Курс лекций по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 19:16, курс лекций

Описание работы

Тема 1: Понятие, предмет и метод административного права.
Тема 2: Административно-правовой статус субъектов административного права.
Тема 3: государственная служба в РФ.
Тема 4: Методы и формы государственного управления.
Тема 5: Административные правонарушения и административная ответственность.

Работа содержит 1 файл

Административное Право РФ.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

6. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих.

7. Защита государственных служащих в их профессиональной и гражданской деятельности.

Классификация должностей государственной  службы.

Государственная служба – самостоятельный государственный орган либо его подразделение, с определённым набором компетенции. К числу должностей относят:

1. Должности  федеральной государственной гражданской  службы.

2. Воинские должности.

3. Правоохранительные  должности.

Основания административно-правового статуса государственных служащих.

Государственным служащим является гражданин РФ. Служащие имеют функцию ответственности. 
 
 

Административно-правовое регулирование поступления  на гражданскую службу.

Поступление на службу осуществляется на добровольной основе. Служебной контракт – соглашение между гражданином и РФ. Конкурс заключается в оценке государственных служащих. При служебном переводе службы учитывается звание и другие заслуги. Чины, присеваемые федеральным государственным служащим:

1. Государственный гражданский служащий 1,2,3 класса.

2. Референт государственной гражданской службы 1,2,3 класса.

3. Секретарь гражданской службы 1,2,3 класса. 
 
 

Аттестация  государственных  служащих.

Все государственные  гражданские служащие подлежат аттестации. Аттестация происходит раз в 5 лет. Основаниями для расторжения договора служат эти же основания, прописанные в соответствии с Трудовым Кодексом. Государственные служащие несут ответственность наравне с гражданами РФ.

Тема 4: Методы и формы  государственного управления.

Бывают две  формы управления:

1. Реализация  исполнительной власти.

2. Форма внутриаппаратной  работы 

Форма управления – внешнее выражение действий исполнительного органа (должностного лица), осуществляемое в рамках его  компетенции и вызывающее определённые последствия.

Если управленческие действия вызывают последствия юридического характера или имеют определённое юридическое значение, их можно обозначить в качестве административно-правовых форм.

Административно-правовые методы.

Применительно к государственно-управленческой деятельности под методом понимается способ, приём практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основании закреплённой за ними компетенции, в установленном порядке и в соответствующей форме.

Следует различать:

1. Методы управленческого воздействия.

2. Методы организации аппарата управления.

3. Методы совершенствования отдельных управленческих действий.

Существует два  вида административно-правового метода:

1. Метод убеждения.

2. Метод принуждения.

Оба метода являются взаимосвязанными, взаимодополняющими полюсами единого целого, то есть механизма  обеспечения должного поведения  и правопорядка.

Административное  принуждение – особый вид государственного принуждения, имеющий своим назначением охрану общественных отношений, складывающийся преимущественно в сфере государственного управления. Всем мерам административно-правового воздействия присущ властно-принудительный характер. Существует 5 мер административного принуждения:

1. Административно-предупредительные.

2. Административно-правовые.

3. Административная  ответственность.

4. Административно-процессуальные.

5. Административно-восстановительные.

Виды мер административной ответственности (статья 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Виды административных наказаний»):

1. Предупреждение.

2. Административный  штраф.

3. Возмездное  изъятие вещей, документов.

4. Конфискация  предмета административного правонарушения.

5. Лишение специального права.

6. Административный  арест.

7. Административное  выдворение из РФ.

8. Дисквалификация.

9. Административная  приостановка деятельности на  срок не более 90 суток.

Тема 5: Административные правонарушения и  административная ответственность.

Административное  правонарушение.

Под административным правонарушением (составом административного  правонарушения) понимается единство установленных в Кодексе Российской Федерации объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение.

В административном праве выделяют 4 элемента юридического состава административного правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объект –  регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, возникшие в области исполнительно-распорядительной деятельности.

Объективная сторона  – внешние признаки, характеризующие  противоправность действия или бездействия, результат посягательства, причинную  связь между деянием и наступившим последствием, место, время, способ совершения акта правонарушения.

Субъектом в  административном праве выступают  физические и юридические лица. Под  физическим лицом понимается вменяемое  лицо, имеющее гражданство РФ и  достигшее 16 лет.

Субъективная сторона в административном праве- вина, выраженная в форме умысла или неосторожности.

Вина – психическое  отношение правонарушителя к  совершению общественно опасного противоправного  действия либо бездействия. 
 

Виды  административных правонарушений.

Видовая классификация  представлена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отграничение  административного  правонарушения от преступления.

Административное  правонарушение и преступление являются общественно опасными деяниями. Разграничением их выступает степень этих правонарушений.

Общественная  опасность – совокупность конкретных показателей, характеризующих отдельные  элементы состава правонарушения, позволяющие  определить тяжесть совершённого деяния.

Административная  ответственность.

Административная  ответственность наряду с уголовной, гражданской, дисциплинарной ответственностью является видом юридической ответственности, установленным путём издания правовых норм, определяющих основания ответственности, которые применяются к нарушителю, порядок рассмотрения дел о правонарушении и исполнение этих мер.

Административная  ответственность – реализация административно-правовой санкции, применяется уполномоченным органом или должностным лицом  административного наказания к  гражданам или юридическим лицам, совершившим правонарушение. Глава 28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Возбуждение дела об административных правонарушениях» определяет порядок возбуждения дела об административных правонарушениях.

Освобождение от административной ответственности.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях  установлены основания и условия  освобождения от административной ответственности  при малозначительности поступка. Освобождение от административной ответственности проявляется в наступлении другой ответственности. В статье 4.5. кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Давность привлечения к административной ответственности» установлен срок для назначения административного наказания – 2 месяца.

Административное  наказание.

Административное  наказание является одним из методом  административно-принудительных мер. Статья 3.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях  «Цели административного наказания» устанавливает, что административное наказание применяется в целях предупреждения новых правонарушений как самими правонарушителями (частная превенция), так и других лиц (общая превенция). Административное наказание применяется к лицу, совершившему административное преступление. При рецидиве нарушений наказаний происходит влияние на ответственность и появляются новые квалифицирующие признаки административного правонарушения. Статья 4.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию» устанавливает этот срок длительностью в один год, во время этого срока лицо является подвергнутым административному наказанию.

Назначение  административного  наказания.

Глава 4 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях «Назначение административного наказания» посвящена назначению административного наказания. Наказание устанавливается в соответствии с нормативно-правовыми актами, где прописано данное правонарушение. Принципы назначения наказания:

1. Принцип равенства  перед законом.

2. Принцип презумпции  невиновности.

3. Особые условия  применения мер по обеспечению  производства по делам об административных  правонарушениях.

4. Принцип законности.

5. Принцип индивидуализма.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность: раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или  устранение причинённого вреда; совершение акта правонарушения в состоянии  аффекта, либо в силу личных обстоятельств; совершение нарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребёнка.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность: продолжающееся противоправное поведение, несмотря на требования прекратить его; повторное совершение однородного правонарушения в течении одного года; вовлечение несовершеннолетнего в совершение правонарушения; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в случае стихийного бедствия или других бедствий; совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения. 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 6: Административно-процессуальная деятельность.

Процесс –совокупность  последовательных действий, совершаемых  для достижения определённого результата.

Процесс – порядок осуществления какой-либо деятельности.

В рамках административного  процесса реализуется диспозиция и  санкция административно-правовых норм.

Административно-процессуальная деятельность делится на 2 категории:

1. Административно-процедурная  деятельность.

2. Административно-юридическая  деятельность.

Административно-процедурная  деятельность – распорядительные действия распорядительных органов (должностных  лиц).

Административная  юридическая деятельность – судебная деятельность должностных лиц.

Административное производство – нормально урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающих законное и объективное рассмотрение и разрешение административных дел, объединённых общностью предмета. Виды административных производств:

1. Процедурные.

2. Юрисдикционные.

Административный  процесс. 
 
 
Административно-процедурное производство:

- Лицензионно-разрешительное производство.

- Регистрационное производство.

- Производство по принятию правовых актов управления.

 
Административная  юрисдикция:

Дисциплинарное производство.

Административное  производство по жалобам.

Производство  по делам об административном правонарушении.

Информация о работе Курс лекций по "Административному праву"