Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:53, контрольная работа
Используя текст Конституции РФ, монографическую и учебную литературу, проанализируйте соотношение понятий «народный суверенитет», «государственный суверенитет», «национальный суверенитет». С чем связан фактор неизменяемости главы 1 Конституции РФ?
Правовая категория "суверенитет" многомерна и состоит из трех аспектов: "государственный суверенитет", "народный суверенитет" и "национальный суверенитет".
Государственный суверенитет - это верховное, неотчуждаемое право государства самостоятельно решать свои вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая законность и общепризнанные принципы и нормы международного права.
Народный суверенитет - верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего независимым носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе.
Под национальным суверенитетом
понимается верховное право нации
на самоопределение, т.е. право определять
свою судьбу, самостоятельно избирать
ту или иную форму национально-
Народный суверенитет как основополагающий принцип конституционализма закрепляется в большинстве демократических государств и рассматривается как принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.
Закрепление в основах конституционного строя многих государств, включая Российскую Федерацию, суверенитета народа говорит о построении системы государства и права на основе доктрины естественных и неотчуждаемых прав человека. Именно народ делегировал часть своей естественной свободы в пользу государственной власти и наделил государство полномочием требовать от каждого индивида подчинения действиям и решениям органов государственной власти в пределах, установленных в конституции. Оставшаяся часть свободы граждан состоит не только из прав и свобод, закрепленных в конституции, но и из иных неотчуждаемых прав. Поэтому нередко в научной литературе можно встретить утверждение о вторичности государственного суверенитета по отношению к народному суверенитету в подлинно демократическом, правовом государстве.
В Конституции РФ данный принцип закрепляется в ст.3: "1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ".
Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта - народ. Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в РФ. "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - отмечается в ст.3, п.4 Конституции, - захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону".
Действующая Конституция РФ устанавливает две главные формы осуществления народом власти, в зависимости от формы волеизъявления: непосредственную демократию (референдум, свободные выборы), и представительную - через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Предусмотренная Конституцией реализация суверенитета народа через органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляется как прямо, так и косвенно. Она носит многоплановый характер и гарантируется закрепленными в Конституции правами граждан, а также соответствующими полномочиями выборных органов государства.
Однако содержание народного
суверенитета не предполагает непосредственного
решения народом всех общественных
и государственных вопросов, постоянного
управления делами государства со стороны
всей социальной общности. Поэтому
причастность каждого гражданина как
субъекта народного суверенитета к
управлению делами государства может
быть ощутима лишь при проведении
референдумов, выборов и использовании
иных механизмов непосредственной демократии.
Управление же общественными и
Глава 1 Конституции РФ закрепляет
исходные принципы конституционного регулирования
основополагающих сфер жизни и деятельности
современной России: определяет сущность
Российского государства, правовое
положение личности, принципы экономических
отношений, пользования землей и
другими народными ресурсами, основы
политической системы общества, взаимоотношений
государства и религиозных
Характерная особенность
основ конституционного строя состоит
в том, что они составляют первичную
нормативную базу для остальных
положений Конституции, всей системы
действующего законодательства и иных
нормативно - правовых актов Российской
Федерации. Это означает, что другие
главы Конституции содержат нормы,
которые направлены на дальнейшее развитие,
конкретизацию основ
В то же время ни одна действующая норма права, независимо от того, где она закреплена - в Конституции, законах Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации или постановлениях Правительства, не может противоречить основам конституционного строя. В случаях несоответствия каких-либо норм основам такие нормы признаются неконституционными и утрачивают силу. Равным образом не могут противоречить основам конституционного строя действия и решения должностных лиц, государственных органов, граждан и их объединений.
В тех случаях, когда в действующих законах и иных нормативно - правовых актах отсутствуют необходимые нормы или они противоречат Конституции, гражданин вправе реализовывать свои права, руководствуясь нормами Конституции, и в первую очередь положениями, устанавливающими основы конституционного строя, ибо принцип прямого действия Конституции непосредственно закреплен ст. 15.
Основы конституционного строя России состоят из трех групп норм:
1. Регламентирующих деятельность государства и его органов;
2. Определяющих правовое положение личности в Российской Федерации;
3. Закрепляющих юридическую силу Конституции и порядок ее изменения.
Основы конституционного строя закрепляют форму Российской Федерации как государства, устанавливают источник государственной власти и способы осуществления народовластия, определяют пространственные пределы действия суверенитета Российской Федерации. Формулируются также принципы федеративного устройства России, закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации. Особо выделяется ст. 7, согласно которой социальная политика государства возводится в ранг конституционной основы, гарантирующей обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого россиянина независимо от его рода занятий и деятельности.
Государство утрачивает свое безраздельное господство в политической системе общества. Основы конституционного строя закрепляют в Российской Федерации идеологическое и политическое многообразие, в том числе многопартийность. Каждой партии предоставляется возможность беспрепятственно действовать, разрабатывать собственную идеологию, завоевывать симпатии и поддержку у населения, рекрутировать членов в свои ряды.
В Конституции закрепляются верховенство Конституции в системе нормативно - правовых актов и особый порядок внесения изменений и дополнений в положения главы “Основы конституционного строя”.
Таким образом, можно сделать вывод:
1. Положения гл.1 Конституции
РФ составляют основы
2. Используя текст Конституции РФ, регламенты палат Федерального собрания, сравните правовой статус Государственной Думы и Совета Федерации.
Государственная дума — нижняя палата Федерального собрания Российской Федерации (ст. 95 действующей Конституции России).
Правовой статус Государственной думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации.
Государственная дума состоит из 450 депутатов1. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации)2. Депутатом Государственной думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).
С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). С 2005 года проходной барьер повышен до 7 %. Новые правила были установлены специально для того, чтобы отсечь явно непроходные партии и нежелательных кандидатов в Госдуму. Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам).
Первая Государственная дума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на два года (согласно переходным положениям принимаемой Конституции).
Срок полномочий остальных созывов Государственной думы — четыре года. Из-за внесения поправок в Конституцию 2008 года следующие созывы депутатов будут избираться сроком на пять лет.
Выборы в Государственную думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003 и 2007.
Работу Думы возглавляет Председатель Думы и его заместители, при этом каждая фракция или депутатская группа может выдвинуть заместителя председателя Государственной думы. Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов и комиссий Госдумы.
Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:
Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
Под принятым федеральным
законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции
РФ понимаются: законы, принятые Государственной
думой и одобренные Советом Федерации
в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105
Конституции РФ; законы, повторно принятые
Государственной думой в
В том же порядке должен
приниматься, подписываться и обнародоваться
и акт законодательного органа, посредством
которого осуществляется официальное,
имеющее силу закона разъяснение
федерального закона. Если же разъяснение
предпринято в форме
Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право Российской Федерации"