Методы государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

В преддверии XXI столетия формационные преобразования в развитии
российского государства - смена общественно-политического строя и социально-
экономического уклада, внедрение рыночных отношений, темпы и масштабы
мирового научно- технического прогресса - приобретают особое значение для
науки и практики управления. Они обусловливают необходимость кардинального
изменения принципов, функций, форм, методов и средств государственного
управления. Поэтому требуется решительный пересмотр стереотипов мышления,
сложившихся в прошлые десятилетия, значительные перемены в мотивах и
стимулах субъектов и объектов управленческой деятельности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

преобразований  и  на  условия  профессиональной  деятельности  чиновничества

возможно лишь в процессе  радикального  изменения  институциональной  среды,

формирования нового типа организации властных отношений. 
 
 

                        4. Государственное управление

как система и  как процесс. 
 

       С  научных  позиций  рациональное  объяснение  природы  и   сущности

государственного  управления предполагает его всестороннее  рассмотрение  как

системы и процесса во взаимодействии с окружающей социальной средой.

       Система государственного управления  образуется подсистемами целей   и

принципов    осуществления    государственно-властного    воздействия     на

общественную  жизнедеятельность.  Данное  воздействие  выражается  обычно  в

правовых формах. Оно  включает  организационные  структуры  государственного

аппарата  (госорганы),  систему   государственной   бюрократии   (персонал),

совокупность  реализуемых  ими  функций,  комплекс   используемых   методов,

средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи  между  субъектами

и  объектами  управления,  необходимые  при  этом   информационные   потоки,

документооборот и т.п.

       Процесс государственного управления представляет собой  сознательную

и целенаправленную деятельность,  связанную  с  реализацией  государственно-

властных  полномочий  субъектами  публичной  власти   и   регламентированную

юридическими нормами,  вследствие  чего  происходит  непосредственная  смена

общественных  состояний,  событий  и  явлений.  Иными  словами,  в  процессе

государственного  управления выполняется определенная совокупность  действий,

приводящая к  желаемой  динамике  управленческих  результатов.  В частности,

проводятся в  жизнь  принятые  законы  и  политика,  провозглашаемая  высшей

публичной властью.

    Изучение  социальной  среды,  в  которой   реализуется   государственное

управление, на которую  оно влияет и которое  в  свою  очередь  оказывает  на

него взаимообратное воздействие, означает поиск ответов  на  вопросы  о  том,

каковы характеристики гражданского общества и способы  влияния последнего  на

властно-управленческую   деятельность   государства.   Фактически   решается

проблема  соотношения  публичной  власти,  государственной  администрации  и

гражданского  общества,  т.е.  взаимодействия  политических  институтов  при

реализации государственного управления.

        Гражданское общество  - не что  иное, как свободная  и  относительно

независимая  от  государства  общественная  жизнь,  включающая   не   только

экономическую  сферу,  но   и   источники   культурной   инициативы   людей.

Демократизация  является классическим  шагом  на  пути  к  его  автономии  от

государственного  аппарата. Подтверждением  данного  положения  является  то,

что самые различные  течения  общественной  мысли  доказывают  невозможность

демократии,  если  гражданское   общество   неавтономно   по   отношению   к

государственному  аппарату. Однако это, хотя и необходимое, но само  по  себе

недостаточное условие  демократии. В  то  же  время  полная  автономия  здесь

практически невозможна. 
 
 

                        5. Государственное управление

                            в современной России. 
 

        Применительно к современной России  в государственном управлении

можно  отметить  причудливое  переплетение  двух  противоречивых  тенденций.

Первая заключается  в сокращении директивного начала  управления,  уменьшении

государственного  сектора экономики, превращении государства в одного  из  -

хотя  и  наиболее  влиятельного  -  субъектов   регулирования   общественных

процессов. Вторая тенденция реализуется  в  расширении  и  усложнении  задач

государства в  силу  создания  рыночной  инфраструктуры,  формирования  новых

законодательных   и   иных   нормативно-   правовых   процедур   социальных,

экономических   и   политических   отношений,   необходимости   регулировать

становление разных форм собственности и их взаимоотношений.  Поэтому  нельзя

однозначно  приветствовать  призывы  к  сокращению  объема  государственного

управления, особенно если он не замещается  самоуправленческими  механизмами

гражданского  общества.   В   таком   случае   может   усилиться   состояние

неуправляемости, произвола и хаоса, элементы чего в  той  или  иной  степени

всегда присутствуют в переходном обществе.

        В РФ конца 90-х годов  государственное   управление  имеет  объектом

общество переходного  типа.  Для  него  характерны  социальное  напряжение  и

конфликты, рост недоверия  к  социальным  институтам  и быстрое увеличение

проявлений отклоняющегося  от  социальных  норм  поведения.  В  этот  период

нарушается  баланс   интересов   различных   социальных   (профессиональных,

региональных, национальных, демографических, имущественных  и  т.д.)  групп,

ломается усвоенная  обществом  модель  социальной  справедливости.  Отсюда  в

ряду  первоочередных,  требующих  государственного  решения  стоят  проблемы

нестабильности  и  кризисов,  слабой  управляемости,  снижения  эффективности

социального управления.

        Государственное управление на  основе беспристрастной законодательно

выверенной системы  и современных технологий  является  для  России  желаемой

целью. Это весьма сложный и протяженный во времени  процесс. Он  имеет  много

различных  аспектов.  Один  из  них  -  развитие   теории   государственного

управления,  способной  не  только  дать  научно  обоснованную   методологию

изучения этого  важнейшего вида  социальной  деятельности,  но  и  определить

верные   ориентиры   системной,   последовательной,   реалистичной   реформы

государственного  аппарата и обеспечивающих его институтов и механизмов. 
 
 

             6. Методы государственного управления  в экономике. 
 
 

        Процессы трансформации экономик  бывших советских республик  привели

к тотальным преобразованиям  всего  общественного  уклада  жизни,  включая  и

общественное  сознание.  Превалирующая  среди  экономистов  и  политиков  на

начальном этапе  реформирования точка зрения, опирающаяся  на  неолиберальные

взгляды относительно минимизации роли государства сыграла,  на  мой  взгляд,

отрицательную   роль.   Это   проявилось   прежде   всего   в   формировании

тенденциозных взглядов  по  поводу  идеи  реформирования,  путей  и  методов

осуществления реформ. Рынок и государство рассматривались  как  антиподы.  В

действительности  же это не так. В сущности взгляды  неолибералов  сходны  со

взглядами  консервативных  западных  экономистов,  утверждавших,  что  кроме

экономических издержек, связанных с  расширением  государственного  сектора,

есть и другие, касающиеся ограничения индивидуальной свободы.  Однако,  даже

при высоком уровне демократии государственному сектору  присущи подчинение  и

принуждение и  именно от эффективности  государственного  управления  зависит

насколько   целесообразно   государство   использует   предоставленные    ей

возможности.   Наряду с традиционными экономическими функциями  государства,

которые  позволяют  освободиться  обществу   от   невежества,   безработицы,

бедности, болезней, преступности, дискриминации и других бед,  в  переходный

экономический период, в период становления  новых  экономических  отношений,

когда  кардинально  меняются  формы  и  методы  управления,  у   государства

возникают  новые  функции  и  задачи.       Основные   функции   государства

заключаются  в  проведении  институциональных  преобразований,  в  отработке

законодательства, отвечающего рыночной системе, обеспечении  условий для  его

обязательного исполнения, содействии  в  формировании  рыночных  институтов,

разработке и проведении социально-экономической политики.  Для нормального

функционирования  рынка это более важные и значимые вопросы,  чем  проведение

собственно структурных  преобразований,  таких  например,  как  приватизация,

реструктуризация  отраслей, предприятий. При  таком  рассмотрении  переходных

процессов, происходящих в  обществе  особое  значение  приобретает  активная

государственная  политика,  которая  должна  быть   нацелена   на   создание

институциональных возможностей для продвижения реформ и развития  экономики. 

          Естественно, что суть  переходного   процесса  предполагает  прежде

всего переход  от  командных  принципов  управления  экономикой  к  принципам

управления   в   свободной   экономике.   Свободной    прежде    всего    от

бюрократического  администрирования.  Свобода   экономической   деятельности

должна  дать  новые  стимулы  для  производительного  труда  и   весь   опыт

человечества показывает, что чем меньше бюрократических  препятствий на  пути

создания и  продвижения  товара и услуг,  тем более эффективнее и выше

производительность  труда. Частные сектор считается  более  эффективным,  чем

государственный не из-за того, что в государственный  сектор  попадают  более

ленивые и некомпетентные работники, а в силу того, что у  менеджеров  частных

предприятий есть сильный личный стимул  –  получение  дохода  с  прибыли.  В

государственном  секторе  меньше  стимулов  сокращать  издержки.  И  в  этом

различии  заложен  рыночный  принцип  эффективности  управления,   критерием

которой  являются  прибыли  и  убытки.  В  этой   связи   актуальна   задача

искоренения   повсеместно   используемых   властями    методов    управления

экономикой,  основанных  на   создании   искусственных   преград   на   пути

предпринимательства,  увеличивающих  издержки  производства.  Такие   приемы

бюрократического  администрирования   несовместимы   с   природой   рыночной

системы.

  Идеи экономического  либерализма  являются  первенствующими   и  незыблемыми

при выборе модели экономического развития в развитых и новых  индустриальных

Информация о работе Методы государственного управления