Нормы и источники административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является определение сущности, особенностей и порядка применения административно-правовых норм. Раскрытие понятия и видов источников административного права, нормативно-правовых актов, дать их характеристику раскрыть существующие между ними связи. Используемое для этого понятие правовой системы позволяет рассматривать соотношение конституции, закона и подзаконного акта в контексте взаимодействия государственных органов, предприятий и иных организаций. А это очень актуально в настоящее время.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….………….….3-4


1.Понятие, структура и особенности норм административного права……….…..5-6

2. Критерии классификации и виды норм административного права…………….7-8

3. Действие норм административного права…………………...…………………..9-10

4. Реализация норм административного права…………………….……………...11-12

5. Понятие, система, особенности и виды источников административного права………...………………………………………………………………………..13-18

6. Систематизация административного законодательства……………………….19-20


Заключение ……………………………………………………………………………..21

Список использованной литературы …………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

курсовая коап.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

- по пределам действия во времени административно-правовые нормы подразделяются на бессрочные, срочные и временные.

Бессрочные  нормы действуют постоянно, пока не будут отменены. Они выполняют основную роль в правовом регулировании общественных отношений, определяют общий характер законодательства.

Срочными  нормами называются такие нормы, срок действия которых определен в самом акте.

Временные нормы принимаются на неопределенный, но, как правило, на непродолжительный период.

- по объему регулирования выделяют общие, межотраслевые и отраслевые нормы административного права. Вид правовой нормы определяется в данном случае характером компетенции принявшего ее органа.

   Нормы административного права  могут быть также классифицированы  по субъектам, их принявшим, по адресату и прочим критериям.  
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Действие норм  административного  права. 
 

        Основанием возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений служит юридический факт. Юридические факты делятся на события и действия.

      Действия  являются результатом активного  волеизъявления субъектов. Действия могут быть:

  • правомерные;
  • неправомерные.

      Правомерные действия соответствуют требованиям административно-правовых норм (издание приказа о назначении на государственную должность), неправомерные (деликты) – не соответствуют им (административные и дисциплинарные проступки).

      Вопрос  о   действии административно-правовых норм, то есть, об их юридической силе имеет самостоятельную юридическую значимость.

      Общим правилом является то, что административно-правовые нормы вступают в силу, то есть, начинают действовать, с момента доведения их до сведения исполнителей. В отдельных случаях они вступают в силу в срок, указанный в нормативном акте.

      Действие  норм права обычно рассчитано на неопределенное время, но могут предусматриваться и временные условия их действия, например, на период действия чрезвычайного положения на определенной территории. Общим правилом является то, что нормативный акт обратной силы не имеет, а исключения оговариваются в самом акте.

      Действие  административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт. Исходя из этого, различают нормы, действующие на территории Российской Федерации, субъектов Федерации или региона; нормы межотраслевого и отраслевого характера; нормы (и акты) локального (внутриорганизационного) характера.

      По  кругу физических лиц действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на отдельные их группы (военнослужащие, беженцы, работники определенного министерства и т.д.) – это так называемые специальные субъекты.

      Итак, административно-правовые нормы имеют определенные пространственные и временные границы, а также могут иметь силу в отношении различного круга лиц. При проведении видовой классификации этих норм условия действия их в пространстве и по кругу лиц были освещены. Так, действие их в пространстве предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила. Правда, в некоторых случаях административно-правовые нормы могут действовать в межтерриториальном масштабе (например, отраслевые нормы транспортных министерств и ведомств). Возможен их «выход» и за государственные границы Российской Федерации. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют деятельность российских организаций (например, различного рода представительств) и граждан, находящихся в зарубежных странах. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двухсторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами - членами Союза Независимых Государств (СНГ).

      В пределах Российской Федерации административно-правовые нормы распространяются также и на иностранных граждан.

      Во  времени административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными  сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо до их отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия (например, может быть введен мораторий на выборы глав краевой, областной администрации, на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного положения).

      Законную  силу административно-правовые нормы  приобретают либо с момента подписания нормативных актов, в которых они содержатся (например, указов Президента или постановлений Правительства Российской Федерации), либо в срок, предусмотренный для вступления соответствующих норм в силу. Как правило, это 10 дней после опубликования нормативного акта. Сроком вступления их в силу может служить также момент доведения административно-правовых норм до исполнителей.

          В связи с распадом Советского  Союза сложилась ситуация, когда  в Российской Федерации практически действуют некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации.

      Законы  и другие правовые акты, содержащие административно правовые нормы  и действующие на территории Российской Федерации до вступления в силу новой Конституции России, применяются в части, не противоречащей этой Конституции.

      Принципиальное значение для действия административно - правовых норм как в пространстве, так и во времени имеет следующее положение Конституции Российской федерации 1993 года: любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться (т.е. действовать), если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.4 
 
 
 

4. Реализация норм  административного  права 

   Норма права представляет собой правило поведения, потенциальную модель возможного, допустимого, желательного поведения субъектов права. Наличие нормы административного права означает урегулированность  управленческого вопроса, то есть упорядоченность общественных отношений в установленных государством границах. Реальным же содержанием эта норма права наполнится в случае ее реализации, причем с точки зрения позитивного права презимируется правомерный характер реализации.

   Реализация административно-правовых норм означает практическое воплощение содержащихся в них правил поведения в реальную действительность.

   Различают следующие формы реализации  нормы права: применение; исполнение; соблюдение; использование. 

   Применение административно-правовых норм является прерогативой компетентных органов и должностных лиц исполнительной власти, а также судей и выражается в издании ими индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм.

    Суть данного варианта реализации  состоит в действиях вышеназванных  субъектов по подведению конкретного факта, имеющего юридическое значение, под соответствующую административно-правовую норму и принятию по данному управленческому вопросу государственно-властного решения.

   Сотрудники органов внутренних  дел осуществляют правоприменение в рамках административно-юрисдикционной деятельности при составлении протокола об административном правонарушении, принятии решения по делу о нем. Можно сказать, что применение необходимо в тех случаях, когда для разрешения возникшей управленческой ситуации требуется вмешательство субъектов, наделенных государственно-властными полномочиями. Деятельность названных органов завершается изданием акта применения нормы права (правоприменительного акта).  

   Исполнение административно-правовых норм означает точное следование участников регулируемых управленческих отношений предписаниям, содержащимся в норме права, связанное с обязательным совершением активных действий.  

   Соблюдение административно-правовых норм предполагает воздержание субъекта от совершения запрещенных нормой права действий, то есть не совершение указанных действий. При соблюдении норм права реализация закрепленных в их юридических обязанностей носит пассивный характер.

   Исполнение и соблюдение являются универсальными формами реализации правовых норм, поскольку субъектами, осуществляющими реализацию, могут выступать любые участники управленческих правоотношений.    

   Использование административно-правовых  норм выражается в предоставлении субъекту возможности реализовать по своему усмотрению его субъективные права.

   Субъект сам принимает решение  о том, воспользоваться или  нет правом, например, на участие в выборах, на получение юридической помощи в случае, если в отношении него ведется производство по делу об административном правонарушении, обжаловать незаконное действие или решение должностных лиц, органов государственной власти.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Понятие, система,  особенности и  виды источников  административного права. 

   Нормы административного права находят свое закрепление в различных объективных формах выражения, которые объединяются общим понятием «источник административного права».

   Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм, содержащихся в законах и иных нормативных правовых актах.

                              Система источников административного права

   Все действующие источники административного права образуют целостную, несамоуправляемую систему, изменять которую вправе многие субъекты. Признак, который лежит в основе этой совокупности, - наличие в каждом из них действующих норм административного права.

   Нередко систему источников административного (финансового, семейного и других отраслей права) называют административным (финансовым, семейным и т. д.) законодательством. Это некорректно. Известно, что нормы административного права содержатся не только в законах, их очень много в подзаконных актах. И административное законодательство следует понимать как систему законов, в которых имеются нормы административного права. А всю совокупность действующих источников этой отрасли можно назвать системой источников административного права (СИАП). Административное законодательство образует ядро, важную часть СИАП.

   В этом первая особенность СИАП, резко отличающая ее от системы источников уголовного права.

   Во-вторых, ст. 72 Конституции России устанавливает, что административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Уточняет это положение ч. 2 ст. 76 Конституции: «По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации».

   В-третьих, особенность СИАП - многообразие источников. В нее входят законы и подзаконные акты федеральных, региональных, муниципальных органов. Изменяют административное право своими актами и законодательная, и исполнительная, и судебная власти, а кроме того, и Президент, и Банк России, и Генеральный прокурор. Акты органов всех ветвей государственной власти являются источниками административного права.

   В-четвертых, СИАП огромна по числу входящих в нее источников. Это, прежде всего, объясняется универсализмом и иными особенностями административной власти. Поэтому требуется большое число федеральных и региональных, материальных и процессуальных, регулятивных и охранительных, общих и внутриаппаратных норм, регулирующих деятельность государственной администрации во многих сферах общественной жизни.

Информация о работе Нормы и источники административного права