Общественный порядок как объект административно-правовой защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в теоретическом осмыслении современного состояния законодательного регулирования ответственности за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок. Это обуславливает необходимость решения следующих основных задач:
— определение понятия «общественный порядок» как объекта административно-правовой охраны и защиты;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
I. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ…………………………..5
II. АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ СОСТАВОВ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК:………………….14
2.1. Мелкое хулиганство (ст. 164 КоАП ПМР)………………………………...14
2.2. Распитие спиртных напитков в общественных местах и появление в общественных местах в пьяном виде (ст. 167 КоАП ПМР)…………………..17
2.3. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей (ст. 170 КоАП ПМР)……………………...20
2.4. Занятие проституцией (ст. 171-1 КоАП ПМР)……………………………25
2.5. Заведомо ложный вызов специальных служб (ст. 173 КоАП ПМР)……………………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….......31

Работа содержит 1 файл

Административное право гавва.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

       б) отношения, обеспечивающие условия  для покоя и отдыха граждан, предотвращение озорства и недисциплинированного поведения в быту;

       в) отношения, обеспечивающие честь и  достоинство граждан, и предотвращение антиобщественных действий, в которых  выражается пренебрежение к обществу6.

       Общественные  отношения, составляющие общественный порядок:

       1) существуют везде, где есть  охраняемые правом или иными  социальными нормами общественные  или личные интересы, поэтому  общественный порядок, как система  общественных отношений, характеризуется  повсеместностью. Так, общественный порядок может нарушаться и на улице, и в лесу, а при определенных условиях, и в изолированной квартире;

       2) осуществляются постоянно. 

       Для предметного раскрытия содержания общественного порядка рассмотрим составляющие его элементы: цель установления и поддержания общественного порядка; средства, регулирования отношений в сфере общественного порядка; содержание общественного порядка; реальные гарантии прочности7.

       Цель  установления и поддержания общественного  порядка состоит в обеспечении  личной безопасности граждан, общественной безопасности, в создании благоприятных условий для нормального функционирования предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

       На  первый план здесь, в соответствии с  положениями Декларации прав и свобод человека и гражданина, требованиями законодательства о милиции, выдвинута  цель обеспечения личной безопасности граждан, общественной безопасности, защиты жизни, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

       Средствами  регулирования отношений в сфере  общественного порядка являются нормы права и другие социальные нормы неюридического характера (нормы морали, обычаи, правила культуры поведения).

       Посредствам правовых норм устанавливаются общеобязательные правила поведения, вводятся запреты  на совершение определенных действий, устанавливается ответственность  за правонарушения, определяются задачи, функции, полномочия, формы и методы деятельности, государственных органов, их должностных лиц, общественных формирований по охране общественного порядка.

       Содержанием общественного порядка является система общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения норм права, морали и иных социальных норм. Реальный общественный порядок составляют не только установление социальных норм, а фактически складывающиеся на их основе общественные отношения. В зависимости от вида регулирующих норм эти отношения могут быть правовыми и не правовыми.

       Необходимо  отметить, что при анализе и  оценке состояния общественного  порядка неизбежно возникает  вопрос, касающийся двух его проявлений: во-первых, о совокупности позитивных общественных отношений, урегулированных социальными нормами; во-вторых, о реальном состоянии общественных отношений во всем многообразии, включая и различные негативные обстоятельства, а также вопрос о совершаемых в этой сфере преступлениях и административных нарушениях.

       Основу  общественного порядка составляют отношения, складывающиеся в общественных местах, т. е. в местах общения людей при удовлетворении их материальных, духовных потребностей, во время отдыха. Однако было бы ошибкой ограничивать общественный порядок только рамками общественных мест. Хулиганство в отдельной квартире также является посягательством на общественный порядок. Значит, понятием общественного порядка охватываются и отношения, возникающие, развивающиеся вне общественных мест, но по своему характеру связанные с обеспечением личной безопасности граждан, общественного спокойствия, созданием нормальных условий для деятельности государственных и общественных организаций, для труда и отдыха граждан, охраны их чести и достоинства8.

       Рассматривая  реальные гарантии прочности в качестве элемента общественного порядка, к ним можно отнести демократизм общества, соблюдение в нем социальной справедливости, культуру и сознательность граждан. Вместе с тем приходится констатировать, что в многочисленных в прошлом публикациях при характеристике названных гарантий желаемое выдавалось за действительное. Без достаточных оснований говорилось о соответствии правил общественного порядка интересам всех слоев населения, об убежденности граждан в их справедливости и целесообразности. Утверждалось о неуклонном укреплении общественного порядка по мере развития социалистического общества, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех.

       В действительности же в сфере общественного  порядка не все обстояло благополучно. Отмечался рост преступности на улицах и других общественных местах. Не сокращалось число совершенных административных правонарушений. Произошли опасные сдвиги преступности в сторону ее вооруженности и профессионализма. Особую тревогу вызывает организованная преступность, которая использует такие методы уголовного террора, как захват заложников, шантаж и другие.

       Анализ  сложившейся реальности в сфере  обеспечения общественного порядка  и безопасности, а также изменение  обновляющего законодательства по защите конституционных прав граждан позволили внести некоторые уточнения в теоретическое определение понятия общественного порядка, рассматриваемого в узком смысле. 

 

II. АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ СОСТАВОВ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК 
 

2.1. Мелкое хулиганство  (ст. 164 КоАП ПМР) 

       Мелкое  хулиганство является опасным социальным явлением, что определяется не только повсеместной распространенностью, но и многообразием форм его проявления. Несомненно, что делинквенты, совершающие мелкое хулиганство, снижают качество жизни правопослушных граждан, нарушают нормальную работу предприятий и учреждений, наносят ущерб имуществу. Мелкое хулиганство часто является первой «пробой сил» на пути к дальнейшей преступной карьере. Поэтому охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности требует безотлагательного решения целого комплекса проблем – политических, правовых, экономических, организационных.

       В административно-правовой науке мелкое хулиганство определяется как умышленные действия, нарушающие общественный порядок или выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам или другими подобными действиями, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, причинившего незначительный ущерб9. Мелкое хулиганство свидетельствует о низкой культуре нарушителя, его эгоизме, пренебрежении интересам общества, других людей, его окружающих, об игнорировании правил приличия и благопристойности.

       Статья  164 КоАП ПМР «Мелкое хулиганство», указывает лишь несколько признаков асоциального поведения правонарушителя, среди них нецензурная брань в общественных местах и оскорбительные приставания к гражданам.

       Объектом  административно-правовой охраны при совершении мелкого хулиганства является общественный порядок, который представляет собой урегулированные нормами права и морали общественные отношения, обеспечивающие общественное спокойствие, соблюдение общепринятых норм поведения, нормальную деятельность предприятий, учреждений и организаций, транспорта, сохранность всех видов собственности, должный порядок и общественную безопасность в обществе, а также уважение общественной нравственности, чести и достоинства граждан.

       Объективная сторона мелкого хулиганства в отличие от подавляющего большинства других правонарушений всегда характеризуется противоправным действием физического лица. Хулигану свойственны активные волевые вредоносные поступки, безнравственность поведения, циничное отношение к гражданам. Аморальность хулигана проявляется в стремлении своими действиями оскорбить, унизить незнакомого ему гражданина (оскорбительное приставание) либо добиться того же вредоносного эффекта путем употребления ненормативной лексики, например лексических оборотов русской «фени», блатной «музыки» (пенитенциарный жаргон), московского «арго».

       Обычно  мелкое хулиганство совершается  при непосредственном присутствии  людей, ибо именно в такой обстановке нарушителю удается в наибольшей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Однако для наличия состава указанного проступка признак публичности не обязателен. Мелкое хулиганство будет иметь место и в том случае, когда лицо сделало непристойные надписи на заборе в отсутствие людей или когда ночью демонстративно нарушается покой спящих людей.

       При квалификации такой разновидности  хулиганских действий, как оскорбительное приставание, следует учитывать  и моральный облик потерпевшего. Например, общение двух хулиганов, когда  одному из них свойствен более  ощутимый потенциал безнравственности, совместимый с физическим или моральным воздействием, а другому — пассивный аморализм, проявляющийся в нецензурной брани, нельзя характеризовать как оскорбительное приставание. Подобное общение двух физических лиц свидетельствует об их взаимной духовной ущербности, существенных изъянах в культурных, образовательных, нравственных устоях жизни. Эти действия следует характеризовать как мелкое хулиганство, совершенное группой лиц.

       Оскорбительное  приставание характеризуется дерзкими, навязчивыми действиями хулигана, наносящего моральный или физический вред незнакомому ему лицу, несмотря на противодействие потерпевшего. Хулигану свойственна злостность противоправных проявлений, их многократная повторяемость, несовместимая с моральными устоями потерпевшего, которого подобные действия оскорбляют и унижают.

       С субъективной стороны мелкое хулиганство  характеризуется умыслом, обычно прямым. Лицо сознает, что его действия противоправны, оно предвидит, что в результате их совершения будут нарушены общественный порядок и спокойствие граждан, и желает этого. Но возможны случаи, когда нарушитель не желает этого, но сознательно допускает. В таких случаях мелкое хулиганство совершается с косвенным умыслом. Элементом субъективной стороны мелкого хулиганства является мотив удовлетворения индивидуальности потребностей самоутверждения путем игнорирования достоинства других людей10.

       Субъект данного правонарушения - вменяемое  лицо, достигшее к моменту совершения проступка 16-летнего возраста.

       При корреляции мелкого хулиганства  как административного проступка и хулиганства, квалифицируемого как преступление (ст. 211 УК ПМР), следует учитывать следующие обстоятельства:

       а) физическое или моральное воздействие  на потерпевшего в случае мелкого  хулиганства всегда характеризуется  менее значимой вредоносностью в отличие от насилия, применяемого к гражданам (или угрозы его применения) при совершении преступления;

       б) объектом противоправных действий хулигана при совершении административного проступка (ст. 164 КоАП ПМР) является нематериальная субстанция - общественный порядок, при этом потерпевшему не причиняется имущественный вред, либо он крайне незначителен. Если в результате хулиганских действий выявляется также и имущественный ущерб (уничтожение или повреждение личного имущества), то подобное правонарушение всегда квалифицируется как преступление (п. 1 ст. 211 УК ПМР);

       в) мелкое хулиганство - административный проступок несовместимо с квалифицирующими признаками хулиганства как преступления, такими как групповое правонарушение, действия, сопряженные с сопротивлением представителю власти, и другие, указанные в ч. 2, 3 ст. 211 УК ПМР.  

2.2. Распитие спиртных напитков в общественных местах и появление в общественных местах в пьяном виде (ст. 167 КоАП ПМР) 

       Состав  административного правонарушения, предусмотренного ст. 167 КоАП ПМР «Распитие спиртных напитков в общественных местах и появление в общественных местах в пьяном виде», совпадает с corpus delicti мелкого хулиганства, в частности, тождественны субъект, объект и объективная сторона состава проступка.

       В ст. 167, так же как и в ст. 164 КоАП, упоминается о том, что объектом совершения проступка является общественное место, под которым понимаются любые объекты реального или потенциального нахождения физических лиц. Так, парк, стадион, сквер относятся к общественным местам даже и в тот временной период, когда граждане там отсутствуют, важно, что они гипотетически могут находиться там и стать невольными свидетелями либо участниками противоправных действий (в некоторых общественных местах (парк, улица и др.) — и в любое время суток).

Информация о работе Общественный порядок как объект административно-правовой защиты