Лекции по "Управленческим решениям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 20:03, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. Управленческие решения.

Принятие решений делится на два блока:

1. На основе интуиции - интуитивные методы (весьма не точны);

2.1. Принятие решений в условиях определённости - на основе формальных моделей;
2.2. Принятие решений в условиях риска;
2.3. Принятие решений в условиях неопределённости;

Работа содержит 1 файл

Лекция бродский.doc

— 1.51 Мб (Скачать)

Лекция 1. Управленческие решения.

 

Принятие решений делится на два блока:

 

1. На основе интуиции - интуитивные методы (весьма не точны);

 

2.1. Принятие решений в условиях  определённости - на основе формальных  моделей;

2.2. Принятие решений  в условиях риска;

2.3. Принятие решений  в условиях неопределённости;

 

Существуют методы:

 

1. Метод мозгового  штурма - это технология, включающая  в себя много различных технологий.

 

2. Синектика - метод  генерирования нестандартной идеи;

 

3. Коллективный блокнот  -

 

4. Другие методы - все остальные методы это взгляд на эти три методы, только с разных сторон.

 

Образование по сути является насилием. Не смотря на то, что нам может  пригодиться то, что мы насильно в себя впихиваем. По аналогии нам  нужно заставлять других людей на нас работать. И сделать это надо так, чтобы им было максимально приятно. Для этого надо понять, что нужно нашему объекту управления.

 

можно выделить 4 плоскости, которые  относятся ко всем людям:

 

1. Мы "самые";

2. "свое - чужое" - чем больше  будет становиться свое пространство, тем больше будет чужого. Человек всегда пытается приумножить своё

3. Стереотипное поведение - мы  все следуем тем стереотипам,  которые были заложены в нас  посредством нашей жизни. Например: чистка зубов утром и вечером,  или когда нам говорят про корову мы сразу же автоматом вспоминаем про молоко; стереотипы так же проявляются и в цыетовых асоциациях, к примеру если перечислить группе людей помидор, огурец и лимон, они с большой (почти наверняка) раскидают цвета как красный, зелёный и жёлтый.

4. Все люди ленивые - а лень  по сути является двигателем  прогресса. Мы не хотим делать  те или иные дела: стирать, добираться  до какого-то места пешком, нам  ведь проще закинуть вещи в  стиральную машинку и добраться  до университета на транспорте.

 

Далее, остальные черты людей происходят уже из этих четырёх, т.е. это причины, из которых рождаются следствия (все остальные привычки и качества людей).

Лекция 3.

 

Решение - это наилучший способ решения проблем.

 

альтернатива - это один из способов решения проблем.

 

Результат - это набор значимых, важных для лица, принимающего решения характеристик исхода принятого решения.

 

цель - результат, который стремится достичь конкретное лицо.

 

Операция - деятельность, направленная к достижению цели.

 

механизм ситуации -

 

условия, которые влияют на проблему называются дисциплинирующим устройством.

 

условия задают конкретные границы (законодательство)

 

 

 

 

Экономическая эффективность -

 

эффективность принятого решения - это разница  между идеалом и полученным результатом. (она должна стремиться к нулю).

 

Модель - это описание объекта с  определенным уровнем абстракции.

 

есть полезность и неполезность модели, если модель точна, то она полезна, если не точна, соответственно не полезна. Но совершенной точности не бывает.

 

модель характеризуется наличием модельной связи, которая бывает двух видов:

 

1. Однозначные - однозначное соответствие  между решением и исходом принятого  решения;

2. Многозначный тип модельной  связи -  разность исхода между  принятым решением и его исходом  (например попытать счастье с девушкой);

 

 

абстракция - это процесс, в рамках которого мы выбираем важные значимые характеристики и отбрасываем все  ненужное.

 

группа - от 3

 

от 4 до 10 - команда

 

Лекция 4.

 

идеалы ксюши:

 

Интуиция - то, что выработалось в подсознании на основании предыдущего опыта.

 

Сложная ситуация - это ситуация, которая характеризуется наличием одного из пунктов:

 

1. Лицо, принимающее решение никогда  раньше не сталкивалось с подобной  ситуацией;

 

2. Лицо принимающее решение  не может четко сформулировать цель операции;

 

3. Лицо, принимающее решение не  обладает достаточной информацией  для анализа ситуации или не  располагает необходимым инструментарием  для этого анализа;

 

4. Лицо, принимающее решение не  обладает информацией о генезисе (выяснение причин и развитие во времени) механизма ситуации;

 

5. Лицо, принимающее решение является  не единственным субъектом, от  которого зависит исход принятого  решения, например:

 

  Критерий -  это значимо, понятно лицу, принимающему решению, хорошо им интерпритируемо и измеримо в характеристиках исхода принятого решения.

 

Более предпочтительная альтернатива!!

 

- альтернатива А более предпочтительна,  чем альтернатива Б <=> (тогда  и только тогда), когда оценка  полезности значения критерия  альтернативы А > чем оценка полезности значения критерия альтернативы Б.

смотреть - фотографию!!!!!!!!!!!!

 

альтернатива А будет наилучшей  если оценка полезности () оценки значения критерия альтернативы А будет максимальной.

 

смотреть формулу!!!!!!!!!!!!

 

правила, по которым из множества всех возможных альтернатив выбирается множество предпочтительных альтернатив D3 - называется функцией выбора.

 

Функция - это правило, по которому из множества значений Х, соответствующие  конкретному множеству Х.

 

Функционал - это множество функций.

 

 

Лекция 5. Общая постановка задачи принятия решения. Она справедлива  для любой ситуации.

 

критерий + функциональна зависимость

F - критерий (конкретное число)

F + f (х).

 

dct rhbnthbb j,jpyfxf.ncz @q @w @e

"Все критерии обозначаются 2"

 

значимость обозначается вектором (стрелка сверху)

Буквой А будем обозначать то, что нам известно.

 

Y - случайность или случайные факты, о которых мы знаем.

 

Z - что-то неопределённое, о чём мы имеем поверхностное понимание.

 

t - время. Особенный фактор, т.к. Мы не можем его контролировать при том, что оно нам всегда известно.

 

Факторы делятся на две категории:

 

1. Контролируемые - выбор которых  опирается на выбор решения;

 2. Неконтролируемые -

 

А - детерминированные факты - не случайные фиксированные величины, которые известны лицу, принимающему решение до начала операции.

 

Y - примешивается стохастические факты - случайные фиксированные величины, о которых лицу, принимающему решение до начала операции известны законы их распределения и вероятность происхождения этого случайного факта.

 

Z - называются неопределенными,  бывает двух типов:

1. Неопределенные факты,  относительно которых мы знаем  область значения и гарантированно  знаем, что ситуация будет развиваться  против нас. 

 

2. Олигополия (несколько крупных компаний, контролирующих рынок), погода в случае выхода на пикник. Мы знаем область значений, но не знаем как себя поведет ситуация.

 

Общая формальная (при помощи формулы) постановка задачи принятия решения.

 

общая постановка

при заданных значениях детерминированных факторов А, стохастических факторов У, неопределенных Z и фактора времени (t), которые являются неконтролируемыми и условиями, заданными Ji  - найти такое значение Х' (штрих) из множества значений Х, которое по возможностям максимизировало/минимизировало бы и приводила бы к оптимуму значение критерия/критериев.

Общая формальная постановка задачи, это система

3 классификационных  признака:

  1. По количеству целей или критериев задач;
  2. По наличию или отсутствию зависимости критериальной функции и дисциплинирующих условий от фактора времени.
  3. Задачи делятся по признаку определённость – риск – неопределённость.

 

По 1 классификационному признаку задачи принятия решений бывают:

  1. Одноцелевые и критериальные – они более простые.
  2. Многоцелевые и критериальные –

По 2 признаку задачи бывают:

  1. Статические (описывает состояние) и динамические (описывают процесс). Для динамических задач характерно то, что вместо критериальной функции описывается функционал, а в дисциплинирующих условиях существуют дифференциальные связи.

Будут изучаться  статические задачи!

По 3 классификационному признаку задачи делятся на 3 групы:

  1. Задачи принятия решения в условиях определённости (например, однокритериальные, статические, детерминированные задачи принятия решения);
  2. Принятие решения в условиях риска (однокритериальные стохастические задачи принятия решений);
  3. Принятие решений в условиях неопределённости (задачи принятия решений в условиях неопределённости и игры с природой);

Детерминированные задачи описывают ситуации, когда  нам известна вся необходимая для принятия решения информация. Здесь используются задачи математического программирования.

Стохастические  задачи к известной информации добавляются  случайные факты, о которых нам  известны вероятности появления  этих факторах. Используется теория вероятностей, которая за счёт осреднения снимает влияние случайных факторов, задача становится детерминированной.

Принятие решений  в условиях неопределённости – когда  нам известно очень мало информации, но известно, что ситуация идёт против нас (например при выходе на конкурентный рынок). Если мы не знаем как будет развиваться ситуация – это игры с природой. В зависимости от ситуации, в первом случае используется теория игр (для задач в условиях неопределённости). Для игр с природой используется теория статистических игр.

В некоторых  случаях проходят те варианты, которые  он нам перечислил, метод анализа иерархии, либо теория нечётких множеств, либо (любимый метод бродского) и др.

Нэш предугадал поведение голубя и получил за это нобелевскую премию.

Однокритериальные статические детерминированные  задачи принятия решения или по сути дела логистика.

При заданных значениях  детерминированного фактора А, которые  не контролируемы и с учётом условий  Жэ итое, найти такую стратегию  икс большое штрих, которая из множества возможных стратегий икс большое, которое по возможности максимизировало или минимизировало бы критериальную функцию.

 

Задача «о трёх картошках» - раньше использовалась в  военной промышленности, теперь же перекочевала в логистику.

Лекция 7. Симплексный метод (простой).

 

На прошлом  семинаре мы остановились на том, что  два предпринимателя организовывали свой ресторан. Сейчас мы будем изучать  методы расчёта рентабельности.

 

Между целью  и результатом всегда есть деятельность, но она работает не всегда так как нам нужно. Появился процессный подход.

 

«Квадратная задача» 2 вида блюд и два ингредиента.

Ксю и Миха открыли  свой бизнес, они производят два  блюда из двух ингредиентов. По рецептуре  первое блюдо использует первый и  второй ингредиенты 1 к 1-му; второе блюдо более затратное, первый ингредиент 3 части, второго ингредиента 2 части. Первого ингредиента у нас 300 единиц, второго – 150. Первое блюдо принесёт 2 у.е. прибыли; второе блюдо – 3 у.е. прибыли. Какого блюда сколько произвести для того, чтобы получить максимальную прибыль от организации.

 

Симплекс-алгоритм. Прежде чем решать задачу, её нужно  формализовать.

Формализация:

  1. У нас есть блюда 1 и 2;

 

 

Блюдо 1

Блюдо 2

Склад

   

Ингридиент 1

1

3

300

   

Ингридиент 2

1

1

150

   

Прибыль

2

3

     
 

Х1

Х2

     
 

1

2

     

F = 2х1 + 3Х2 -> max

G1 = 2 X1 + 3Х2 меньше или равно 300

G2 = х1 + Х2 меньше или равно 150

 

Канонический  вид: иксы называются свободными переменными, игрики называются базисными переменными, а числа без переменных называются свободными членами.

Для того, чтобы  привести

Симплекс метод  является итерационным методом (метод  перебора вариантов)

  1. Составление симплекс таблиц

 

Базис

 

СВОБОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

X1

X2

ОТНОШЕНИЯ

C(j)

0

2

3

 

F

 

0

2

3

 

Y1

0

300

-1

-3

100 (мин.)

Y2

0

150

-1

-3

150

РАЗНОСТЬ

С(j) – Z (j)

   

2

3 (макс)

 

 

Для определения той переменной, которую будут использовать с  базисной используют разрешающий столбец. Чтобы это сделать нужно создать  разность С(J) – Z (j)

Разность – это ц  житое по строке минус сумма произведений ц житое в столбце на на ц житое в том столбце в котором мы ищем эту разность = 2; 2-(0х(-3)+0ъ(-1) = 2.

Информация о работе Лекции по "Управленческим решениям"