Лекции по административному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 01:07, курс лекций

Описание работы

7 лекций по административному праву

Работа содержит 1 файл

Административноее.rtf

— 436.59 Кб (Скачать)

01.09.10

Гос управление как объект административно-правового регулирования 

   Управление - в широком смысле: функция упорядоченного воздействия организационных систем, таких: как биологические, технические, социальные, с целью обеспечения их целостности, приведения к объективным закономерностям в рамках поставленных задач, в рамках поставленных задач поддержания должного режима в системе функционирования

   Специфика видов управления определяется объектом управления

Виды управления:

    технические (механизмы, техн. процессы)

    биологическое (жив. организмы)

    социальное (отн. между людьми)

    Нормы права регулируют только отношения между людьми, трансформируя их в юридические

    Социальное управление - атрибут общ жизни, суть которого заключается в упорядоченном воздействии на совместную жизнедеятельность людей, согласовании, координации их усилий по решению поставленных задач.

    В социальном управлении субъектами и объектами упр. является люди и их различные объединения

    Соц. управление -> упр. делами гос-ва осущ. всеми видами органов гос. Власти(законодательная, судебная, исполнительная)

                     -> негос. управление осущ. в общественных, муниципальных объединениях, образованиях частн. предприятий, учреждениях, семье

    Особое место в соц. управлении отведено гос. управлению, т.к. предметом административного права явл. отношения в сфере гос. управления

    Гос. управление - подзаконное, исполнительно-распорядительное , непосредственно организующая деятельность органов исполнительной власти, иных гос. органов, направленных на реализацию и охрану прав и свобод человека, выполнения ими обязанностей; координацию деятельности предприятий, организаций, учреждений, вне зависимости от форм собственности, в целях реализации функция гос-ва в экономической, социокультурной и административно-политич. Областях

    Гос. власть- обусловленная условиями жизни общества способность гос-ва подчинять поведение людей воле всего общества или его части

    Исполнительная власть - категория политико-правовая

    Гос управление - категория организационно-правовая

    Гос. управление - вид гос. деятельности по средствам которой регулируется исполнтельная власть

    Гос. управление помимо деятельности органов исполнительной власти включает в себя деятельность законодательных и исполнительных органов по управлению и организации работы свои аппаратом 

    Специфические черты гос управления и исполнительной власти

      Гос. управление имеет государственно-властных характер (осущ. от имени государства, выражает его волю, использует гос. полномочия). Правовые акты гос. упр. Обязательны для исполнения их адресатами и обеспечиваются гос. принуждением.

    Гос. управление имеет исполнительно-распорядительный характер, т.е. реализуется через процесс проведения в жизнь законов

    Для исполнения законов, орг. исполнительной власти наделены распорядительными полномочиями, а также правом принятия корпоративно-правовых актов управления, кот определяется порядком исполнения предписаний и законодательных актов

    Гос. управление носит непосредственно орг. характер, т.е. его соц. назначение заключается в орг. творческой, созидательной позитивной деятельности людей, их коллективов, обеспечения эффективного исп. ими средств производства и материальных ресурсов

    Непосредственно организующее содержание гос управления, проявления его в основных функция, таких как:

      разработка и реализация политики(гос программы общерегионального и общефед. значения)

      установлени эффективной реализации правовых основ в системе хоз. и экономич. политике государства

      управление гос. предприятиями и учреждениями

      регулирование объектов него. сектора

      обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере гос. управления 

    Основные принципы гос.управления и исполнительной власти

    Гос. управление и исполнительная власть базируются на принципах, т.е. основные концепции, положения, идеи, представления о наиболее важных сторонах орг. построения, функционирования гос. управления и исполнительной власти.

    Принципы:

    1)Общие соц-правовые. Носят общедемократический характер

      принцип народовластия

      принцип законности

      принцип разделения властей

      принцип федерализма(разделение власти между фед. орг и орг. власти субъектов)

      принцип гласности

      принцип приоритета и гарантированности прав личности как высшей соц. ценности, защита их от произвола со стороны орг. государства и их должностных лиц

    2)Организационные. Определяют исходные начала сист. функционирования аппарата гос. управления

      сочетание отраслевых, территориальных, линейных и функциональных начал

      сочетание централизации и децентрализации

      сочетание единоначалия и коллегиальности

      рациональное распределение подведомственных полномочий между орг. исполнительной власти и должностными лицами

      принцип ответственности органов исполнительной власти и их должностных лиц за результаты их деятельности, соблюдения закона и дисциплины

8.09.10

Административное право как наука как отрасль как учебная дисциплина.

     Отрасль административного права - система административно-правовых норм регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе гос управления, организации и реализации исполнительной власти. Предмет отрасли административного права это - совокупность общественных отношений складывающихся в сфере гос управления, оганизации и деятельности органов государства, их должностных лиц, осуществляющих исполнительно распорядительную деятельность. Предмет отрасли административного права включает в себя две основные группы общественных отношений и носят управленческий характер.

1) Отношения непосредственно связанные с организацией и реализацией исполнительной власти гос управления в хозяйственной социокультурной административно-политической областях.

2) Внутриорганизационные управленческие отношения. возникающие в структуре законодательной судебной и исполнительной власти.

Так же отрасли права разграничиваются по методу правового регулирования. Для административного права характерны следующие методы:

1 - императивный (прямые обязательные для исполнения предписания в рамках запретов, не исполнение которых влечет меры государственного принуждения. Использование императивного метода обусловлено публично правовым характером отрасли административного права. То есть направленностью на защиту публичных интересов.

2 - метод рекомендаций. Реализуется через систему правовых норм, которые приобретают юр силу при принятии их участниками данных правоотношений, при этом находящихся между собой в не соподчинении.

3 - метод согласования. Используется при регулировании управленческих отношений между участниками. 

Источники административного права. Деляцо на 4 основные группы:

1)международные правовые акты, договоры, ратифицированные РФ.

2)Федеральные законы и подзаконные нормативные акты.

3)Законы и подзаконные акты субъектов РФ

4)Нормативные акты местного самоуправления

Отрасль административного права подразделяется на административно-правовые институты под которыми понимаются обособленные группы административно-правовых норм, регулирующих управленческие отношения определенного вида : институт административной отвественнности, институт госслужбы.

Они расположены в логической последовательности взаимосвязи и составляют систему административного права.

Система административного права состоит из общей части, в которую входят административно правовые институты, регулирующие управленческие отношения общего характера, распространяющееся на все отрасли и сферы: закрепляющее принципы госуправления, административно-правовой статус субъектов, формы и методы госуправления, административно правовые режимы, административную ответственность, административный процесс, обеспечение законности госуправления.

Особенная часть состоит из административно правовых институтов регулирующих управленческие отношения в конкретных отраслях и сферах. Административно политической и межотраслевой. 

Административная наука, учебная дисциплина.

     Система теоретических знаний, положений, взглядов, представлений о сущности исполнительной власти и госуправления. Практики их осуществления механизмы административно правового регулирования, правовом статусе субъектов, формах и методах их деятельности. Предметом науки административного права выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе госуправления, нормы административного права, история их развития, толкование, разработка положений по их совершенствованию, практике их применения.

     Методы науки адм.права:

1) Диалектический

2)Аналитический

3)исторический

4)сравнительный

5)формально-юридический

6)системного анализа 
 

15.09.10 Механизм административно правового регулирования и структурные элементы

     Механизм административно правового регулирования- это система административно-правовых средств воздействия органов исполнительной власти и их должностных лиц на общественные отношения в сфере гос управления с целью упорядочения охраны развития. В структуру механиза административно правового регулирования входят: нормы административного права, реализация административно-правовых норм, административные правоотношения,

    Административно правовые нормы это выраженные в законах и подзаконных актах правила, регулирующие общественные отношения в сфере гос управления, определяющие меру то есть масштаб должного или возможного поведения участников данных правоотношений.

    Нормы административного права это составная часть правовой системы, характеризующееся общими признаками для правовых норм всех отраслей права (адресованы персонально-неопереленному кругу лиц, подлежат много кратному применению, обеспечиваются госпринуждением.

    Помимо общих признаков административно-правовые нормы имеют ряд специфических особенностей, в частности:

      регулируют общественные отношения складывающиеся в сфере гос управления

      определяют административно правовой статус(компетенция, права, обязанности) субъектов управленческих отношений

      имеют особый вид санкций( административное наказание), применяемое органами и должностными лицами, к неподчиненным им по службе правонарушителям

      обеспечивают соблюдение и исполнение административного права широким кругом административно-предупредильных мер административного пресечения и административно-процессуального обеспечения

      устанавливаются не только законами но и подзаконными актами у органов исполнительной власти административными договорами, актами органов МСУ.  

Структура административно-правовых норм

    Существует традиционная триада элементов: гипотеза диспозиция санкция.

    Гипотеза не всегда четка выражена иногда ее приходится выявлять так как может содержаться в вводной части нормативного акта общий для многих норм; может быть выражена в других нормативных актах, изложена в виде перечня юр фактов, содержать общую характеристику условий применения нормы.

    Диспозиция нормы на ряду с правами, обязанностями, дозволениями могут определяцо структура органов исполнительной власти, предметы ведения, рекомендации, право на применение по отношению к другой оппонирующей стороне админимстративно-предупредительных, пресекательных, процессуальных мер принуждения.

Информация о работе Лекции по административному праву