Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:03, курсовая работа
Цель работы – изучение нарушений миграционных правил, а также законодательства, регулирующего миграционные отношения, выявление недостатка законодательства о миграции. Предмет – общественные отношения в сфере миграции.
Введение
В
современных условиях проблема миграции
является главной проблемой нашего
государства, так как с каждым
годом число мигрантов
Глава 1. Нормативно – правовые акты, устанавливающие миграционные правила
1.1. Законы и подзаконные акты
В
настоящее время формируется
новая сфера правового
программы. Требуется нормативно закрепить основные принципы и приоритеты миграционной политики, соответствующие интересам государства и обеспечивающие права личности. Это позволит целенаправленно определять развитие законодательства в области миграции населения. В современной миграционной политике, к сожалению, не получил должного применения программно-целевой метод регулирования. Он, в свою очередь, мог бы оказать существенную помощь в решении проблемы добровольного переселения в малонаселенные местности, в регулировании рынка труда, поддержке социально незащищенных категорий мигрантов. С помощью данного метода можно эффективно распределять материальные и финансовые средства, направляемые из бюджета на цели миграционной политики, контролировать достижение этих целей. Требует унификации и понятийный аппарат миграционного законодательства. В частности, отсутствие общего понятия "мигрант" в целом не препятствует осуществлению правового регулирования статуса отдельных категорий мигрантов, поскольку в законодательстве используются определения таких категорий мигрантов, как "беженец", "вынужденный переселенец" и др. Вместе с тем полагаем, что определение понятий "миграция", "мигрант" на законодательном уровне необходимо, поскольку это, с одной стороны, четко определит предмет регулирования миграционного законодательства и круг субъектов миграционных отношений, с другой стороны, исключит противоречия и проблемы в применении как международных, так и национальных правовых актов и правовых норм, в которых такие понятия используются. Рассмотрим перечисленные понятия:
Рассмотрим те правовые
акты, которые регулируют процессы миграции
в настоящее время. В Конституции РФ 1993
г. не упоминается о миграции, в том
числе и в ст. 71-73, которые распределяют
предметы ведения между РФ и ее субъектами
(есть и совместные предметы ведения).3
Отдаленное отношение к вопросам миграции
имеют положения Конституции РФ о социальном
государстве, свободе экономической деятельности,
правах человека и гражданина, отчасти
о местном самоуправлении. Более близкое
отношение имеют законы о гражданстве
2002 г. (со многими последующими изменениями
и дополнениями)4, о правовом положении
иностранных граждан (2002 г.)5, ____________________
1ФЗ от 19.02. 1993 г. № 4528-1. «О беженцах»
(в ред. от 30.12.2006 г.) // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2711.
Кодекс
об административных правонарушениях1,
Таможенный кодекс2 и др. Непосредственное
отношение имеют закон о свободе передвижения,
выборе места проживания и места жительства
(1993 г.),3 он, правда, относится только
к гражданам РФ, законы о беженцах (в ред.
2006 г.),4 о вынужденных переселенцах
(в ред. 2006 г.),5 Указ Президента РФ
о совершенствовании государственного
управления в области миграционной политики
(2002 г.), распоряжение Правительства о концепции
регулирования миграционных процессов
в Российской Федерации, постановление
Правительства РФ о порядке предоставления
материального, медицинского и жилищного
обеспечения иностранным гражданам и
лицам без гражданства на период их пребывания
в РФ (2005 г.), другие нормативные правовые
акты (в том числе приказы МВД и ФМС, решающие
процедурные вопросы). В целом, в законодательстве,
имеющем отношение к миграции, достаточно
высок удельный вес подзаконных актов,
что свидетельствует иногда об излишней
жесткости правового регулирования вопросов,
относящихся к миграции. Другим недостатком,
помимо отсутствия четкого разграничения
полномочий внутри системы органов государственной
власти Федерации и субъектов Федерации,
является изменчивость этого законодательства.
Почти все названные выше акты действуют
со многими поправками (типичен пример
с Законом о гражданстве). Это лишает законодательство
стабильности, снижает привлекательность
миграции в Россию и переселение жителей
России в другие местности. Неуверенность
в прочности правового регулирования
уменьшает желание потенциальных мигрантов
включиться в этот процесс. _____________________
1КоАП от 20.12.2001 г. (в ред.
ФЗ от 09.02.2007. № 19-ФЗ) //РГ. 2007. № 31.
Отрицательно
характеризует существующее законодательство,
относящееся к сфере миграции,
также его неполнота, пробельность,
отсутствие системности. Регулируются
только некоторые вопросы, а другие, иногда
очень важные, остаются за пределами правового
поля. Преодолеть этот недостаток при
современном подходе к регулированию
миграционных отношений вряд ли возможно.
Еще один недостаток, который нельзя не
отметить, - это противоречивость существующей
правовой базы, неясность некоторых положений.
При этом имеют место недопустимые факты,
когда подзаконные акты фактически подправляют
закон. Приведем примеры. Так, п. 9 ст.
18 Федерального закона о правовом положении
иностранных граждан (2002 г.) устанавливает
перечень оснований, по которым разрешение
на работу иностранным гражданам не выдается,
а выданное разрешение аннулируется. В
числе оснований - представление подложных
или поддельных документов, сообщение
о себе заведомо ложных сведений. Изданное
же позже Постановление Правительства
Российской Федерации о выдаче иностранным
гражданам и лицам без гражданства разрешений
на работу говорит уже о недостоверных
и искаженных сведениях, а это не одно
и то же, что поддельные документы или
заведомо ложные сведения. Другой пример
можно наблюдать и на уровне одного закона.
К примеру, Федеральный закон "О правовом
положении иностранных граждан в Российской
Федерации" содержит положения, направленные
на ограничение свободы перемещения временно
проживающих на территории Российской
Федерации иностранных граждан (ст. 11).
Установленное ограничение не соответствует
Конституции Российской Федерации, провозглашающей,
что каждый, кто законно находится на территории
Российской Федерации, имеет право свободно
передвигаться, выбирать место пребывания
и жительства (ч. 1 ст. 27). Более того, сам
Федеральный закон "О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации"
в общем положении закрепляет право иностранных1 ____________________
граждан на свободу передвижения в пределах территории Российской Федерации (п. 1 ст. 11), а в конкретной норме отменяет его (п. 2 ст. 11). Безусловно, такая коллизия должна быть устранена только путем внесения изменений в закон, а вопросы привлечения иностранных граждан в отдельные регионы должны решаться конституционными способами.1
Заметим,
что в целом характерной особенностью
всего объема правовых актов, регулирующих
рассматриваемые вопросы, является достаточно
высокий удельный вес в нем подзаконных
актов. Это характеризует достаточно жесткую
процедурную направленность законодательства
в области миграции. Такое положение во
многом объективно, поскольку связано
с порядком реализации государственных
полномочий исполнительными органами.
Однако в определенной степени оно обусловлено
и "ущербным" в этом плане содержанием
действующих законов в данной области
отношений, стремлением законодателя
уйти от регламентации конкретных вопросов
обеспечения и защиты прав мигрантов путем
закрепления в нем норм отсылочного характера. Например,
значительное количество отсылочных норм
содержит Закон Российской Федерации
"О праве граждан Российской Федерации
на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской
Федерации". Закрепляя обязанность
граждан Российской Федерации регистрироваться
по месту пребывания и месту жительства
в пределах Российской Федерации, Закон
устанавливает, что регистрация или отсутствие
таковой не могут служить основанием ограничения
или условием реализации прав и свобод
граждан, предусмотренных Конституцией
Российской Федерации, законами Российской
Федерации, конституциями и законами республик
в составе Российской Федерации. При этом
сам названный Закон не предусматривает
порядка осуществления регистрации, сроков
ее проведения, не закрепляет гарантии
прав граждан, отнеся решение этих вопросов
к Правилам регистрации и снятия граждан
Российской Федерации с регистрационного
учета по месту _____________________