Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:34, курсовая работа
В преддверии XXI столетия формационные преобразования в развитии
российского государства - смена общественно-политического строя и социально-
экономического уклада, внедрение рыночных отношений, темпы и масштабы
мирового научно- технического прогресса - приобретают особое значение для
науки и практики управления. Они обусловливают необходимость кардинального
изменения принципов, функций, форм, методов и средств государственного
управления. Поэтому требуется решительный пересмотр стереотипов мышления,
сложившихся в прошлые десятилетия, значительные перемены в мотивах и
стимулах субъектов и объектов управленческой деятельности.
странах, но пути осуществления либерализации могут различаться. Степень
участия государства в экономике принципиально определяется не только
политическими режимами, крайними полюсами которых являются авторитаризм и
демократия, но и развитостью рыночных институтов. Развитые страны со
сложившейся рыночной инфраструктурой и имеющих крепкое рыночное
законодательство более привержены к минимизации государс
твенного
регулирования, и только в той части экономического организма где существуют
барьеры на пути либерализации отношений.
В целом же существует прямая зависимость между экономической
политикой государства и уровнем развития рыночных отношений, что достаточно
убедительно доказано в экономической науке. Об этом свидетельствует опыт
послевоенного развития большинства промышленно развитых стран и особенно
опыт новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Анализ показывает, что
эта зависимость носит прямо пропорциональный характер, что выражается в
усилении государственного влияния на развитие и формирование рыночных
механизмов и регуляторов по мере развития рыночных отношений. Именно
государство должно создавать условия по развитию институциональных основ
рыночной экономики – свободного предпринимательства и добросовестной
конкуренции. Как убедительно показывает успешная практика новых
индустриальных стран, государство должно быть инициатором, регулирующим
формирование рыночной среды, обеспечивать динамизм и устойчивость
экономического роста. Естественно, что “при сохранении основных принципов
государственного регулирования, формы и методы воздействия государства на
экономические процессы значительно изменились, модифицировались. Опыт
промышленно развитых и новых индустриальных стран свидетельствует о
длительной эволюции политики государственного вмешательства от жесткого
контроля к либеральному
монетаризму, к созданию механизмов
саморегуляции”.
Было бы неправильно говорить, что преградой на пути
институциональных преобразований являются только коммунисты и неумение
правительства регулировать переходными экономическими процессами. Опыт
реформирования показывает, что не менее значительным тормозом являются
олигархи, банки и другие монополисты, которые прежде всего из-за своих
экономических интересов (получения сверхприбыли) не хотят устанавливать
равные правила игры для всех экономических субъектов. Такая ситуация опять
же явилась следствием отставания институциональных преобразований в
обществе в результате чего произошло прежде всего неравномерное
распределение собственности.
Еще одной причиной неэффективного государственного регулирования
является отсутствие транспарентности в работе государственных органов.
Наряду с созданием рыночного законодательства, повышением эффективности
исполнения законов за счет включения в законы четких норм их выполнения,
транспарентность работы государственных органов позволит избежать многих
негативных моментов, связанных с коррупцией и экономическими
преступлениями.
Проведение институциональных
механизмов государственного регулирования экономикой. Весь мировой опыт (не
только опыт новых индустриальных стран) показывает эффективность применения
инструментов государственного управления в рыночной экономике, как
индикативное планирование, активная бюджетная политика, инструменты
контроля за экономической безопасностью. Опыт проведения реформ в
Кыргызской Республике с очевидностью показал, что негативы в реформировании
зачастую связаны с недостаточным пониманием механизмов регулирования.
Нередко, к сожалению, рыночные реформы осуществлялись и осуществляются
правительством старыми «коммунистическими» методами. Такой подход
дискредитирует идеологию реформирования, также как и принцип «переходной»
демократии или «ограниченной» свободы. Непонимание этого для экономики
гораздо хуже, чем
любая левая идеология.
7. Заключение.
На рубеже третьего тысячелетия идет переосмысление парадигмы
государственного управления, что вызвано глобальными социальными реформами,
осуществляемыми в разных странах. Процессы трансформации привели к переходу
цивилизации на постиндустриальные рельсы. Общество становится все более
информационно открытым, при этом происходит принципиальное обновление
понимания роли государственного управления, его социальной обусловленности,
масштабности и эффективности.
Вопрос о методах государственного управления, как средствах
достижения правителями своих политических целей, всегда интересовал ученых
философов и социальных мыслителей. Если попытаться кратко определить
понятие методов государственного управления, то они представляют собой, во-
первых, средства осуществления государственных целей и управленческих
решений, во-вторых,
способы поддержания
воспроизводства институционального порядка в обществе и, в-третьих,
инструменты мобилизации
ресурсов и руководства людьми.
Исторический опыт политического развития подводит к выводу о том, что
существует два базовых типа методов государственного управления: убеждение,
опирающееся в основном на манипулирование механизмами сознания и
установками поведения граждан, и принуждение, в целом основывающееся на
использовании силы, а то и крайних форм насилия. Эти два "идеальных типа"
образуют двухполюсную шкалу "принуждение-убеждение", на которой
располагаются все промежуточные оттенки применения инструментов руководства
людьми со стороны
государственной администрации.
1. Список литературы.
2. Зинченко Г.П. От администрирования к менеджменту // Политические
исследования. - 1996.- №1.
3. Комаров Е. Социальная политика как инструмент менеджмента //
Управление персоналом. - 1997. - №6.
4. Лебедева М., Исраэлян В. Переговоры - искусство для всех //
Международная жизнь. - 1991. - №6.
5. Лебедева М.М. От конфликтного восприятия к согласию // Политические
исследования. - 1996. - №5.
6. Нереш Я. После битвы - стол переговоров // Мировая экономика и
международные отношения. -1989. - №3.
7. Ростиашвили
К.Д. Государственное
демократической системе // Политические исследования. - 1996. - №6.
8. Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики
управления"