Общественный порядок как объект административно-правовой защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в теоретическом осмыслении современного состояния законодательного регулирования ответственности за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок. Это обуславливает необходимость решения следующих основных задач:
— определение понятия «общественный порядок» как объекта административно-правовой охраны и защиты;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
I. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ…………………………..5
II. АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ СОСТАВОВ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК:………………….14
2.1. Мелкое хулиганство (ст. 164 КоАП ПМР)………………………………...14
2.2. Распитие спиртных напитков в общественных местах и появление в общественных местах в пьяном виде (ст. 167 КоАП ПМР)…………………..17
2.3. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей (ст. 170 КоАП ПМР)……………………...20
2.4. Занятие проституцией (ст. 171-1 КоАП ПМР)……………………………25
2.5. Заведомо ложный вызов специальных служб (ст. 173 КоАП ПМР)……………………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….......31

Работа содержит 1 файл

Административное право гавва.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 

I. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ…………………………..5 

II. АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ СОСТАВОВ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК:………………….14 

2.1. Мелкое хулиганство (ст. 164 КоАП ПМР)………………………………...14

2.2. Распитие спиртных напитков в общественных местах и появление в общественных местах в пьяном виде (ст. 167 КоАП ПМР)…………………..17

2.3. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей (ст. 170 КоАП ПМР)……………………...20

2.4. Занятие проституцией (ст. 171-1 КоАП ПМР)……………………………25

2.5. Заведомо ложный вызов специальных служб (ст. 173 КоАП ПМР)……………………………………………………………………………...27 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......29 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….......31

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

       Актуальность  темы курсовой работы. В условиях нестабильности современной общественной жизни, характеризующейся ослаблением правопорядка, возникновением иных негативных социальных процессов, вопросы обеспечения общественного порядка выдвигаются в число приоритетных объектов внимания органов государственной власти. Отношения в сфере охраны общественного порядка наиболее тесно связаны с повседневной жизнью, трудовой и общественно-политической деятельностью граждан, с их правами, свободами и законными интересами. Именно поэтому проблемы охраны общественного порядка находятся в зоне повышенного интереса ученых-юристов.

       Это свидетельствует об актуальности проблемы привлечения к ответственности за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок.

       Проблемам охраны общественного порядка и административной ответственности посвящались работы Ю.С. Адушкина, А.П. Алехина, Д.Н. Бахраха, В.М. Безденежных, К.С. Вельского, И.И. Веремеенко, И.Н. Гала-гана, М.И. Еропкина, И.Ш. Килясханова, Л.М. Колодкина, Ю.М. Козлова, Ф.Е. Колонтаевского, А.П. Коренева, О.Е. Кутафина, Б.М. Лазарева, В.М. Манохина, М.Я. Масленникова, Л.Л. Попова, Ф.С. Разаренова, Б.В. Российского, Н.Г. Салищевой, А.В. Серегина, Ю.П. Соловья, Ю.Н. Старилова, М.С. Студе-никиной, Ю.А. Тихомирова, Н.Ю. Хаманевой, В.И Фадеева, Е.С. Шугриной, А.П. Шергина, А.Ю. Якимова и других авторов

       Цель курсовой работы состоит в теоретическом осмыслении современного состояния законодательного регулирования ответственности за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок. Это обуславливает необходимость решения следующих основных задач:

       — определение понятия «общественный  порядок» как объекта административно-правовой охраны и защиты;

       — анализ составов отдельных правонарушений, посягающих на общественный порядок и предусмотренных главой 13 Кодекса Приднестровской Молдавской Республики об административных правонарушениях (далее – КоАП ПМР).

       Изучение  темы курсовой работы проводилось с использованием формально-логического, системно-структурного, сравнительно-правового методов.  

 

I. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ 
 

       Надлежащий  общественный порядок гарантирует  необходимые условия для плодотворной деятельности граждан, обеспечения соблюдения их прав и свобод. Поэтому возрастает ценность общественного порядка, как необходимого условия согласования, упорядочения совместной жизнедеятельности людей в обществе и стабилизации системы общественных отношений.

       Определение понятия общественного порядка, уяснение его сущности и содержания, как объекта административно-правовой защиты — актуальная задача правовой науки. Названная теоретическая проблема непосредственно вытекает из практических потребностей государства, поскольку в условиях дальнейшего усложнения общественных отношений организующая и управляющая роль общественного порядка существенно возрастает.

       В целом, общественный порядок в государстве  представляет собой социально-правовую категорию, установившуюся в результате соблюдения социальных норм (норм права, морали, общепринятых правил общежития и др.) систему общественных отношений, неприкосновенность которой гарантируется всей политической системой государства, обществом1.

       В юридической литературе давно уже  ведутся дискуссии о том, что такое общественный порядок. Характер особенностей регулирования порядка в общественных местах позволил исследователям правоотношений разделить существующий в обществе общественный порядок на понятия в широком и узком смыслах.

       Наиболее  распространенным определением общественного порядка в юридической литературе является его понятие в узком, специальном смысле этого слова, и большинство ученых считает такой подход наиболее предпочтительным (И.И. Веремеенко, М.И. Еропкин, А.П. Коренев, Ф.Е. Колонтаевский, А.В. Кузнецов, Л.Л. Попов, Ф.С. Разаренов, А.В. Серегин, М.Я. Саввин, Ю.А. Соколов, Л.Л. Трофимов, А.П. Шергин).

       Несмотря  на то, что категория общественного  порядка не обойдена вниманием ученых, здесь имеется определенное расхождение  взглядов. Широкая трактовка термина «общественный порядок» как совокупности всех социальных связей и отношений, как общественного устройства является общепризнанной. Различие в точках зрения наблюдается при определении этого явления в так называемом узком смысле. В административно-правовой науке в свое время достаточно подробно были разработаны основные концепции общественного порядка в подобном толковании.

       Понятие общественного порядка в узком  смысле было сформулировано М.И. Еропкиным. По его мнению, общественный порядок — это обусловленная интересами всего народа и регулируемая нормами права, морали, правилами общежития и обычаями система волевых общественных отношений, складывающихся главным образом в общественных местах, а также общественных отношений, возникающих и развивающихся вне общественных мест, но по своему характеру обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести, достоинства и иных прав граждан, укрепление народного достояния, обеспечение общественного спокойствия, создание нормальных условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций2.

       Общественный  порядок складывается из волевых  отношений людей, проявляющихся  в их поведении, действиях, поступках, как результат их сознательной деятельности. Таким образом, общественный порядок  — это результат соблюдения людьми установленных в государстве правил, это определенная система общественных отношений, складывающаяся в результате соблюдения социальных норм (права, морали, правил общежития, обычаев), регулирующих поведение людей в общественных местах, это — результат закрепления социальными нормами фактических отношений, которые развиваются в процессе общения людей.

       В своей работе М. И. Еропкин достаточно полно показал сущностную характеристику общественного порядка в узком  смысле, выделив «общественное место», как один из важнейших элементов общественного порядка.

       А.В. Серегин рассматривал общественный порядок, как обусловленную потребностями  общества, упорядоченную совокупность общественных отношений, которая обеспечивает состояние общественного и личного спокойствия, благоприятные внешние условия для общественно полезной деятельности и отдыха людей, для реального осуществления гражданами их конституционных прав и обязанностей, реализации требований общественной нравственности, уважения чести и достоинства личности3.

       А.П. Коренев под общественным порядком, как правовой категорией, понимает обусловленную потребностями общества систему урегулированных социальными  нормами отношений, складывающихся в общественных местах в процессе общения людей, имеющую целью  обеспечение обстановки спокойствия общественной жизни, нормальных условий для труда и отдыха людей, деятельности государственных органов предприятий, учреждений и организаций4.

       И, наконец, понятие, предложенное И.И. Веремеенко, который, определяя понятие общественного порядка и ссылаясь при этом на СИ. Ожегова, подчеркивал: «Общественный порядок представляет собой не просто систему (совокупность) общественных отношений, определенным образом налаженную. Иначе и быть не может, ибо порядок - это, в первую очередь, правильное, налаженное состояние ... чего-нибудь, в нашем случае - общественных отношений. И в таком смысле общественный порядок представляет собой порядок отношений в общественных местах, который обусловлен потребностями общества, обеспечивает личную и общественную безопасность и тем самым гарантирует обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни»5.

       Несмотря  на определенные различия, в каждой из формулировок общественного порядка  содержится ряд общих элементов. К ним можно отнести:

       • общественный порядок - это система  упорядоченных общественных отношений, возникающих между людьми;

       • общественные отношения урегулированы  нормами права, обычаями, правилами общежития и т.д.;

       • общественные отношения реализуются в общественных местах;

       • общественные отношения обусловлены  потребностями общества и личности.

       На  мой взгляд, все вышеперечисленные точки зрения во многом схожи, в то же время в них есть определенные отличия. Так, например, М.И. Еропкин в основу понятия общественный порядок ставит место реализации общественных отношений - общественное место, А.В. Серегин в своем определении выделяет содержание отношений, составляющих общественный порядок. Кроме того, данные понятия общественного порядка были сформированы исходя из существовавшего политического устройства государства («правила социалистического общежития», «советское общество» и т.д.). Современное понятие общественного порядка должно строится на основе обобщения сформированных ранее его понятий и с учетом изменений в общественной жизни.

       Таким образом, можно сформулировать понятие  общественного порядка как системы  волевых общественных отношений, урегулированных  нормами права, морали, обычаями, правилами  общежития, складывающихся в общественных местах, обусловленных потребностями общества и личности и возникающих в связи с реализацией данных норм.

       Необходимость вычленения понятия общественного  порядка в узком смысле обусловлена  многосторонностью и своеобразием общественных отношений, складывающихся в той или иной социальной сфере, наличием специальных правовых норм, регулирующих различные виды общественных отношений, установленной законодательством ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок, а также существованием специальных функций по обеспечения общественного порядка.

       Определение круга общественных отношений, составляющих общественный порядок, по моему мнению, должно идти по пути анализа конкретных элементов понятия общественного порядка, что позволит уяснить различные стороны общественного порядка, а затем совокупность рассмотренных элементов даст возможность определить круг составляющих его общественных отношений.

       Подобное  сужение конкретизирует понятие  общественного порядка по сравнению  с определениями тех авторов, которые утверждают, что общественный порядок охватывает все общественные связи и отношения или представляет собой соответствующий нормам права и морали реальный порядок общественных отношений, складывающийся в обществе.

       Конкретизация, большая определенность исследуемого понятия имеет важное практическое значение, ибо помогает найти пути дальнейшего совершенствования правового регулирования общественного порядка.

       Изучение  общественного порядка, как системного образования, являющегося объектом административно-правовой охраны и защиты, позволяет выявить реальное содержание образующих его частей (компонентов).

       В качестве составных частей общественного порядка выступают общественные отношения, определяющие его содержание; Так, например, А. В. Серегин выделяет три группы отношений, составляющих сферу общественного порядка:

       а) отношения, складывающиеся в процессе обеспечения обстановки общественного  спокойствия и предотвращения действий, могущих вызвать нарушение нормального ритма жизни населения;

Информация о работе Общественный порядок как объект административно-правовой защиты