Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 19:16, курс лекций
Тема 1: Понятие, предмет и метод административного права.
Тема 2: Административно-правовой статус субъектов административного права.
Тема 3: государственная служба в РФ.
Тема 4: Методы и формы государственного управления.
Тема 5: Административные правонарушения и административная ответственность.
Тема 1: Понятие, предмет и метод административного права.
Современное российское административное право.
Административное право – ключевая отрасль права, наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом, оно составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в сферах общественной и государственной жизни. Современное российское административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающую в процессе многообразия управленческих отношений.
Управление, государственное управление.
Управление – внутреннее качество целостной системы, основными элементами этой системы являются: субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), построенные взаимно на началах организации (самоуправления).
Под функцией управления понимается однородные и чётко выраженные виды (направления) в деятельности управленческих субъектов, отвечающих содержанию и служащие интересам достижения управленческого воздействия.
Административно-правовое регулирование выражается в государственном регулировании как ведущей функции управления, тем самым обеспечивая поддержку управленческой системы в заданном режиме.
Общественные отношения, регулируемые административным правом.
Административное
право представляет отрасль правовой
системы РФ, которая призвана регулировать
особую группу общественных отношений.
Главная особенность
а) Между соподчинёнными субъектами.
б) Между несоподчинёнными субъектами.
в) Между исполнительной властью и субъектами, находящимися в их организационном подчинении.
г) Между субъектами исполнительной власти и находящимися в их подчинении государственными объединениями.
д) Между субъектами федеральной власти и субъектами местного самоуправления.
е) Между субъектами исполнительной власти и гражданами.
Управленческие отношения можно классифицировать в зависимости от конкретных целей. Выделяют 2 группы отношений:
1) Внутренние.
2) Внешние.
Таким образом, административное право представляет совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.
Метод административного права.
Административное право осуществляет регулятивную функцию, использует определённую совокупность средств и способов, регулирует воздействие своих норм на управленческие отношения на поведение их участников; это и есть методы правового регулирования общественных отношений. Любая отрасль российского права в качестве правового регулирования использует следующие три юридические возможности:
1) Предписание.
2) Запрет.
3) Дозволение.
Предписание – возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Запрет – предписание иного характера, предполагает возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия.
Дозволение – юридическое разрешение совершать в условиях, предписанных правовой нормой, те или иные действия, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
Функции и принципы административного права.
Регулировать общественные отношения можно различными средствами, содержание административного права заключается в его ведущей регулятивной функции.
Понятие и система субъектов административного права.
Под субъектом
административного права
Административная правоспособность – проявление общей правоспособности, установленная и охраняемая правовыми нормами, возможность данного субъекта вступить в различного рода правовые отношения.
Административная правоспособность – способность приобрести соответствующий комплекс правовых обязанностей и нести ответственность за их реализацию.
Индивидуальный субъект административных правоотношений – граждане (физические лица).
Коллективный субъект административных правоотношений – юридические лица (компании, политические объединения, учреждения, организации, министерства и так далее).
Субъекты административного
права становятся субъектами административно-правовых
отношений.
Место административного права в правовой системе РФ.
Административное право занимает ключевое место наряду с уголовным, гражданским и конституционным правом.
Задача административного права – не покарать как в уголовном праве, а предупредить, что совершать правонарушения нельзя.
В случае многократного
нарушения административного
Тема 2: Административно-правовой статус субъектов административного права.
Административно-правовой статус гражданина.
Гражданин как
субъект административного
Правовой статус гражданина – его права и обязанности. Административно-правовой статус гражданина состоит из четырёх частей:
1. Правовой статус
человека как субъекта
2. Статус гражданина
РФ, вытекающий из факта
3. Социальный элемент.
4. Особый статус.
Обращения граждан в административные органы могут быть трёх видов:
1. Обращение.
2. Заявление.
3. Жалоба.
Право на обращение является неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина РФ. Правовой статус иностранного гражданина в РФ регламентируется законами, правовыми основаниями и международным законодательством. Иностранные граждане пользуются правами и обязанностями наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных международными договорами РФ. Административно-правовой статус иностранных граждан ограничен, ограничены их права и обязанности. Иностранным гражданам и лицам без гражданства на основании статьи 63 Конституции представляют политическое убежище.
Административно-правовой статус органов исполнительной власти.
Органы исполнительной
власти – структурное подразделение
государственно-властного
1. Порядок образования исполнительной власти.
2. Органы государственной исполнительной власти могут образовываться на федеральном уровне.
3. Порядок формирования исполнительных органов относится к ведению субъектов РФ.
4. Органы исполнительной власти можно различать по характеру компетенции:
4.1. Общая компетенция.
4.2. Отраслевая компетенция.
4.3. Межотраслевая компетенция.
4.4. Специальная компетенция.
Существуют следующие организационно-правовые формы исполнительной власти:
1. Правительство.
2. Министерства (федеральные и региональные).
3. Службы (только федеральные).
4. Федеральные агентства.
5. Администрации или мерии (в субъектах РФ).
6. Департаменты, главные управления, комитеты, отделы и так далее.
Основы принятия организации и деятельности исполнительной власти:
1. Самостоятельность органов исполнительной власти.
2. Единство системы органов исполнительной власти.
3. Федерализм.
4. Законность.
5. Экономичность.
6. Сочетание
централизации и
7. Принцип управления.
8. Гласность.
9. Ответственность.
Полномочия Президента в области исполнительной власти.
Президент не является
главой исполнительной власти. Указом
Президента РФ от 30 мая 2000 года «Об утверждении
положений полномочного представителя
Президента РФ в федеральном округе»,
Федеральным законом от 5 августа 2000 года
«О порядке формирования Совета Федерации
Федерального Собрания РФ» закрепляется,
что высшие должностные лица не являются
членами Совета Федерации.
Правительство РФ.
В Федеральном Конституционном Законе № 2 от 17 декабря 1997 года «О правительстве РФ» говорится о порядке создания и формирования Правительства РФ.
Федеральные министерства – второе звено после Правительства РФ в системе исполнительной власти. Федеральные агентства оказывают услуги по управлению государственным имуществом и наделённые правоприменительной функцией. Территориальные органы исполнительной власти – подразделения федеральных органов.
Административно-правовой статус предприятий, учреждения, организаций.
Основы административно-правового статуса предприятий, учреждений, организаций закреплены в Гражданском Кодексе РФ, Федеральном Законе «Об организационно-правовых формах предприятий, учреждений, организаций».
Тема 3: государственная служба в РФ.
Понятие и принципы государственной службы.
В Федеральном Законе от 23 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы в РФ» закреплены понятие и принципы государственной службы. Государственная служба – служебная деятельность граждан по обеспечению полномочий:
1. РФ.
2. Федеральных органов государственной власти.
3. Субъектов федерации.
4. Органов государственной службы федерации.
5. Различных должностных лиц.
Указ Президента РФ от 11.01.1995 № 32 утвердил перечень государственных должностей. Вся государственная служба подразделяется на три вида:
1. Государственная гражданская служба. Регулируется федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О гражданской службе в РФ».
2. Военная служба. Регулируется Федеральным законом от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе».
3. Правоохранительная служба. Федеральный Закон «О правоохранительной службе» находится в стадии разработки.
Основные принципы построения и функционирования государственной службы в РФ:
1. Федерализм.
2. Законность.
3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, равный доступ граждан к государственной службе.
4. Единство правовых и организационных основ государственной службы.
5. Единство государственной и муниципальной службы.
Информация о работе Курс лекций по "Административному праву"