Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:18, реферат
Цель данной работы – осветить характер взаимодействия массы и власти, проблемы данного процесса, рассмотреть роль масс в управлении обществом и политической властью, силу власти над массами.
Введение………………………………
Глава 1
Психология масс. Человек в массе…………..
Глава 2
Психология власти………………………..
Глава 3
Масса и власть: политическая манипуляция и пропаганда……..
Глава 4
Политический менеджмент. Его роль в современных условиях……
Глава 5
Власть – СМИ – общество………………………………………..
Глава 6
Элиас Канетти: «Масса и власть». Основная идея……………..
Заключение………………………..
Список литературы…………………………
Для укоренения социальных мифов технология манипулирования предполагает использование богатейшего арсенала конкретных методов и стратегий воздействия на сознание масс. К ним относятся не только прямая подтасовка фактов, замалчивание неугодной информации, распространение лжи и клеветы, но и более тонкие, рафинированные способы: полуправда (чтобы обеспечить доверие), наклеивание ярлыков и др.
Политическая пропаганда.
Стратегии политической пропаганды предназначены для превращения индивидов в толпу и вовлечения их в определённую деятельность. Пропаганда предполагает наличие массовой аудитории, прочно ориентированной на определённые стереотипы, и преодолеть критический настрой аудитории можно посредством смены стереотипов. С.Московичи выделяет такие стратегии пропаганды как: убеждение, утверждение, повторение и т.д. Эти стратегии имеют результатом коллективное внушение.12
«Убедить кого–либо – не значит доказать ему справедливость своих доводов, но заставить действовать в соответствии с этими доводами»,– пишет Московичи, поддерживая точку зрения Лебона.13
Согласно определению Г. Блуммера, «пропаганда может пониматься как умышленно спровоцированная и направляемая кампания с целью заставить людей принять точку зрения, настроение или ценность, и её особенность состоит в том, что стремясь достичь эту цель, она не предоставляет беспристрастного обсуждения противоположных взглядов. Цель доминирует, а средства подчинены этой цели».14
Можно выделить три основных способа, которыми пропаганда, как правило, достигает своей цели:
1. Простая подтасовка
фактов и предоставление
2. Использование модели «внутри группы / вне группы». Так как каждая из групп стремится воспитать установки преданности и альтруизма у своих членов и вселить в них резкие чувства ненависти и вражды к чужакам, то манипулятор, с помощью пропаганды, должен стремится заставить людей отождествить его взгляды с их внутригрупповыми настроениями, а противоположные взгляды – с их внегрупповыми установками.
3. Использование
эмоциональных установок и
Пропаганда при диктаторских режимах в состоянии чёрное представить белым, а белое – чёрным, поскольку контрпропаганда или объективная информация совершенно недопустимы.15 Однако в демократическом обществе дело обстоит несколько иначе. Здесь имеет место пример взаимной нейтрализации различных пропагандистических идей (хотя это и редкое явление). Но пропаганда совсем не является эффективной без наличия монополизации. Это заставляет сделать следующие выводы:
1. Можно провести
различие между позитивной и
негативной пропагандой, где
2. Исходя из определения пропаганды, данного Блуммером и из вышесказанного – пропаганда в демократических режимах, в принципе, должна быть позитивной, но даже и в негативной форме, она не будет эффективной, т.к. уже в определении, данного режима заключён плюрализм, и невозможно существование единой пропагандистической идеи, обладающей монополией.
Некоторые исследователи
вообще не признают наличие каких-либо
манипуляций массами в
По поводу манипуляций в демократическом обществе горькое замечание сделал известный немецкий философ Ф.А. Хаейк: «Одно из печальнейших зрелищ нашей эпохи – массовое демократическое движение, выступающее за политику, которая неизбежно ведёт к уничтожению демократии, и в то же время может быть выгодна лишь меньшинству среди поддерживающих эту политику». 17
Свободное развитие
требует жёсткого избавления от иллюзий,
которыми наполнено массовое сознание.
И если «диктаторы заявляют, что человеческие
массы неполноценны биологически, одержимы
жаждой авторитета, т.е., в принципе, по
своей природе являются рабами, и потому
ни о чём другом, кроме тоталитарно-диктаторского
режима, не может быть и речи», то «с другой
стороны формально-демократические лидеры
иллюзиорно полагали, что способность
человеческой массы к свободе – это данность,
и пока они были у власти, они использовали
любую возможность, чтобы насадить в человеческой
массе способность к свободе и ответственность
за себя».18 Все манипуляторы строят
свою власть на общественной безответственности
человеческой массы.
Глава 4
Политический менеджмент. Его роль в современных условиях.
Политический менеджмент – это один из видов управленческих отношений в политике, позволяющий решать такие задачи, как укрепление авторитета государственного или политического деятеля, создание благоприятных условий для деятельности государственного учреждения или политической партии путем конструирования в массовом сознании их привлекательного образа, формирование электоральных предпочтений населения, создание политических союзов и блоков, оказание влияния на противников в политических конфликтах т.д.
Политический менеджмент существует уже давно. Практически во всех исторических обществах правители вынуждены были решать задачи повышения своего авторитета, расширения своего влияния на широкие слои населения, а конкурирующие группы и кланы всегда искали пути эффективного влияния на своих вождей, королей и императоров. Однако только в современном обществе политический менеджмент обретает масштабный характер. Это вызвано рядом важных процессов, получивших бурное развитие в 19-20 веках.
Первый из них – изменение роли масс в политической жизни общества. Этот процесс очень ярко и образно выразил испанский философ Х. Огтега-и-Гассет. «19 веку, - писал он, - принадлежит слава и ответственность за то, что он выпустил широкие массы на арену истории».19 На смену обществам, где все решалось аристократическим меньшинством, где управляемость социумом обеспечивалась, прежде всего, за счет инертности широких масс, их невмешательства в вопросы политической власти, пришли общества, где «массы перестали быть послушными этим самым меньшинствам: они не повинуются им, не следуют за ними, не уважают их, а, наоборот, отстраняют и вытесняют их».20
Возрастание роли масс в политической жизни общества было вызвано ломкой сословных перегородок, размыванием традиционалистских основ социальной жизни, развитием капиталистической системы хозяйствования. Теперь нельзя было уже управлять массами, ориентируясь на традиции и обычаи, апеллируя к идее божественного происхождения государственной власти, нужно было искать новые рычаги воздействия на широкие слои населения.
Другой процесс
– либерализация и
Особенностью современных индустриально развитых демократических обществ стало их вступление в стадию постмодерна, отличающуюся не только изменением социально – политических условий жизни, но и серьезными сдвигами в системе ценностных ориентаций. Исследование десятков современных стран, проведенное под руководством американского ученого Р. Инглхарта, позволило сделать вывод о том, что «важной компонентой сдвига постмодерна является сдвиг,…приводящий к снижению значимости любых видов власти и авторитета».21 Выявленная тенденция резкого снижения в стабильных демократиях действия так называемого авторитарного рефлекса еще в большей степени способствовала актуализации интереса политиков к особым формам и способам воздействия на массы.
Еще один процесс
– развитие электронных средств
массовой коммуникации. С появлением
радио, телевидения резко расширились
возможности информационного влияния
на массы. Современные радио и телевидение
позволяют не только информировать людей,
но и влиять на эмоциональное восприятие
информации, формировать массовые настроения.
Многие приемы, используемые в политическом
менеджменте для воздействия на политическое
поведение, стали возможными именно благодаря
радио и телевидению, которые могут многократно
усиливать убеждающее воздействие передаваемой
информации.
Глава 5
Власть – СМИ - общество.
Эффективность управленческого воздействия определяется уровнем стратегического планирования, содержательной характеристикой которого является информационная политика. Она направлена на формирование эффективных отношений власти и общества, каналом и инструментом конструирования которых служат, в том числе и региональные СМИ.
На реализацию стратегии перспективной коммуникации направлена «Концепция государственной информационной политики» (ГИП), в которой зафиксировано, что она представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения и мер, их реализующих. ГИП определят «способность и возможность субъектов политики воздействовать на сознание, психику людей, их поведение и деятельность с помощью информации в интересах государства и гражданского общества». В более широком смысле ГИП – это «особая сфера жизнедеятельности людей…, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями».
В соответствии с
пониманием роли СМИ в качестве источника
и канала информации региональные исполнительные
власти определяют свою стратегию и
тактику взаимоотношения с
Среди факторов, влияющих
на характер отношений между властью
и населением региона, отсутствуют
новые технологии работы, как на
уровне непосредственных социальных контактов,
так и использованием СМИ; не выработана
концепция информационной политики и,
соответственно не осваиваются информативно
– коммуникативные технологии конструирования
единого информационного пространства.
Взаимодействие властных структур с региональными
массмедиа строятся на основе административного
и финансового ресурсов. Деятельность
СМИ не способствует формированию устойчивых
отношений; их роль и значение в интеграции
регионального сообщества несущественна.
В оценке отношений между институтами
власти и населением 38% опрошенных оценили
отношения как доверительные, 32% указали
«равнодушие», а 30% - недоверие. Такой тип
отношений отражается на легитимности
властных структур и принимаемых ими решений,
снижая уровень определенности и предсказуемости
социально – политических и экономических
процессов.
Глава 6
Элиас Канетти: «Масса и власть». Основная идея.
"Масса и власть"
(I960)---крупнейшее сочинение
В 1994 году Элиас
Канетти ушел из жизни, опровергнув
тем самым собственные теории о бессмертии.
Это можно говорить без всякой иронии,
ибо, читая книги Канетти, а особенно его
рассуждения о причинах смерти, можно
было поверить, что он сумеет с нею справиться
и не умрет.