Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 01:07, курс лекций
7 лекций по административному праву
Административно правовой статус граждан является их составной частью их общего правового статуса. и вбирает в себя ту часть прав и обязанностей которые регулируются нормами административного права.
Многие общие права
и обязанности граждан в том числе и конституционные
реализуются посредством их детализации
и конкретизации нормами административного
права. При участии и содействии органов
исполнительной власти организующих исполнение
законов, определяющих общий правовой
статус граждан, охрану их конституционных
прав и законных интересов.
Основным документом
удостоверяющим гражданство и личность
является паспорт который обязаны получить
в органах внутренних дел все россияне
достигшие 14 летнего возраста, хранить
данный документ в установленные сроки
осуществлять его замену, регистрировать
по месту жительства, временного пребывания,
не допускать проживания на занимаемых
ими жилых помещениях лиц не имеющих паспорта
и регистрации.
помимо общих конституционных прав и обязанностей существуют специальные права и обязанности граждан в сфере гос управления закрепляемые нормами административного права ( пример: право на управление транспортным средством)
Административно-правовой статус граждан определяет характер и объем его прав субъективности составными частями которой является : правоспособность и правоспособность.
Права граждан в зависимости от механизма их реализации деляцо на
1) абсолютные
2) относительные реализация
которых зависит не только от волеизъявления
гражданина но и так же требует наличия
фактических возможностей для осуществления
в конкретных условиях. (право на получение
жилплощади)
В зависимости от круга лиц, которым предоставляются права и круга сфер их применения, права граждан делятся на
1) общие права (на все сферы гос. управления)
2) специальные права
(на участие в той или иной сфере)
Под гарантиями прав граждан понимаются реальные условия для их осуществления
1) политические
2) экономические (стабильность экономики фин-ден системы, твердый курс рубля, своевременная выплата з/п, рост благосостояния грж-н
3) организационно-правовые
административный и судебный порядок
защиты прав и законных интересов.
Административно-правовой статус лиц без гражданства и иностранных граждан определяется Конст РФ, фед законом о правовом положении иностранных граждан в РФ 25.07.2002г а также иными нормативно-правовыми актами и международными дог-ми.
Иностранный гражданин - физ лицо не являющееся гж-ном РФ и имеющее док-во наличия гр-ва иностранного гос-ва.
Лицо без гражданства
(апатрид) - физическое лицо не являющееся
гр-ном РФ и не имеющее док-в наличия гр-ва
иностранного гос-ва.
По времени пребывания на территории РФ иностранные гр-не и апатриды подразделяются на
1) временно пребывающих в РФ (на основании Визы или в порядке не требующем ее получения и не имеющие вида на жит-во или разрешения на временное проживания)
2) временно проживающие (получившие разрешение на временное проживание оформленное в виде отметки в документе удостоверяющим личность иностранного гражданина, или апатрида, срок пребывания определятся сроком выданной визы)
3) постоянно проживающие в РФ иностранные граждане и апатриды это лица получившие вид на жительство выдаваемое после проживания в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.
Вид на жит-во выдается
тер органом внутренних дел на 5 лет.
иностранных граждан и апатридов проживание транзитный приезд осуществляется по спец разрешению или визе которая выдается дипломатическими представительствами и конскулькими учреждениями МИД РФ и МВД РФ (ФМС)
оформляется мастичной
печатью в паспорте или на отдельном бланке.
Визы делятся на дипламотические служебные
транзитные туристические деловые учебные
и тд
положение о принятие
решения о нежелательном пребывании иностранного
гр-нина или лица без гр-ва определяют
органы исполнительной власти уполномоченные
принимать данные решения МИД МВД Минобороны
Минздрав Минус СВФ и порядок их исполнения.
Постановлением прав-ва
РФ от 6.апреля 2005 на ФМС возложено создание
ведение и использование центрального
банка по учету иностранных граждан временно
пребывающих и проживающих в РФ.
3.11.10
Формы гос.
управления
Гос. управлению как социальному явлению присущи две основные стороны, т.е. содержание и форма.
Содержание госуправления - соц смысл, назначение, реализуемое в соц задачах
через определенные формы деятельности органов исполнительной власти,
таким образом формы гос управления является объективное выражение содержания, т.е. задач функции в гос управлении через определенные управл действия.
По правовой природе упр действия делятся на правовые и неюридические.
к правовым формам госуправлениям относятся:
1)действия органов исполнительной власти и их должностных лиц порождающие юр последствия в виде установления изменения отмены административно правовых норм. или возникновение изменения прекращения конкретных правоотношений (правоприменительные акты)
данные действия регламентируются
нормами материального административного
права, определяющими компетенцию органов
госвласти по вопросам их содержания совершенствования
а так же административно процессуальными
нормами, определяющими порядок их совершения(возбуждение
административного дела, принятия к нему
решений).
Не юридическая форма
регламентируется нормами права в общем
порядке.
По характеру внешнего выражения управленческие действия делятся на следующие группы:
1) издание административно нормативно-правовых актов (индивидуальные акты и нормативные)
2) заключение административных договоров (соглашений)
3) совершение иных юр значимых действий
4)выполнение общественно-организационных действий
5) совершение организацией
тех действий.
Административно-правовые акты
Основной формой гос.управления являются административно- правовые акты.
принятые на основе и во исполнение закона односторонние гласные волеизъявления (предписания)
полномочных органов
исполнительной власти должн лиц, содержащие
нормы права или порождающие изменяющие
прекращающие правоотношения.
Классификация по критериям
1) юр природа :
нормативные (рассчитанные на не одноразовое применение, относятся к неопределенному кругу лиц)
индивидуальные акты применения к конкретному лицу рассчитаны на одноразовое использование, выступают в кач-ве юр фактов которые порождают, прекращают правоизъявление
2) по форме внешнего выражения :
словесные(выраженные в письменной или устной форме)
конклюдентная (жесты знаки сигналы) (машина для выдачи еды)
3) по порядку принятия:
коллегиальные
единоначальные
4)по органам исполнительной власти принимающим административно-правовые акты:
постановление и распоряжение прав-ва
приказы инструкции указания министров
постановление и распоряжение высших органов власти РФ
постановление и распоряжение высших должностных лиц и глав администрации субъектов
приказы распоряжения инструкции руководителей отраслевых органов исполнительной власти.
приказы инструкции
и распоряжения руководителей федеральных
территориальных органов исполнительной
власти.
5) По функциональной роли административные акты делятся на:
внутрисистемные
плановые
финансовые
штатные
внешнесистемные
регистрации
лицензирования
6) по срокам действия
бессрочные
срочные
краткосрочные
7)в зависимости от даты начала акты делятся на вступающие в силу:
немедленно
с датой указанной,
после гос. регистрации и опубликования)
Административно-правовые акты характеризуются по правовому признаку сложности хронологии и нумерации актов. Регламентируется указом президента РФ от 23.05.1996 № 763.
Основные стадии принятия административно-нормативных актов:
подготовка, принятие
гос регистрации, доведение до сведений
исполнителей и заинтересованных лиц
Административные
акты принимаются при наличии фактических
и юридических обстоятельств по собственной
инициативе, порученных вышестоящими
обстоятельствами, просьбы физических
или юридических лиц, в процессе подготовки
проекта акта анализируется фактическое
положение дел, возможные варианты решения
проблемы, состояния правового регулирования,
научные рекомендации.
Структура нормативного
акта должна быть логически последовательна
в вопросах нормативно-правового регулирования,
нормы предписанные регулируют в основном
часть актов в виде пунктов с арабской
нумерацией, пункты подразделяются на
подпункты, таблицы, графики и т.д.; оформляются
в виде приложения, значительные нормативно-правовые
акты подразделяются на главы.
Проект нормативного акта подлежит согласованию с вышестоящей инстанцией, если это необходимо.
Согласование оформляется в виде визы, ставящейся на обороте последней страницы
нормативные акты должны иметь реквизиты:
наименование органа его издавшего
наименование вида акта, его название
дата подписания, утверждения, его номер
наименование должности
фамилия имя отчество
лица подписавшего акт
Принятые фед органами исполнительной власти нормативные акты носят межведомственный характер, устанавливающий правовой статус организации, затрагивающие права, свободы граждан,
Подлежат регистрации
в Минюсте РФ, после чего должны быть опубликованы
в собрании законодательства РФ с периодической
гос. печатью.
Данные акты вступают
в силу одновременно на всей территории
РФ по истечении семи дней со дня их первого
опубликования, если в акте не указан иной
срок вступления. При нарушении данных
правил, акты считаются не вступившими
в силу
К административно-правовым актам предъявляются две группы требований:
законность
организационно-техническая
грамотность
Акты являются ничтожными или оспоримыми.
ничтожные недействительны с момента их принятия и не подлежат исполнению
акты, принятые с
нарушением организационно тех требований,
оспоримы
Административные
договоры-соглашения используются в кач-ве
формы управленческой деятельности. Договорная
форма позволяет учесть потребности всех
участников управленческих функций и
задач.
К административным договорам относятся:
1) договоры о распределении административных полномочий между фед органами и органами субъектов по вопросам отнесенным к пункту второму статьи 76 конституции «К совместному ведению РФ и ее субъектов»
2)соглашение в статье
78 конституции о передаче своих полномочий
фед органами органам исполнительной
власти субъектов федерации
К иными юридически
значимым действиям относятся действия
фактического характера совершаемого
в процессе гос. уравнения в силу указания
закона, порождающего изменения, прекращения
административных правоотношений и выступающей
в кач-ве необходимых условий для наступления