Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 12:01, курсовая работа
Целью этой работы является определение сущности, особенностей и порядка применения административно-правовых норм. Раскрытие понятия и видов источников административного права, нормативно-правовых актов, дать их характеристику раскрыть существующие между ними связи. Используемое для этого понятие правовой системы позволяет рассматривать соотношение конституции, закона и подзаконного акта в контексте взаимодействия государственных органов, предприятий и иных организаций. А это очень актуально в настоящее время.
Введение ……………………………………………………………….………….….3-4
1.Понятие, структура и особенности норм административного права……….…..5-6
2. Критерии классификации и виды норм административного права…………….7-8
3. Действие норм административного права…………………...…………………..9-10
4. Реализация норм административного права…………………….……………...11-12
5. Понятие, система, особенности и виды источников административного права………...………………………………………………………………………..13-18
6. Систематизация административного законодательства……………………….19-20
Заключение ……………………………………………………………………………..21
Список использованной литературы …………………………………………………22
Пятая особенность СИАП - ее мобильность, изменчивость. В систему административно-правовых норм часто вносятся изменения новыми источниками, а старые источники отменяются, изменяются. Нестабильность СИАП объясняется многими объективными факторами. На предметную, универсальную, организующую деятельность государственной администрации непосредственно влияют экономика, политика, тем более в условиях российских реформ, а также огромные размеры самого административного права и системы его источников и др. Нестабильность СИАП связана и с субъективными факторами: ошибками, политическими пристрастиями тех, кто готовит, принимает акты, содержащие нормы административного права. К тому же в СИАП много подзаконных актов, которые нетрудно отменить, изменить новому министру, губернатору и Правительству России.
В-шестых, СИАП, а значит, административно-правовые нормы, не систематизированы.
Наличие большого числа источников разной юридической силы, принятых в разное время, - объективный факт, который отрицательно сказывается на состоянии систематизации отрасли. Единого административного кодекса нет, и его невозможно создать. Во-первых, потому что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которое требует правовое регулирование и деятельность государственной администрации. Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию и концентрацию правотворчества, а значит, лишение возможности административного правотворчества федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов Федерации. Полная кодификация административного права означала бы нарушение ст. 72 Конституции России.
Система источников административного права очевидно нуждается в совершенствовании. Д.Н. Бахрах обоснованно и дальновидно указывает, что основными направлениями работы по совершенствованию системы должны стать:
* повышение качества, взаимосвязи правовых норм;
* принятие
всех необходимых для
* усиление роли законов в регулировании прав граждан, формировании и функционировании государственной администрации. Необходимо отметить, что в этом направлении за сравнительно небольшой срок много сделано. Взамен союзных подзаконных актов приняты законы Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии, оперативно-розыскной деятельности, государственной тайне и др.;
* устранение
пробелов в административно-
Все федеральные законы, указы и распоряжения Президента, постановления и нормативные распоряжения Правительства должны быть опубликованы в Российской газете и в Собрании законодательства Российской Федерации. Официальное издание общих ведомственных нормативных актов осуществляется в Российской газете и Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств. Кроме того, многие центральные ведомственные органы (Центробанк, Государственный таможенный комитет и др.) издают свои вестники, бюллетени.6
Акты субъектов Федерации публикуются в одной из газет, издаваемой на территории субъекта, а также в Собрании законодательства или в журнальном издании с иным названием, специально созданном для официальных публикаций актов субъекта Федерации.
Акты федеральных судов можно найти в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, Вестнике Высшего арбитражного Суда Российской Федерации, Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации. Постановления Конституционного Суда РФ также подлежат обязательному опубликованию в Российской газете и Собрании законодательства Российской Федерации.
К сожалению, с публикацией источников административного права не все обстоит благополучно. Не решен вопрос об официальном издании внутриаппаратных ведомственных актов федеральных органов, нормативных административных договоров, актов муниципальных органов и ряда других источников административного права.
Конечно, юристам трудно пользоваться
большим количеством газет и журналов,
в которых содержатся тексты нормативных
актов. В какой-то степени эти недостатки
преодолеваются путем использования компьютерных
вариантов систематизации законодательства
(«Консультант плюс», «Кодекс», «Гарант»
и др.), но это многим недоступно, к тому
же тексты, извлеченные из компьютеров,
не официальны. Представляется, что полезно
было бы издавать еженедельную федеральную
газету, которая оперативно доводила бы
до всей страны официальные тексты всех
федеральных органов. Подобные издания
могли бы учредить и субъекты Федерации.
Особенности источников административного права.
Все исследователи проблем источников административного права в один голос отмечают следующие важные особенности:
- многочисленность и разрозненность нормативно-правового материала, содержащего административно-правовые нормы. Это выражается в том, что объема одного учебного пособия или монографии не хватит для того, чтобы просто в строчку написать названия всех источников норм административного права Российской Федерации.
Как правило, отрасль права
имеет один основной
Многообразие источников
Бросается в глаза то
Причиной такого видимого
- также важной особенностью служит преобладание в числе источников подзаконных нормативно-правовых актов. Нормативно-правовые акты Правительства РФ или Президента РФ в каком-то смысле могут являться и актами управления (например, когда Правительство РФ своим постановлением устанавливает тарифы на продукцию естественных монополий или квоты в сфере внешнеэкономической деятельности).
Именно в связи с этой
Виды
источников административного
права.
Административно-правовые
а) акты законодательных органов государственной власти;
б) правовые акты Президента России;
в) акты исполнительных органов государственной власти;
г) акты органов местного самоуправления;
д) акты СССР;
е) международные акты.
При этом следует учитывать,
что регулирование в
К актам законодательных органов государственной власти относятся:
- Конституция Российской Федерации;
- конституции и уставы субъектов Российской Федерации;
- федеральные конституционные законы, федеральные законы;
- законы
субъектов Российской
- постановления
Государственной Думы
- постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
- постановления представительных органов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 90 Конституции РФ, правовые акты Президента России оформляются в виде указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. При этом указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Акты исполнительных органов государственной власти включают:
- постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
- нормативные акты государственных комитетов, министерств, комитетов и служб Российской Федерации;
- нормативные
акты исполнительных органов
государственной власти
Нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления являются источниками административного права в случае реализации органами местного самоуправления государственных полномочий. В иных случаях названные акты выступают источниками муниципального права.
Некоторые акты СССР (законы СССР, указы Президиума Верховного Совета СССР, постановления и распоряжения Совета Министерств СССР, нормативные акты министерств и других центральных ведомств СССР) по-прежнему остаются источниками российского административного права, но только при соблюдении двух условий:
Международные акты
(договоры, конвенции, соглашения и пр.)
являются источниками административного
права в силу положений Конституции Российской
Федерации, которыми установлено, что
«общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью
ее правовой системы». Важно иметь в виду,
что «если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем
предусмотренные законом, то применяются
правила международного договора. Международными
актами, например, регулируются некоторые
вопросы безвизового пересечения границ,
таможенного контроля, дорожного движения.8
6.
Систематизация
Обилие источников административного
права, включающих огромное количество
правовых норм, объективно связано с проблемами,
требующими постоянного разрешения. В
настоящее время создается новая система
российского административного права,
которая, к сожалению, далека от совершенства.
Ввиду стремительного изменения общественных
отношений многие вопросы остаются не
урегулированными либо продолжают регулироваться
законодательными актами СССР. Отнесение
административного и административно-
Информация о работе Нормы и источники административного права