Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:34, курсовая работа
В преддверии XXI столетия формационные преобразования в развитии
российского государства - смена общественно-политического строя и социально-
экономического уклада, внедрение рыночных отношений, темпы и масштабы
мирового научно- технического прогресса - приобретают особое значение для
науки и практики управления. Они обусловливают необходимость кардинального
изменения принципов, функций, форм, методов и средств государственного
управления. Поэтому требуется решительный пересмотр стереотипов мышления,
сложившихся в прошлые десятилетия, значительные перемены в мотивах и
стимулах субъектов и объектов управленческой деятельности.
ресурсов, обеспечивающих модернизацию политико- управленческой
деятельности.
Что же можно считать
управленческой деятельности? Во-первых, углубление и расширение обратной
связи с электоратом органов власти и аппарата управления, и прежде всего
предоставление гражданам реальной возможности принимать участие в
обсуждении через средства массовой информации законопроектов,
разрабатываемых верховной властью, а также вносить свои замечания и
предложения по этому поводу в специальные отделы государственного аппарата
и местного самоуправления; во-вторых, создание не только равных
возможностей, но и равных условий всем желающим для получения образования,
приобретения профессии, обеспечивающих социальный престиж и благосостояние
на уровне среднего класса; в-третьих, пропуск всего управленческого
аппарата через тренинг с наглядным показом работы по-новому и формированием
у каждого внутренней психологической установки на длительное и
бескомпромиссное преодоление стереотипов прежнего труда; в-четвертых,
формирование принципа ответственности власти, который включает: а) комплекс
политико-юридических норм, требований, установок, определяющих
ответственность субъектов власти за качество политики, за принимаемые
решения, действия и поведение; б) государственные и общественно-гражданские
институты, обеспечивающие контроль и способность добиться от власти
выполнения установленных для нее требований; в) систему развития духовно-
нравственных мотивов, стимулов, побудителей к добросовестному выполнению
долга у субъектов власти; г) способность общества предупреждать и устранять
безответственность, произвол и беззаконие из действий и поведения власти;
д) сама ответственная деятельность субъектов власти, обеспечивающая
наибольшие результаты
на благо общества и граждан.
3. Выработка политических решений
Важное место в политико-
процессу принятия решения. В зарубежной науке управления понятие "решение"
имеет несколько смыслов: 1) отыскание стратегии действия, ожидаемая
ценность которого не меньше ценности любой другой стратегии из заданного
набора; 2) набор поведенческих реакций в пользу чего-то; 3) волевая
готовность к совершению действий, несомненных для субъекта; 4) заключение о
должном способе действий в определенной ситуации после сравнения
альтернатив.
В процессе решения отмечают три основных технологических этапа:
обоснование, принятие, реализация. Особая роль в процессах решений
отводится технологическому прогнозированию, прогнозам. Прогноз включает
набор различных путей и вариантов развития. Он необходим, желателен, но не
обязателен для решения и действия.
Характерной чертой решения является его ориентация на цель,
целенаправленность. Цели должны ставиться, исходя из трех важнейших
принципов:
а) это должны быть объективно созревшие цели (соответствующие реальным
возможностям и потребностям общества и властных субъектов);
б) эти цели должны быть поняты обществом и достижимы, доступны ему для
практического осуществления;
в) цели должны быть
приняты обществом, нечужеродны.
Итак, принятие решения связано со сбором и анализом исходной
информации, проверенной на достоверность, и моделированием поведения
объекта. До того, как будет сделан выбор, то есть, принято данное решение,
определяется стратегия действий, варианты исходов, критерии выбора.
Для принятия оптимального решения в государственной политике
существуют два основных способа выбора альтернативного варианта и
определения согласованного решения: консенсус и голосование. Первый из них
- способ консенсуса весьма эффективен в тех случаях, когда интересы
участников принятия решения частично совпадают и лишь незначительно
расходятся, поэтому решение принимается как компромисс между различными
альтернативами, поддержанный всеми сторонами. Именно принцип "согласия
всех" используется для принятия ключевых решений в Совете безопасности ООН
и ОБСЕ. Но в то же время еще более распространенной является практика
применения в государственной политике способа голосования для принятия
стратегических решений. Этот способ выбора решений не ограничивается лишь
формальной процедурой и техникой голосования, но включает в себя выяснение
сильных и слабых сторон разных вариантов решения, уточнение позиций лиц,
принимающих решения.
Нельзя не заметить, что в механизме принятия политических решений
выделяются формальные и неформальные звенья, официальные каналы его
выработки и подготовки. В качестве иллюстрации можно привести процесс
принятия решений на высшем уровне в современной России. Правила игры и
социальные факторы в процессе подписания президентских указов примерно уже
определились: тут и лоббистское давление, и психологический настрой
Президента, и процедура длительных согласований, которая может заморозить
на полгода - год подписание документа, а то и просто, образно говоря,
"спустить его с рельсов". Руководители администрации, премьер, его
заместители, а также другие высшие государственные руководители,
согласование с которыми считается необходимым для визирования проекта
указа, получают решающую возможность затормозить, а то и вообще остановить
процесс принятия решений по тому или иному важному вопросу. В некоторых
случаях для виз требуется несколько страниц. Таким образом, даже на первый
взгляд сугубо персональные решения государственных деятелей несут и
коллективно-групповой отпечаток (например, интересов и ориентаций семьи
Президента) и предполагают
порой не один уровень проработки
и согласования.
Процесс принятия
этапы и функциональные фазы. В обобщенном плане можно было бы выделить
следующие основные этапы в целостном процессе принятия государственных
решений:
1. Определение приоритетных проблем и формирование политической
"повестки дня". На этом начальном этапе собирается, селектируется и
анализируется предварительная информация, необходимая для принятия
политического решения. Изучаются интересы, запросы и требования отдельных
индивидов, социальных групп и общественных объединений, отбираются
приоритетные проблемы.
2. Разработка и рассмотрение альтернативных вариантов политического
решения общественных проблем.
3. Окончательный
выбор, формулирование и
решения. Это, по сути дела, и есть основной этап в процессе принятия
решения, технологически осуществляемый субъектами государственного
управления в демократических странах при помощи выясненных выше способов
голосования или получения консенсуса.
4. Реализация и проведение в политическую практику принятых
государственных решений. Управленческое решение практически внедряется и
претворяется в жизнь на данном этапе.
5. Контроль
за ходом осуществления
результатами. Это завершающий весь цикл принятия решения этап. Отсутствие
контроля и "обратно связи" приводит к тому, что государственное решение
либо искажается, либо просто перестает выполняться, либо даже приносит
обратные исходному
замыслу результаты.
Английский социолог П. Геддс в своей работе "Города в процессе
эволюции" сформулировал два существенных принципа обратной связи в ходе
выработки решений, касающихся городского развития: а) принцип двойного
информирования (специалисты информируют граждан о целях разрабатываемых
планов городского развития - жители городов информируют специалистов об
условиях жизни в городах и о своих запросах) и б) принцип взаимодействия в
проектировании (специалисты разрабатывают базовые варианты проекта - жители
оценивают эти варианты и выдвигают альтернативные предложения). Ясно, что в
этом случае имелось в виду право граждан участвовать в формировании их
жизненной среды, защищая таким образом свои насущные интересы от произвола
властей и капитала.
В условиях стабильного, интегрированного общества политические
решения, основанные на стратегиях социального партнерства или конкуренции,
могут сохранять адресность, принудительную силу, но они не вызывают остро
конфликтной реакции тех групп населения, чьи интересы оказались обойдены
или несколько ущемлены. Апробированная временем процедура снятия и
предупреждения
напряженности позволяет
исполнения решения, амортизировать его отрицательные последствия.
В современной российской
интересов для принятия государственных решений становится групповой сговор
административно-элитарных кругов, клиентарный тип кооперирования интересов,
приоритет персональной лояльности над интересами дела. Раскол между властью
и обществом углубляется: политико- управленческая сфера становится еще
менее понятой и принятой рядовыми гражданами, что способствует их
отчуждению от власти. Перебороть устоявшиеся ментальные реакции на процесс