Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 19:16, курс лекций
Тема 1: Понятие, предмет и метод административного права.
Тема 2: Административно-правовой статус субъектов административного права.
Тема 3: государственная служба в РФ.
Тема 4: Методы и формы государственного управления.
Тема 5: Административные правонарушения и административная ответственность.
Возбуждение дела об административном правонарушении.
В статье 28.1. КоАП
РФ перечислены основания
Протокол об административном правонарушении, должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении, возбуждение дела об административном правонарушении прокурором, сроки составления протокола об административном правонарушении, назначение административного наказания без составления протокола, административное расследование, направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении, прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение регламентированы соответствующими статьями главы 28 КоАП РФ «Возбуждение дела об административном правонарушении».
Рассмотрение дела об административном правонарушении.
В главе 29 КоАП РФ «Рассмотрение дела об административном правонарушении», главе 30 КоАП РФ «Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях» регламентированы порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, порядок пересмотра постановления и решений по делам об административных правонарушениях.
В главе 31 КоАП РФ имеются положения о порядке вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу, обязательств по делу об административном правонарушении, обращении постановлений по делу об административном правонарушении к исполнению, приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении, отсрочка и рассрочка исполнений постановлений о назначении административного наказания и другие положения, которые есть в главе 31 КоАП РФ.
Тема 7: Обеспечение законности и дисциплины в сфере государственного управления.
Для того, чтобы реализовывались задачи в сфере законодательства и дисциплины государственного управления государством осуществляет государственный контроль, который разделён на следующие четыре вида:
1. Президентский.
2. Контроль органов
законодательной (
3. Контроль органов исполнительной власти.
4. Судебный контроль.
Основные цели контроля: соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечивающего целесообразность и экономичность расходования средств, поддерживать стабильность государственного устройства и высокой эффективности государственного регулирования.
Основные принципы государственного регулирования:
1. Законность.
2. Объективность.
3. Независимость.
4. Гласность.
5. Экономичность.
6. Сохранение
государственной, коммерческой
Президент осуществляет полномочия контроля при формировании Правительства и других исполнительных органов власти, осуществляет повседневный контроль за деятельностью Правительства. Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов органов исполнительной власти. Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных, судебных и исполнительных органов власти субъектов в РФ» наделяет Президента полномочиями по обеспечению законности в случаях, когда этими организациями принимаются акты, противоречащие Конституции. По представлению Президента назначаются высшие должностные лица субъектов РФ. Контроль в сфере исполнительной власти Президента осуществляется и через соответствующие структуры. Для этого в администрации Президента создано контрольное управление Администрации Президента, главное направление которой – обеспечение контроля Президента за деятельностью федеральных министерств и иных органов исполнительной власти. Важную роль в осуществлении контроля Президента осуществляют Полномочные представители Президента РФ в субъектах РФ.
Контроль органов представительной (законодательной) власти регламентируется статьями 102 и 103 Конституции РФ. Существует механизм контроля со стороны Федерального Собрания за соответствием указов Президента Конституции и законам РФ. К числу контрольных полномочий Государственной Думы является дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства. Полномочия Государственной Думы – выдвижение обвинения против Президента, основанное на статье 93 Конституции РФ; рассмотрение или утверждение Президентом РФ бюджета РФ и так далее. Для осуществления контроля Государственная Дума учредила Счётную Палату РФ, которая проводит ревизии, проверки и иные контрольные полномочия.
Контролирующие органы исполнительной власти. Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти наделёна широкими полномочиями. Согласно статье 114 Конституции РФ, Федеральному конституционному закону «О Правительстве РФ» оно осуществляет меры по обеспечению законных прав и свобод граждан. Правительство вправе отменить акты федеральных исполнительных органов власти, либо приостановить их. Правительство обеспечивает соблюдение федеральными органами власти прав органов субъектов Федерации и способствует их взаимодействию.
Судебный контроль. Согласно статье 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Нормативную базу судебной деятельности составляет федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» он определяет порядок образования и упразднения судов, основные виды деятельности судов. Наличие властных полномочий судебной власти позволяет говорить о возможности контроля за исполнительной властью. Таким образом, Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи рассматривают гражданские, уголовные и административные дела в пределах своей компетенции по решению задач в сфере обеспечения законности исполнительной властью.
Прокурорский надзор.
Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени РФ надзор за исполнением действующих на её территории законов. Надзор – имеет своей целью верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина. Нормативная регламентация прокурорского надзора дана в федеральном законе «О прокуратуре РФ».
Надзор за законностью соответствующей деятельности государственных органов. Если деятельность государственных органов противоречит законодательству РФ, то прокурор возбуждает дело об административном правонарушении.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Прокурор рассматривает заявления и жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав, предпринимает меры по предотвращению таких правонарушений.
Протест прокурора приносит прокурор или его заместители в органы или должностным лицам, издавшему этот акт, либо в суд. Протест подлежит рассмотрению в течении 10 дневного срока с момента подписанием прокурора этого протеста. Срок рассмотрения протеста устанавливается прокурором.
Административный надзор.
Способ обеспечения законности и дисциплины, особый вид государственной деятельности, осуществляемый специальными органами исполнительной власти в отношении организаций не подчинённых им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплексных мер административного принуждения. Административный надзор осуществляют административно-надзорные органы.
Тема 8: Административно-правовые основы управления государственными органами.
Государственное управление – неотъемлемая функция государства по реализации государственных интересов в области, обеспечивающих гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина. Государственное управление подразумевает и всеобъемлющее исполнение обязанностей гражданами (контроль за исполнением гражданами своих обязанностей).
Система административно-правовых органов государственного управления:
I. Экономическая сфера:
1.1. Управление
экономическим развитием,
1.2. Управление
в сфере финансовой
1.3. Управление
в сфере промышленности и
1.4. Управление в сфере агропромышленного комплекса и иного хозяйственного комплекса.
1.5. Управление
в сфере строительства и
1.6. Управление
в сфере транспорта и
1.7. Управление
в сфере информационных
1.8. Управление
в сфере антимонопольной
1.9. Управление
в сфере экологической и
II. Управление в социально-культурной сфере:
2.1. Управление в сфере образования и науки.
2.2. Управление в сфере здравоохранения и социального развития.
2.3. Управление в сфере культуры и массовых коммуникаций.
III. Управление в административно-политической сфере:
3.1. Государственное управление в области обороны.
3.2. Управление в области безопасности.
3.3. Управление в области внутренних дел.
3.4. Управление в области юстиции.
3.5. Управление
в области иностранных дел.
Информация о работе Курс лекций по "Административному праву"