Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:34, курсовая работа
В преддверии XXI столетия формационные преобразования в развитии
российского государства - смена общественно-политического строя и социально-
экономического уклада, внедрение рыночных отношений, темпы и масштабы
мирового научно- технического прогресса - приобретают особое значение для
науки и практики управления. Они обусловливают необходимость кардинального
изменения принципов, функций, форм, методов и средств государственного
управления. Поэтому требуется решительный пересмотр стереотипов мышления,
сложившихся в прошлые десятилетия, значительные перемены в мотивах и
стимулах субъектов и объектов управленческой деятельности.
преобразований и на условия профессиональной деятельности чиновничества
возможно лишь в процессе радикального изменения институциональной среды,
формирования нового
типа организации властных отношений.
4. Государственное управление
как система и
как процесс.
С научных позиций
государственного управления предполагает его всестороннее рассмотрение как
системы и процесса во взаимодействии с окружающей социальной средой.
Система государственного
принципов осуществления государственно-властного воздействия на
общественную жизнедеятельность. Данное воздействие выражается обычно в
правовых формах. Оно включает организационные структуры государственного
аппарата (госорганы), систему государственной бюрократии (персонал),
совокупность реализуемых ими функций, комплекс используемых методов,
средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами
и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки,
документооборот и т.п.
Процесс государственного управления представляет собой сознательную
и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государственно-
властных полномочий субъектами публичной власти и регламентированную
юридическими нормами, вследствие чего происходит непосредственная смена
общественных состояний, событий и явлений. Иными словами, в процессе
государственного управления выполняется определенная совокупность действий,
приводящая к желаемой динамике управленческих результатов. В частности,
проводятся в жизнь принятые законы и политика, провозглашаемая высшей
публичной властью.
Изучение социальной среды, в которой реализуется государственное
управление, на которую оно влияет и которое в свою очередь оказывает на
него взаимообратное воздействие, означает поиск ответов на вопросы о том,
каковы характеристики гражданского общества и способы влияния последнего на
властно-управленческую деятельность государства. Фактически решается
проблема соотношения публичной власти, государственной администрации и
гражданского общества, т.е. взаимодействия политических институтов при
реализации государственного управления.
Гражданское общество - не что иное, как свободная и относительно
независимая от государства общественная жизнь, включающая не только
экономическую сферу, но и источники культурной инициативы людей.
Демократизация является классическим шагом на пути к его автономии от
государственного аппарата. Подтверждением данного положения является то,
что самые различные течения общественной мысли доказывают невозможность
демократии, если гражданское общество неавтономно по отношению к
государственному аппарату. Однако это, хотя и необходимое, но само по себе
недостаточное условие демократии. В то же время полная автономия здесь
практически невозможна.
5. Государственное управление
в современной России.
Применительно к современной России в государственном управлении
можно отметить причудливое переплетение двух противоречивых тенденций.
Первая заключается в сокращении директивного начала управления, уменьшении
государственного сектора экономики, превращении государства в одного из -
хотя и наиболее влиятельного - субъектов регулирования общественных
процессов. Вторая тенденция реализуется в расширении и усложнении задач
государства в силу создания рыночной инфраструктуры, формирования новых
законодательных и иных нормативно- правовых процедур социальных,
экономических и политических отношений, необходимости регулировать
становление разных форм собственности и их взаимоотношений. Поэтому нельзя
однозначно приветствовать призывы к сокращению объема государственного
управления, особенно если он не замещается самоуправленческими механизмами
гражданского общества. В таком случае может усилиться состояние
неуправляемости, произвола и хаоса, элементы чего в той или иной степени
всегда присутствуют в переходном обществе.
В РФ конца 90-х годов
общество переходного типа. Для него характерны социальное напряжение и
конфликты, рост недоверия к социальным институтам и быстрое увеличение
проявлений отклоняющегося от социальных норм поведения. В этот период
нарушается баланс интересов различных социальных (профессиональных,
региональных, национальных, демографических, имущественных и т.д.) групп,
ломается усвоенная обществом модель социальной справедливости. Отсюда в
ряду первоочередных, требующих государственного решения стоят проблемы
нестабильности и кризисов, слабой управляемости, снижения эффективности
социального управления.
Государственное управление на
основе беспристрастной
выверенной системы и современных технологий является для России желаемой
целью. Это весьма сложный и протяженный во времени процесс. Он имеет много
различных аспектов. Один из них - развитие теории государственного
управления, способной не только дать научно обоснованную методологию
изучения этого важнейшего вида социальной деятельности, но и определить
верные ориентиры системной, последовательной, реалистичной реформы
государственного
аппарата и обеспечивающих его институтов
и механизмов.
6. Методы государственного
Процессы трансформации
к тотальным преобразованиям всего общественного уклада жизни, включая и
общественное сознание. Превалирующая среди экономистов и политиков на
начальном этапе реформирования точка зрения, опирающаяся на неолиберальные
взгляды относительно минимизации роли государства сыграла, на мой взгляд,
отрицательную роль. Это проявилось прежде всего в формировании
тенденциозных взглядов по поводу идеи реформирования, путей и методов
осуществления реформ. Рынок и государство рассматривались как антиподы. В
действительности же это не так. В сущности взгляды неолибералов сходны со
взглядами консервативных западных экономистов, утверждавших, что кроме
экономических издержек, связанных с расширением государственного сектора,
есть и другие, касающиеся ограничения индивидуальной свободы. Однако, даже
при высоком уровне демократии государственному сектору присущи подчинение и
принуждение и именно от эффективности государственного управления зависит
насколько целесообразно государство использует предоставленные ей
возможности. Наряду с традиционными экономическими функциями государства,
которые позволяют освободиться обществу от невежества, безработицы,
бедности, болезней, преступности, дискриминации и других бед, в переходный
экономический период, в период становления новых экономических отношений,
когда кардинально меняются формы и методы управления, у государства
возникают новые функции и задачи. Основные функции государства
заключаются в проведении институциональных преобразований, в отработке
законодательства, отвечающего рыночной системе, обеспечении условий для его
обязательного исполнения, содействии в формировании рыночных институтов,
разработке и проведении социально-экономической политики. Для нормального
функционирования рынка это более важные и значимые вопросы, чем проведение
собственно структурных преобразований, таких например, как приватизация,
реструктуризация отраслей, предприятий. При таком рассмотрении переходных
процессов, происходящих в обществе особое значение приобретает активная
государственная политика, которая должна быть нацелена на создание
институциональных
возможностей для продвижения реформ
и развития экономики.
Естественно, что суть переходного процесса предполагает прежде
всего переход от командных принципов управления экономикой к принципам
управления в свободной экономике. Свободной прежде всего от
бюрократического администрирования. Свобода экономической деятельности
должна дать новые стимулы для производительного труда и весь опыт
человечества показывает, что чем меньше бюрократических препятствий на пути
создания и продвижения товара и услуг, тем более эффективнее и выше
производительность труда. Частные сектор считается более эффективным, чем
государственный не из-за того, что в государственный сектор попадают более
ленивые и некомпетентные работники, а в силу того, что у менеджеров частных
предприятий есть сильный личный стимул – получение дохода с прибыли. В
государственном секторе меньше стимулов сокращать издержки. И в этом
различии заложен рыночный принцип эффективности управления, критерием
которой являются прибыли и убытки. В этой связи актуальна задача
искоренения повсеместно используемых властями методов управления
экономикой, основанных на создании искусственных преград на пути
предпринимательства, увеличивающих издержки производства. Такие приемы
бюрократического администрирования несовместимы с природой рыночной
системы.
Идеи экономического либерализма являются первенствующими и незыблемыми
при выборе модели экономического развития в развитых и новых индустриальных