитриева: «возможность успешно конкурировать на рынке во многом определяется тем, обладает ли та или иная экономическая система конкурентными преимуществами по сравнению с другими» [5, стр. 5 ]

     Таким образом, следует различать конкурентоспособность региона как потенциальную возможность участвовать в конкуренции с другими регионами на основе обладания достаточным уровнем составляющих, формирующих этот потенциал, когда интегральным элементом конкурентоспособности является понятие конкуренция, и конкурентную позицию региона. Эти два понятия в науке нередко подменяют друг друга, поскольку на практике конкурентоспособность очень трудно определить, а тем более рассчитать. Конкурентная же позиция четко проявляется в хозяйственном, социальном и политическом поведении региона. В связи с этим нередко эта позиция выдается за сильную или слабую конкурентоспособность определенного региона. Поэтому только четкое разделение указанных категорий позволит выделить конкурентоспособность как объективную характеристику и конкурентную позицию как субъективное поведение региона как хозяйствующего субъекта.

     Конкурентоспособность региона включает в себя понятие риска как важнейшей характеристики хозяйственных процессов региона. Поэтому конкурентная позиция и характеристика конкурентоспособности как совокупности потенциалов вбирает в себя обоснование риска, присущего данному региону. Риск наличествует во всей системе потенциалов, характеризующих конкурентоспособность, и в конкурентной позиции региона, поскольку эта позиция может нести в себе разную степень риска хозяйствования, политического и социального поведения региона.

     Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

1. Исследование  конкурентоспособности региона и ее формирования как особого экономического явления практически только начинается в экономической науке. Большинство авторов, изучающих конкурентные процессы регионов или их составных частей, лишь формируют подходы к пониманию этого сложного явления. Однако уже сейчас ясно, что конкурентоспособность может рассматриваться только на основе понимания конкурентного потенциала определенного региона, социальных и политических предпосылок, хозяйственного обустройства данного региона.

2. Конкурентоспособность  региона необходимо отличать  от конкурентных преимуществ,  хотя последние в некоторой степени определяют конкурентный потенциал, но не тождественны понятию конкурентоспособности региона. При этом конкурентные преимущества рассматриваются как географические, климатические, природные особенности определенного региона, как его закрепленная многолетними процессами роль в естественном и технологическом разделении труда страны.

3. Конкурентоспособность  региона представляет собой динамичное явление, эволюционно формирующееся под воздействием многих обстоятельств. Для понимания этого явления выделяются базовые и обеспечивающие признаки конкурентоспособности региона. Под базовыми признаками рассматриваемого явления понимаются природные богатства региона, уровень применения достижений научно-технического прогресса как общий уровень технико-технологического обеспечения хозяйствования, степень

развитости  интеллекта в регионе. Обеспечивающие признаки конкурентоспособности региона — это система хозяйствования в регионе как эффективность управления экономикой, скорость и прозрачность протекания экономических процессов; формирование и осуществление хозяйственного механизма региона, развитость институциональной составляющей регионального хозяйства как формы взаимодействия базовых и обеспечивающих признаков конкурентоспособности региона.

4. Под  содержанием конкурентоспособности региона понимается совокупность ее базовых и обеспечивающих признаков и формы взаимодействия этих признаков. Как экономическая категория конкурентоспособность региона выражает отношения взаимодействия системы производительных сил территории, экономических отношений и институциональных форм протекания этих процессов, формирующих синергетический эффект этого взаимодействия.

5. Конкурентоспособность  региона отличается от конкурентной его позиции. Последняя понимается как совокупность конкурентных преимуществ, детерминированных факторными условиями и создающих региону благоприятное положение на соответствующем факторном конкурентном рынке. Иначе говоря, конкурентная позиция представляет собой промежуточное звено между конкурентоспособностью и реальной конкуренцией региона. Конкурентная позиция как бы наличествует в конкурентоспособности, соотнося последнюю с реальными процессами участия региона в конкурентных отношениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Оценка конкурентоспособности региона 

     Исключительно высокая неоднородность экономического пространства является  признанной  особенностью  современной  российской     экономики.

     Вместе  с  тем  в  работах,  посвященных  проблемам оценки  положения регионов России, и по сей день остается нерешенным ряд важных вопросов анализа  и  прогнозирования  конкурентоспособности  как  одной  из интегральных  характеристик  экономического  положения  субъектов Федерации и других территориальных образований.

     Учитывая,  что  конкурентоспособность  региона  –  это  его  способность выдерживать конкуренцию на определенном рынке, исходной категорией для анализа  конкурентоспособности  региона  является  региональный  рынок.

     Экономические  отношения  на  региональном  рынке  между  его  субъектами осуществляются  через  соответствующие  виды  рынков:  ресурсов,  товаров  и услуг,  финансового,  внешних (других  регионов,  федеральный,  мировой),  а также  под  влиянием  властных  отношений.  Региональная  власть,  хотя  и  не может  полностью  формировать  или  оказывать  влияние  на институциональные структуры,  в окружении которых работают фирмы,  тем не менее должна создать условия, позволяющие организациям своего региона достигать конкурентного превосходства. 

     Регионы получают преимущества благодаря различиям, а не сходству. В  каждом  регионе  есть  свой  одному  ему  присущий  набор  конкурентных отраслей.  В  результате  можно  предположить,  что  в  тех  регионах,  где отраслевая  структура  экономики  быстрее  адаптировалась  к  рыночным методам  ведения  хозяйства,  где  региональная  власть  поддерживает структурообразующие  предприятия  и  проводит  разумную  экономическую политику,  факторы  ценообразования  обеспечивают  сбалансированность регионального  спроса  и регионального предложения и способствуют  росту показателей конкурентоспособности региона. 

Информация о работе Оценка конкурентоспособности региона