Курс лекций по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 19:16, курс лекций

Описание работы

Тема 1: Понятие, предмет и метод административного права.
Тема 2: Административно-правовой статус субъектов административного права.
Тема 3: государственная служба в РФ.
Тема 4: Методы и формы государственного управления.
Тема 5: Административные правонарушения и административная ответственность.

Работа содержит 1 файл

Административное Право РФ.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

Тема 1: Понятие, предмет  и метод административного  права.

Современное российское административное право.

Административное  право – ключевая отрасль права, наряду с конституционным, гражданским  и уголовным правом, оно составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в сферах общественной и государственной жизни. Современное российское административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающую в процессе многообразия управленческих отношений.

Управление, государственное  управление.

Управление –  внутреннее качество целостной системы, основными элементами этой системы  являются: субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), построенные взаимно на началах организации (самоуправления).

Под функцией управления понимается однородные и чётко выраженные виды (направления) в деятельности управленческих субъектов, отвечающих содержанию и  служащие интересам достижения управленческого  воздействия.

Административно-правовое регулирование выражается в государственном регулировании как ведущей функции управления, тем самым обеспечивая поддержку управленческой системы в заданном режиме.

Общественные  отношения, регулируемые административным правом.

Административное  право представляет отрасль правовой системы РФ, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная особенность общественных отношений состоит в том, что  они возникают, развиваются и  прекращаются в сфере государственного управления, то есть в связи с органами и функциями системы государственно-исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны. Такого рода общественные отношения принято называть управленческими, они составляют предмет науки административного права. Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны, в зависимости от особенностей их участников выделяют следующие наиболее распространённые виды:

а) Между соподчинёнными субъектами.

б) Между несоподчинёнными субъектами.

в) Между исполнительной властью и субъектами, находящимися в их организационном подчинении.

г) Между субъектами исполнительной власти и находящимися в их подчинении государственными объединениями.

д) Между субъектами федеральной власти и субъектами местного самоуправления.

е) Между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Управленческие отношения можно классифицировать в зависимости от конкретных целей. Выделяют 2 группы отношений:

1) Внутренние.

2) Внешние.

Таким образом, административное право представляет совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

Метод административного  права.

Административное  право осуществляет регулятивную функцию, использует определённую совокупность средств и способов, регулирует воздействие своих норм на управленческие отношения на поведение их участников; это и есть методы правового регулирования общественных отношений. Любая отрасль российского права в качестве правового регулирования использует следующие три юридические возможности:

1) Предписание.

2) Запрет.

3) Дозволение.

Предписание –  возложение прямой юридической обязанности  совершать те или иные действия в  условиях, предусмотренных правовой нормой.

Запрет –  предписание иного характера, предполагает возложение прямой юридической обязанности  не совершать те или иные действия.

Дозволение –  юридическое разрешение совершать в условиях, предписанных правовой нормой, те или иные действия, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Функции и принципы административного  права.

Регулировать  общественные отношения можно различными средствами, содержание административного права заключается в его ведущей регулятивной функции.

Понятие и система субъектов  административного  права.

Под субъектом  административного права понимается лицо или организация, которые в  соответствии с законами, могут быть участниками административных правоотношений.

Административная  правоспособность – проявление общей правоспособности, установленная и охраняемая правовыми нормами, возможность данного субъекта вступить в различного рода правовые отношения.

Административная  правоспособность – способность  приобрести соответствующий комплекс правовых обязанностей и нести ответственность за их реализацию.

Индивидуальный  субъект административных правоотношений – граждане (физические лица).

Коллективный  субъект административных правоотношений – юридические лица (компании, политические объединения, учреждения, организации, министерства и так далее).

Субъекты административного  права становятся субъектами административно-правовых отношений. 

Место административного  права в правовой системе РФ.

Административное  право занимает ключевое место наряду с уголовным, гражданским и конституционным правом.

Задача административного  права – не покарать как в уголовном  праве, а предупредить, что совершать  правонарушения нельзя.

В случае многократного  нарушения административного законодательства применяются санкции нескольких статей.

Тема 2: Административно-правовой статус субъектов  административного  права.

Административно-правовой статус гражданина.

Гражданин как  субъект административного права  – это участник административных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделён для реализации своих жизненных потребностей, участвует в управлении делами общества и государства.

Правовой статус гражданина – его права и обязанности. Административно-правовой статус гражданина состоит из четырёх частей:

1. Правовой статус  человека как субъекта административного  права.

2. Статус гражданина  РФ, вытекающий из факта гражданства.

3. Социальный  элемент.

4. Особый статус.

Обращения граждан  в административные органы могут быть трёх видов:

1. Обращение.

2. Заявление.

3. Жалоба.

Право на обращение  является неограниченным и неотчуждаемым  правом гражданина РФ. Правовой статус иностранного гражданина в РФ регламентируется законами, правовыми основаниями и международным законодательством. Иностранные граждане пользуются правами и обязанностями наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных международными договорами РФ. Административно-правовой статус иностранных граждан ограничен, ограничены их права и обязанности. Иностранным гражданам и лицам без гражданства на основании статьи 63 Конституции представляют политическое убежище.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти – структурное подразделение  государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемого специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов, правового исполнения (регулирования) экономических, социально-культурных и административно-правовых сфер жизни общества. Административно-правовой критерий органов исполнительной власти:

1. Порядок образования исполнительной власти.

2. Органы государственной исполнительной власти могут образовываться на федеральном уровне.

3. Порядок формирования исполнительных органов относится к ведению субъектов РФ.

4. Органы исполнительной  власти можно различать по  характеру компетенции:

4.1. Общая компетенция.

4.2. Отраслевая  компетенция.

4.3. Межотраслевая  компетенция.

4.4. Специальная  компетенция.

Существуют следующие  организационно-правовые формы исполнительной власти:

1. Правительство.

2. Министерства (федеральные и региональные).

3. Службы (только  федеральные).

4. Федеральные  агентства.

5. Администрации  или мерии (в субъектах РФ).

6. Департаменты, главные управления, комитеты, отделы и так далее.

Основы принятия организации и деятельности исполнительной власти:

1. Самостоятельность органов исполнительной власти.

2. Единство системы органов исполнительной власти.

3. Федерализм.

4. Законность.

5. Экономичность.

6. Сочетание  централизации и децентрализации.

7. Принцип управления.

8. Гласность.

9. Ответственность. 
 
 
 
 

Полномочия  Президента в области  исполнительной власти.

Президент не является главой исполнительной власти. Указом Президента РФ от 30 мая 2000 года «Об утверждении положений полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе», Федеральным законом от 5 августа 2000 года «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» закрепляется, что высшие должностные лица не являются членами Совета Федерации. 

Правительство РФ.

В Федеральном  Конституционном Законе № 2 от 17 декабря 1997 года «О правительстве РФ» говорится  о порядке создания и формирования Правительства РФ.

Федеральные министерства – второе звено после Правительства РФ в системе исполнительной власти. Федеральные агентства оказывают услуги по управлению государственным имуществом и наделённые правоприменительной функцией. Территориальные органы исполнительной власти – подразделения федеральных органов.

Административно-правовой статус предприятий, учреждения, организаций.

Основы административно-правового статуса предприятий, учреждений, организаций закреплены в Гражданском Кодексе РФ, Федеральном Законе «Об организационно-правовых формах предприятий, учреждений, организаций».

Тема 3: государственная  служба в РФ.

Понятие и принципы государственной  службы.

В Федеральном  Законе от 23 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе  государственной службы в РФ»  закреплены понятие и принципы государственной  службы. Государственная служба – служебная деятельность граждан по обеспечению полномочий:

1. РФ.

2. Федеральных органов государственной власти.

3. Субъектов федерации.

4. Органов государственной службы федерации.

5. Различных должностных лиц.

Указ Президента РФ от 11.01.1995 № 32 утвердил перечень государственных должностей. Вся государственная служба подразделяется на три вида:

1. Государственная гражданская служба. Регулируется федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О гражданской службе в РФ».

2. Военная служба. Регулируется Федеральным законом от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе».

3. Правоохранительная служба. Федеральный Закон «О правоохранительной службе» находится в стадии разработки.

Основные принципы построения и функционирования государственной службы в РФ:

1. Федерализм.

2. Законность.

3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, равный доступ граждан к государственной службе.

4. Единство правовых и организационных основ государственной службы.

5. Единство государственной и муниципальной службы.

Информация о работе Курс лекций по "Административному праву"