Контрольная работа по "Конституционное право Российской Федерации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:53, контрольная работа

Описание работы

Используя текст Конституции РФ, монографическую и учебную литературу, проанализируйте соотношение понятий «народный суверенитет», «государственный суверенитет», «национальный суверенитет». С чем связан фактор неизменяемости главы 1 Конституции РФ?

Работа содержит 6 файлов

административное право.doc

— 208.00 Кб (Открыть, Скачать)

гражданское право.rtf

— 237.41 Кб (Открыть, Скачать)

контрольная по логике.doc

— 83.00 Кб (Открыть, Скачать)

Контрольная.docx

— 50.53 Кб (Скачать)

Согласно ч. 2 ст. 6 Конституции, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан. Принцип равенства обязанностей по общему понятию распространяется на граждан и не граждан. Конституция не освобождает не граждан от некоторых обязанностей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам (защищать Отечество и др.)11

Некоторые конституционные  нормы устанавливают обязанности  специальных субъектов права (например, обязанность должностных лиц  органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить возможность граждан  возможность ознакомиться с документами  и материалами, непосредственно  затрагивающих их права и свободы). Некоторые конституционные нормы  устанавливают обязанности-запреты (например, запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства).

Итак, конституционные обязанности  как равноценная составная часть  правового статуса личности - это  закрепленное конституционными нормами  обязательное поведение человека и  гражданина, когда на стороне государственных  органов, органов местного самоуправления и других физических лиц имеется  право требовать выполнение предписанных Конституцией правил.

Взаимное уважение прав и  свобод человека и гражданина - эта  еще одна важная обязанность граждан. Обладание правами и свободами  не может означать произвола при  их осуществлении или злоупотребления  ими. Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц Конституция Российской Федерации. М., 1993 г. Это важнейшее условие реализации свободы и основополагающий принцип правопорядка. Идея правового государства о взаимной свободе и ответственности непосредственно связаны с утверждением в обществе и государстве взаимного уважение прав и свобод человека и гражданина.

Уважение к чужим правам требует развитого правосознания  и сдерживающих нравственных начал  в человеке, особенно, когда права  другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных  желаний, даже законных. Эгоистическая  реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого - закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.12

Конституционно закреплена обязанность, каждого платить законно  установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Эту обязанность  охраняют множество законов и  нормативных актов. С помощью  налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах  всего общества. Именно по этой причине  вышеназванную обязанность, закрепленную в Конституции РФ можно считать  элементарной.

Закрепляется обязанность  каждого сохранять природу и  окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции), ведь от того, насколько добросовестно  мы будет сохранять природу, зависит  вся наша жизнь. Уничтожение природных  богатств ведет к уничтожению  жизни вообще.

Сохранение окружающей среды  осознано мировым сообществом как  первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого  человека планеты. Конституции РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58 Конституции РФ).

Конституционная обязанность  конкретизирована в ряде законодательных  актов. Так, в Законе об охране окружающей природной среды от 10 января 2002 г. закреплена обязанность граждан, соблюдать требования природоохранного законодательства и установленные нормативы качества окружающей среды. Так же Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность детей достигших совершеннолетия заботы о родителях, в случае их нетрудоспособности, а так же обязанности родителей заботиться о своих детях и их воспитании (ч. 2 и ч. 3 ст. 38 Конституции РФ). Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний, государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности, материальное обеспечение. Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану соответствующих им прав.

Так же хотелось бы сказать  и о такой обязанности как  получение основного общего образования. Конституция возлагает на каждого  гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей  или лиц, их заменяющих, - обязанность  обеспечить получение детьми этого  образования (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность и в зрелом возрасте, тем более, что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Установление обязанности  родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение  обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному  напоминанию людям о необходимости  получить их детьми основное общее  образование, без чего их жизненная  адаптация окажется затрудненной.

Итак, из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что Обязанности - это мера необходимого общественного поведения человека, призванная вместе с правами и  свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования. В Конституции закреплено, что  все граждане Российской Федерации, находящиеся ее территории обладают всеми правами и свободами  и несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией.

К обязанностям гражданина РФ относятся: соблюдение Конституции  и законов (основная обязанность), уважение прав и свобод других лиц, забота о  детях и нетрудоспособных родителях, получение основного общего образования, забота о памятниках истории и  культуры, уплата налогов и сборов, сохранение природы и окружающей среды, защита отечества и т.д.13

Применительно к несению  и выполнению конституционных (основных) обязанностей важно помнить о  принципе равенства. В ч. 2 ст. 6 Конституции РФ говорится о том, что каждый гражданин РФ исполняет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Нужно обратить внимание, что говорится о равенстве обязанностей именно граждан РФ. У граждан РФ и иностранцев, а так же лиц без гражданства обязанности по объёму не совпадают. Тем не менее, это не означает дискриминации лиц, не имеющих российского гражданства. Применительно к ним действуют положения ч. 1 ст. 19 («Все равны перед законом и судом») и ч. 3 ст. 62 Конституции РФ («Иностранные граждане и лица без гражданства несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ»).

Но у данной нормы не совсем удачная формулировка. Во-первых, остаётся открытым вопрос о том, на кого она распространяется. Буквальное толкование (а оно должно иметь  приоритет) термина «граждане» означает, что она распространяется на лиц, имеющих гражданство какого-либо государства. Совершенно неясно, почему из адресатов нормы исключены  лица без гражданства. В соответствии же с традиционным подходом, под  «гражданами» понимаются исключительно  граждане РФ. Такой подход тоже не идеален, в связи с тем, что в Конституции  РФ, наряду с понятием «граждане» используется и понятие «граждане РФ» (например, ч. 1 ст. 32 Конституции РФ). К тому же он тоже совершенно необоснованно снимает  с иностранцев, находящихся на территории РФ, обязанность соблюдать Конституцию  РФ и действующие на её территории законы. Т.е. в данном случае требуется  расширительное толкование.

В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Исходя из этого, предполагается не только отсутствие посягательств на памятники истории и культуры со стороны живущих в России людей, но и их активные действия по сохранению памятников истории и культуры (например, участие в реставрации памятников истории и культуры, пожертвования на соответствующие работы и т.д.). Эта конституционная обязанность также вытекает не только из правовых, но и моральных и религиозных норм. Исполнение этой обязанности не связывается с наличием или отсутствием российского гражданства у кого-либо из родителей или детей.

Статья 57 Конституции РФ закрепляет обязанность каждого  платить законно установленные  налоги и сборы. В условиях капиталистического государства (в отличие от социалистического) возрастает значение чёткого и своевременного выполнения всеми лицами, проживающими в России, этой обязанности.

В статье 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Конституция  Российской Федерации закрепляет возможность  замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию  противоречит несение военной службы (ч. 3 ст. 59).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Омега - Л, 2006 г.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2007 г.
  3. Лесной кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2007 г.
  4. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания(с изменениями от 29 марта, 29 мая, 11 декабря 2002 г., 12 февраля, 26 марта 2003 г., 26 мая, 24 декабря 2004 г., 9 февраля 2005 г., 24 марта, 6 октября 2006 г., 2 марта, 6 июля, 16 ноября 2007 г., 30 января, 20 февраля, 16 апреля, 18 июня, 19 сентября, 12 ноября, 29 декабря 2008 г., 29 апреля. 7 июля, 7 октября, 25 ноября, 16, 25 декабря 2009 г., 15 декабря 2010 г.)
  5. Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ
  6. Закон РФ «О животном мире» от 24.04. 1995 г. №52-ФЗ
  7. Закон РФ «О воинской обязанности и воинской службе» от 28.03.1998 г. №53-ФЗ

 

Литература

  1. Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.: НОРМА - ИНФРА М. 2002 г.
  2. Государственная власть. Федерализм. Местное самоуправление. Защита прав и свобод граждан: Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации / Отв. ред. Б.С. Эбзеев. - М., 2002.
  3. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. - М., 1998.
  4. История политических и правовых учений: XVII - XVIII вв. Отв. ред.В.С. Нерсесянц. - М.: Наука, 1999.
  5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: Юрист, 1998 г.
  6. Комментарий к Конституции РФ. М.: Бек. 2000 г.
  7. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий. Рук. авт. кол. и отв. ред. В.А. Четвернин. - М, 1997.
  8. Кузьмин Э.Л. О государственном суверенитете в современном мире // Журнал российского права. — 2006. — № 3.
  9. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 г.
  10. Марченко М.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. - 2003. - № 1.
  11. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1999 г.
  12. Постатейный комментарий к Конституции РФ. Под ред. В.Д. Карповича. М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002 г.
  13. Проблемы теории государства и права. Под редакцией М.Н. Марченко. - М.: «ПРОСПЕКТ», 1999 г.
  14. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2005 г.
  15. Югов А.А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации. Екатеринбург, 2004.

 

1 ст. 95 Конституции РФ

2 ст. 97 Конституции РФ

3 Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2005.

4 Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002. - с. 74.

5 Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993г.

6 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: Юрист, 1998, с. 244.

курсовая по ТГиП.doc

— 159.50 Кб (Открыть, Скачать)

Титульный лист.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право Российской Федерации"