Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:53, контрольная работа
Используя текст Конституции РФ, монографическую и учебную литературу, проанализируйте соотношение понятий «народный суверенитет», «государственный суверенитет», «национальный суверенитет». С чем связан фактор неизменяемости главы 1 Конституции РФ?
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие функций государства и их классификация ……………………...…....4
2. Основные внутренние и внешние функции государства…………………...…..6
3. Понятие механизма (аппарата) государства…………………………………….9
4. Орган государства: понятия, признаки, виды………………………………….13
5. Принципы организации и деятельности государственного аппарата………..17
Заключение……………………………………………………
Практическое задание……………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Данная курсовая работа посвящена такой теме Теории государства и права, как “Функции государства”. Эта тема актуальна для современного общества, так как при переходе к рыночной экономике и кардинальном реформировании социально-экономических отношений нашего общества важную роль играет изучение таких понятий в формирующемся правовом государстве. Особенно актуальна эта проблема для нашего общества в условиях бурного обновления законодательства, в период кризиса жизненных ценностей, которые переживает современное общество.
Цель данной работы попытаться осветить основные формы и методы осуществления функций государства.
В процессе работы была использована научная и периодическая литература. Думаю, что знание таких понятий, как функции государства, является сегодня совершенно необходимым условием формирования нашего мировоззрения и юридического профессионализма.
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.
Вопросы о государстве и его функциях в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных и в государствоведении. Это объясняется тремя основными причинами:
- Вопросы сущности государства и его места в политической системе прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий
- Только государство из всех социальных институтов способно оказывать решающее воздействие на характер и сущность политической системы
- Государство само по себе является сложным и неоднородным социально-политическим явлением.
Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественноисторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов политической системы общества. Поэтому функции государства и рассматриваются в настоящей работе, в том числе - в свете известных теории государства и права различных концепций возникновения государства и присущих ему функций.
Сказанное обуславливает актуальность рассматриваемой проблемы в рамках исследования по теории государства и права.
Итак, в данной курсовой работе ставится цель рассмотреть теоретические основы вопроса о функциях и роли государства.
Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику самого понятий "государство" и определить его содержание. Показать особенности функционирования государственного механизма.
- Дать представление об основных внутриполитических и внешнеполитических функциях современного государства.
Курсовая работа состоит из теоретической части и практического задания. Теоретическая часть включает в себя следующие разделы: понятие функций государства и их классификация, основные внутренние и внешние функции государства, понятие механизма (аппарата) государства, орган государства: понятия, признаки, виды, принцип организации и деятельности государственного аппарата. Так же в работе. Так же работы включает в себя обязательные элементы, такие как, содержание, введение, заключение и список используемой литературы.
В ходе работы использовалась такая литература, как:
1. Понятие функций государства и их классификация
Социальную и политическую природу государства обнаруживают его функции, ибо любой феномен наиболее ярко проявляется тогда, когда действует. Функции государства - это основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенных обменными отношениями людей решать общие дела. Содержание этих дел обуславливается исторически определенным характером общества.
Другими словами, функции государства - это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.
Таким образом, функции государства непосредственно выражают, предметно конкретизируют его сущность, национальные и частные интересы членов общества. Функции государства объективны. Они не зависят ни от сознания и воли объединившихся в сообщество людей, ни от тех, кто этим сообществом управляет. Главной - генеральной - функцией государства является реализация "общих дел". Реализация этой функции обеспечивает объективные предпосылки человеческого существования, как то: природные условия, обеспечение жизнедеятельности, здоровья граждан, социально-культурные условия, экономические и политические условия.
Необходимо упомянуть о том, что практически все, известные ныне теории происхождения и функций государства в основе своей имеют две основные концепции, принимающие во внимание ту или иную сторону государственной деятельности. Это, во-первых, - концепция государства как воплощения идеи "всеобщего блага ".
Второй является концепция государства как аппарата для осуществления насилия одной части общества над другой. Рассмотрим наиболее значимые из этих теорий. Первую из выше названных концепций развивают, прежде всего, естественно-правовая и органическая теории.
Так, авторы естественно-правовой теории происхождения государства (Г. Гоббс, П. Гольбах, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо) считали, что государству предшествует естественное состояние человека, а само оно - результат юридического акта, своеобразного "общественного договора", положившего- конец "войне всех против всех". Государство в их трактовке является порождением воли народа, изобретением человеческого разума. Органическая теория возникновения государства (Платон, Аристотель) исходит из того, что общество и государство - единое целое, социальный организм, действующий по аналогии с человеческим. Поэтому изолированное существование человека вне государства невозможно. По мнению одного из последователей этой теории Г.Спенсера, государство появляется одновременно со своими составными частями - людьми и будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. Государственная власть в данном случае трактуется как господство целого над своими составными частями, ее цель - обеспечение благополучия всего народа.
Воплощением второй концепции - идеи насилия - является, прежде всего, теория марксизма. Кроме того, определенное развитие позиции марксизма получили в более поздней теории, связывающей возникновение частной собственности, классов и государства с проявлением внутреннего и внешнего насилия одной части общества над другой. Эта концепция и получила непосредственно название теории насилия. Ее создатели (Е.Дюринг, Л.Гумплович, К.Каутский) утверждали, что государство, возникшее в результате непосредственного политического действия, останется аппаратом угнетения до тех пор, пока не сотрутся юридические различия между победителями и побежденными.
На наш взгляд, однако, нельзя абсолютизировать ни первую, ни вторую стороны ориентации государственной деятельности, поскольку ей присуще как одно, так и другое. Дело заключается только в том, в каком соотношении между собой находятся потребности государства прибегать к насилию или заботиться о процветании всего общества.
Классификация функций государства может быть осуществлена по нескольким критериям. Наиболее распространенными являются:
- особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности
- обусловленная общественными отношениями специфика содержания каждой функции, то есть более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности.
В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат - они подразделяются на внутренние и внешние. Среди внутренних и внешних выделятся также основные и не основные. К основным относят функции являющиеся наиболее важными направлениями деятельности государства но осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.
К не основным функциям государства относятся направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни. Причем исследователи подчеркивают, что термин "не основные функции" является по большей мере условным и его употребление правомерно лишь потому, что позволяет лучше рассмотреть более широкие по объему функции'.
Осуществление функций государства находится в тесной связи с особенностями организации и функционирования государственного аппарата.
2. Основные внутренние и внешние функции государства.
Среди внутренних функций можно выделить блок охранительных функций - охраны существующих форм собственности, обеспечение (охрана) правопорядка, охраны природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие функции.
Охрана существующих форм собственности - функцию, присущая всем государствам ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент. Причем в обществах, где основной экономический потенциал сосредоточивался в руках того или иного класса (в эксплуататорских обществах), государственная деятельность нацеливалась на охрану рабовладельческой, феодальной, капиталистической частной собственности, за посягательство на которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательство на другие её виды.
В демократических обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности.
Охрана правопорядка - важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны прав и свобод граждан и правопорядка.
Функция охраны природы, окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью.
Поэтому государство вынуждено активно заниматься этой деятельностью.
Объективным фактором вызывающим необходимость в экологической функции, является развитие научно-технической революции и её последствий для человека. Создавая огромные блага для людей, научно-техническая революция одновременно с тем неизбежно связана с многократно возросшим вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах; ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышенной радиации, создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека.
В этих условиях проблема экологии вышла на первый план не только в пределах отдельной страны, но и в глобальном, международном масштабе, превратилась в проблему спасения земли и сохранения человечества.
Основное содержание экологической функции составляет государственное управление и координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности, оздоровления и улучшения качества окружающей среды.
С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.
Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция.
В наиболее близкий к нам исторический период особенно наглядно это стало проявляться в форме регулирования буржуазным государством рыночных отношений в США, Англии, Германии и в других странах. Необходимость подобного рода регулирования возникла в результате проявления жесточайших кризисов капиталистической экономики 1929-1932 гг. И была обоснована западными экономистами. В частности Дж. М. Кейнс пришел к выводу о том, что саморегулируемая экономика и рынок - иллюзии и что только государство может избежать хаоса, экономических кризисов, а, следовательно, и социальных катаклизмов.
Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право Российской Федерации"