Оценка конкурентоспособности региона

Автор: Мария Журина, 03 Сентября 2010 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Конкурентоспособность – многогранное понятие, которое может быть определено в различных аспектах в зависимости от решаемых задач.

Содержание

Введение
1. Конкурентоспособность региона как экономическое явление.
2. Оценка конкурентоспособности региона.
3. Позиционирование региона.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

3.doc

— 341.00 Кб (Скачать)

      Федеральное агентство по образованию

      Государственное образовательное учреждение высшего

      профессионального образования

      «Тульский государственный университет»

      Региональный  центр повышения квалификации

      Специальность «Государственное и муниципальное  управление»   
 

      КОНТРОЛЬНО  КУРСОВАЯ РАБОТА  

      По  курсу:

      «Маркетинг  территорий»  

      По  теме: «Оценка конкурентоспособности региона»   
 

Выполнил: слушатель гр.760357с                                                Журина М.Н.

Проверил: доцент                                                                           Болдырева Р.Ю.              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Тула  – 2010г 

Содержание

Введение
  1. Конкурентоспособность региона как экономическое явление.
  2. Оценка конкурентоспособности региона.
  3. Позиционирование региона.

Заключение

Список литературы

стр.3

стр. 5

стр. 23

стр. 34

стр. 36

стр. 37 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Конкурентоспособность –  многогранное понятие,  которое  может быть определено в различных аспектах в зависимости от решаемых задач.

Универсального  определения конкурентоспособности для всех субъектов экономики нет и в принципе быть не может. Все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно рассматривается.

     На  микроуровне термин «конкурентоспособность»  применим к  соперничеству (конкуренции)  определенного числа фирм,  которые ведут хозяйственную деятельность в целях максимизации прибыли и обеспечения экономического роста.

     Конкуренция предполагает максимизацию удовлетворения спроса потребителей посредством производства (реализации) продукции. На данном уровне правомерно говорить о конкурентоспособности конкретной продукции,  т.е.  ее  способности соответствовать требованиям конкурентного рынка,  запросам покупателей в сравнении с другими аналогами,  представленными  на  рынке.  С  одной  стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами, с другой – рыночными ценами предложения. На макроуровне конкурентоспособность выражается в высоком уровне экономического роста и возможности генерировать постоянно растущие реальные доходы населения и жизненные стандарты.  В свою очередь достижение социальных и природоохранных целей дополняет понятие конкурентоспособности на макроуровне и расширяет набор отражающих ее индикаторов.

     В настоящее время особый интерес представляет региональная конкурентоспособность,  которую можно определить как способность территории производить продукцию и оказывать услуги,  соответствующие требованиям зарубежных рынков,  и одновременно поддерживать высокий и стабильный уровень доходов своего населения.  В широком определении региональная конкурентоспособность –  это возможность регионов в условиях международной конкуренции обеспечивать сравнительно высокие доходы и уровень занятости населения. Другими словами, чтобы регион был конкурентоспособным, очень важно обеспечить количество и качество рабочих мест.

     Таким образом, темой моей курсовой работы стала: Оценка конкурентоспособности региона. Эта тема особенно, актуальна в период кризиса, так как именно в этот период с одной стороны тяжелее всего поддерживать конкурентоспособность, а с другой стороны найти в регионы резервы позволяющие выйти на лидирующие позиции.

      Цель  курсовой работы исследовать теоретические подходы к определению конкурентоспособности региона, а так же ее оценки.

      Задачей курсовой работы является отразить методы оценки региона и его позиционирование.

      Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

     В первой главе рассматривается конкурентоспособность региона как экономическое явление.

     Во  второй главе рассматривается оценка конкурентоспособности региона.

     В третьей главе уделяется внимание позиционированию региона. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Конкурентоспособность региона  как  экономическое  явление. 

      Регионы   России   на данном   этапе  экономического развития являются   субъектами управления,  где непосредственно реализуются поставленные перед обществом цели и задачи. Региональная статистика отражает абсолютные и относительные показатели социально-экономического развития, их динамику и место в национальной экономике, но не дает прямого ответа относительно конкурентоспособности региона.

     Конкурентоспособность региональной экономики — это способность реализовать основную целевую задачу ее функционирования — устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого качества жизни его населения. Конкурентоспособность реализуется через конкурентные преимущества, которые сгруппированы в базовые и обеспечивающие (или глубинные) и поверхностные признаки конкурентоспособности региона. [8, стр.32] Однако суть их одна и та же.  К первым (базовым) относятся природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификация, научный, управленческий потенциал, производственная база; ко вторым (обеспечивающим) — предпринимательский климат, качество управленческого потенциала, стоимость рабочей силы, инфраструктура.

     В отечественной экономической науке конкурентоспособность региона как экономическое явление относится к числу слабо разработанных.  По мнению ряда авторов, в «определенной степени такому осмыслению   мешает и   кажущаяся   очевидность содержания категории «конкурентоспособность региона», ее близость к категории эффективности: их нередко рассматривают в качестве одноплановых, хотя первая основывается на последней, несет к себе сложные взаимосвязи хозяйствующих субъектов — отдельных фирм, корпораций, отраслевых объединений и национальных комплексов» [ 3, стр. 17] 

     Необходимо  также отметить, что в отечественном  экономическом понятийном инструментарии несколько лет назад отсутствовал термин «конкурентоспособность региона». Приобретение региональными системами экономической самостоятельности в условиях рынка вызывает необходимость переоценки положения и функций каждого региона в системе координат экономического пространства, в котором предстоит принимать решения, обеспечивающие условия его устойчивого развития. При этом следует учитывать некоторые явления и процессы, которые ведут к изменению характера поведения управляющих структур региона. Вместо отраслевой специализации, жестко планируемых инвестиционных и бюджетно-финансовых процессов рынок порождает стремления каждого субъекта Федерации к самоутверждению, выбору экономической структуры, способной обеспечить его надежное положение в рыночном пространстве страны и мира. Любое решение, связанное с межрегиональным взаимодействием, оценивается с точки зрения экономической выгоды и возможности достижения бюджетно-финансовой стабильности, а также реализации стратегических задач социально-экономического и экологического развития региона.

     В рыночном пространстве участвуют все  субъекты Федерации, интересы которых  пересекаются, образуя конкурентную среду. Побеждает в этой среде  регион, имеющий наиболее надежные конкурентные позиции, обеспечивающие благоприятные условия для эффективной предпринимательской и коммерческой деятельности. В этом случае регион приобретает преимущественное положение в рыночном пространстве, что дает ему возможность извлечь максимум выгоды для развития производительных сил и территориальной организации хозяйства.

     По  мнению Р.И. Шнипера, пока существуют региональные различия в «потенциальных возможностях развития производства в степени  влияния природно-экономических  и ресурсных факторов на экономическую  структуру региональных систем, место  и значение каждого региона в рыночном пространстве будут определять специализация и территориальное разделение труда» [10. стр. 15-24 ]

     В отечественной литературе, посвященной  проблемам региональной экономики, к настоящему времени еще недостаточно хорошо проработан вопрос о конкурентоспособности регионов как экономической категории.

Так, в  исследовании Н.Н. Некрасова «Региональная  экономика. Теория, проблемы, методы», в сборниках статей «Размещение  производительных сил» категория «конкурентоспособность регионов» отсутствует вовсе. Г.В. Копанев делает основной акцент на конкуренцию как общую экономическую категорию; по его мнению, конкуренция —это «своеобразная рыночная принудительная сила, заставляющая товаропроизводителей повышать производительность труда на своих предприятиях, расширять производство, осваивать новые технологии, материалы, модели». [ 7, стр. 169]

     Конкуренция сопровождается концентрацией и  централизацией производства и капитала в наиболее перспективных для  развития рынка районах. Она усиливает  могущество крупного капитала, порождает стимулы развития производства товаров, необходимых населению. На различных стадиях развития рыночных отношений в каждом регионе она проявляется по-разному. С переходом к рынку региональные системы наделяются

функциями экономически самостоятельных субъектов рыночных отношений, важнейшими из которых являются: а) согласование и защита интересов региона внутри страны и за рубежом; б) усиление конкурентных позиций региона путем научной подготовки территории с целью привлечения инвесторов и совершенствования экономической структуры; в) создание условий, благоприятствующих развитию в регионе малого и среднего бизнеса, а также стабилизации и расширению производственных возможностей государственной и муниципальной собственности; г) создание

системы региональных льгот и гарантий для  деятельности предпринимательских, коммерческих структур и инвесторов; д) наращивание  внешнеэкономического потенциала и  расширение торгово-экономических  связей регионов.

     Перечисленные функции способствуют формированию социально-экономической и правовой среды, гарантирующей предпринимательским и коммерческим структурам надежное «тыловое» обеспечение в смысле социальной, экономической и экологической безопасности, и тем самым повышают конкурентоспособность региональной системы.

     Предметом конкурентной борьбы между субъектами Федерации могут стать государственные программы и проекты, связанные с размещением и территориальной организацией хозяйства, а также с решением социальных проблем. При постоянной нехватке ресурсов претендовать на участие в реализации таких программ и проектов смогут лишь регионы с наиболее высоким уровнем конкурентоспособности.

В период становления рыночных отношений  и первоначального накопления конкуренция  сводится в основном к извлечению наибольших доходов любыми методами и путями, вплоть до криминальных.

Это явление, по нашему мнению, временное. С развитием  региональных отношений, имеющих прочную  инфраструктурную базу и надежную правовую основу, конкуренция должна стать  фактором, «стимулирующим эффективное размещение и территориальную организацию производительных сил, совершенствование экономических структур региона, расширение ассортимента и повышение качества продукции и услуг в соответствии с современными требованиями отечественных и мировых рынков».

     Надежные  конкурентные позиции становятся важнейшими условиями устойчивого развития региональной экономики. Принцип экономической самостоятельности субъектов Федерации вносит существенные корректировки в их финансово-экономическое положение. Стабильное развитие региональной экономики находится в прямой зависимости от наличия соответствующего социально-экономического, научно-технического и кадрового потенциала, и это определяет привлекательность региона для размещения новых и реконструкции существующих производств, а тем

самым — для создания новых рабочих  мест. В свою очередь, рост численности работающих определяет социально-экономическое благополучие населения и улучшение финансово-бюджетного состояния региона.

     В рыночном пространстве страны приток капитала в тот или иной регион больше не зависит от централизованно принимаемых отраслевых решений, а целиком определяется конкурентными возможностями региона и перспективами их наращивания. Предпринимательский капитал устремляется в те районы и сферы деятельности, где можно размещать конкурентоспособные производства и организовывать доходный бизнес. Каждый регион призван оценить свои конкурентные позиции, чтобы способствовать привлечению региона к осуществлению программ размещения и территориальной организации производительных сил.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности региона