Автор: Мария Журина, 03 Сентября 2010 в 22:56, курсовая работа
Конкурентоспособность – многогранное понятие, которое может быть определено в различных аспектах в зависимости от решаемых задач.
Введение
1. Конкурентоспособность региона как экономическое явление.
2. Оценка конкурентоспособности региона.
3. Позиционирование региона.
Заключение
Список литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Региональный центр повышения квалификации
Специальность
«Государственное и муниципальное
управление»
КОНТРОЛЬНО
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу:
«Маркетинг
территорий»
По
теме: «Оценка конкурентоспособности
региона»
Выполнил:
слушатель гр.760357с
Проверил:
доцент
Тула
– 2010г
Содержание
Введение
Заключение Список литературы |
стр.3
стр. 5 стр. 23 стр. 34 стр. 36 стр. 37 |
Введение
Конкурентоспособность – многогранное понятие, которое может быть определено в различных аспектах в зависимости от решаемых задач.
Универсального
определения
На микроуровне термин «конкурентоспособность» применим к соперничеству (конкуренции) определенного числа фирм, которые ведут хозяйственную деятельность в целях максимизации прибыли и обеспечения экономического роста.
Конкуренция предполагает максимизацию удовлетворения спроса потребителей посредством производства (реализации) продукции. На данном уровне правомерно говорить о конкурентоспособности конкретной продукции, т.е. ее способности соответствовать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогами, представленными на рынке. С одной стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами, с другой – рыночными ценами предложения. На макроуровне конкурентоспособность выражается в высоком уровне экономического роста и возможности генерировать постоянно растущие реальные доходы населения и жизненные стандарты. В свою очередь достижение социальных и природоохранных целей дополняет понятие конкурентоспособности на макроуровне и расширяет набор отражающих ее индикаторов.
В настоящее время особый интерес представляет региональная конкурентоспособность, которую можно определить как способность территории производить продукцию и оказывать услуги, соответствующие требованиям зарубежных рынков, и одновременно поддерживать высокий и стабильный уровень доходов своего населения. В широком определении региональная конкурентоспособность – это возможность регионов в условиях международной конкуренции обеспечивать сравнительно высокие доходы и уровень занятости населения. Другими словами, чтобы регион был конкурентоспособным, очень важно обеспечить количество и качество рабочих мест.
Таким образом, темой моей курсовой работы стала: Оценка конкурентоспособности региона. Эта тема особенно, актуальна в период кризиса, так как именно в этот период с одной стороны тяжелее всего поддерживать конкурентоспособность, а с другой стороны найти в регионы резервы позволяющие выйти на лидирующие позиции.
Цель курсовой работы исследовать теоретические подходы к определению конкурентоспособности региона, а так же ее оценки.
Задачей курсовой работы является отразить методы оценки региона и его позиционирование.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассматривается конкурентоспособность региона как экономическое явление.
Во второй главе рассматривается оценка конкурентоспособности региона.
В
третьей главе уделяется внимание
позиционированию региона.
1.
Конкурентоспособность
региона как экономическое
явление.
Регионы России на данном этапе экономического развития являются субъектами управления, где непосредственно реализуются поставленные перед обществом цели и задачи. Региональная статистика отражает абсолютные и относительные показатели социально-экономического развития, их динамику и место в национальной экономике, но не дает прямого ответа относительно конкурентоспособности региона.
Конкурентоспособность региональной экономики — это способность реализовать основную целевую задачу ее функционирования — устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого качества жизни его населения. Конкурентоспособность реализуется через конкурентные преимущества, которые сгруппированы в базовые и обеспечивающие (или глубинные) и поверхностные признаки конкурентоспособности региона. [8, стр.32] Однако суть их одна и та же. К первым (базовым) относятся природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификация, научный, управленческий потенциал, производственная база; ко вторым (обеспечивающим) — предпринимательский климат, качество управленческого потенциала, стоимость рабочей силы, инфраструктура.
В отечественной экономической науке
конкурентоспособность региона как экономическое
явление относится к числу слабо разработанных.
По мнению ряда авторов, в «определенной
степени такому осмыслению мешает
и кажущаяся очевидность содержания
категории «конкурентоспособность региона»,
ее близость к категории эффективности:
их нередко рассматривают в качестве одноплановых,
хотя первая основывается на последней,
несет к себе сложные взаимосвязи хозяйствующих
субъектов — отдельных фирм, корпораций,
отраслевых объединений и национальных
комплексов» [
3, стр. 17]
Необходимо также отметить, что в отечественном экономическом понятийном инструментарии несколько лет назад отсутствовал термин «конкурентоспособность региона». Приобретение региональными системами экономической самостоятельности в условиях рынка вызывает необходимость переоценки положения и функций каждого региона в системе координат экономического пространства, в котором предстоит принимать решения, обеспечивающие условия его устойчивого развития. При этом следует учитывать некоторые явления и процессы, которые ведут к изменению характера поведения управляющих структур региона. Вместо отраслевой специализации, жестко планируемых инвестиционных и бюджетно-финансовых процессов рынок порождает стремления каждого субъекта Федерации к самоутверждению, выбору экономической структуры, способной обеспечить его надежное положение в рыночном пространстве страны и мира. Любое решение, связанное с межрегиональным взаимодействием, оценивается с точки зрения экономической выгоды и возможности достижения бюджетно-финансовой стабильности, а также реализации стратегических задач социально-экономического и экологического развития региона.
В
рыночном пространстве участвуют все
субъекты Федерации, интересы которых
пересекаются, образуя конкурентную
среду. Побеждает в этой среде
регион, имеющий наиболее надежные
конкурентные позиции, обеспечивающие
благоприятные условия для
По
мнению Р.И. Шнипера, пока существуют региональные
различия в «потенциальных возможностях
развития производства в степени
влияния природно-
В отечественной литературе, посвященной проблемам региональной экономики, к настоящему времени еще недостаточно хорошо проработан вопрос о конкурентоспособности регионов как экономической категории.
Так, в
исследовании Н.Н. Некрасова «Региональная
экономика. Теория, проблемы, методы»,
в сборниках статей «Размещение
производительных сил» категория «
Конкуренция сопровождается концентрацией и централизацией производства и капитала в наиболее перспективных для развития рынка районах. Она усиливает могущество крупного капитала, порождает стимулы развития производства товаров, необходимых населению. На различных стадиях развития рыночных отношений в каждом регионе она проявляется по-разному. С переходом к рынку региональные системы наделяются
функциями экономически самостоятельных субъектов рыночных отношений, важнейшими из которых являются: а) согласование и защита интересов региона внутри страны и за рубежом; б) усиление конкурентных позиций региона путем научной подготовки территории с целью привлечения инвесторов и совершенствования экономической структуры; в) создание условий, благоприятствующих развитию в регионе малого и среднего бизнеса, а также стабилизации и расширению производственных возможностей государственной и муниципальной собственности; г) создание
системы региональных льгот и гарантий для деятельности предпринимательских, коммерческих структур и инвесторов; д) наращивание внешнеэкономического потенциала и расширение торгово-экономических связей регионов.
Перечисленные функции способствуют формированию социально-экономической и правовой среды, гарантирующей предпринимательским и коммерческим структурам надежное «тыловое» обеспечение в смысле социальной, экономической и экологической безопасности, и тем самым повышают конкурентоспособность региональной системы.
Предметом конкурентной борьбы между субъектами Федерации могут стать государственные программы и проекты, связанные с размещением и территориальной организацией хозяйства, а также с решением социальных проблем. При постоянной нехватке ресурсов претендовать на участие в реализации таких программ и проектов смогут лишь регионы с наиболее высоким уровнем конкурентоспособности.
В период становления рыночных отношений и первоначального накопления конкуренция сводится в основном к извлечению наибольших доходов любыми методами и путями, вплоть до криминальных.
Это явление, по нашему мнению, временное. С развитием региональных отношений, имеющих прочную инфраструктурную базу и надежную правовую основу, конкуренция должна стать фактором, «стимулирующим эффективное размещение и территориальную организацию производительных сил, совершенствование экономических структур региона, расширение ассортимента и повышение качества продукции и услуг в соответствии с современными требованиями отечественных и мировых рынков».
Надежные конкурентные позиции становятся важнейшими условиями устойчивого развития региональной экономики. Принцип экономической самостоятельности субъектов Федерации вносит существенные корректировки в их финансово-экономическое положение. Стабильное развитие региональной экономики находится в прямой зависимости от наличия соответствующего социально-экономического, научно-технического и кадрового потенциала, и это определяет привлекательность региона для размещения новых и реконструкции существующих производств, а тем
самым — для создания новых рабочих мест. В свою очередь, рост численности работающих определяет социально-экономическое благополучие населения и улучшение финансово-бюджетного состояния региона.
В рыночном пространстве страны приток капитала в тот или иной регион больше не зависит от централизованно принимаемых отраслевых решений, а целиком определяется конкурентными возможностями региона и перспективами их наращивания. Предпринимательский капитал устремляется в те районы и сферы деятельности, где можно размещать конкурентоспособные производства и организовывать доходный бизнес. Каждый регион призван оценить свои конкурентные позиции, чтобы способствовать привлечению региона к осуществлению программ размещения и территориальной организации производительных сил.