Контрольная работа по "Конституционное право Российской Федерации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:53, контрольная работа

Описание работы

Используя текст Конституции РФ, монографическую и учебную литературу, проанализируйте соотношение понятий «народный суверенитет», «государственный суверенитет», «национальный суверенитет». С чем связан фактор неизменяемости главы 1 Конституции РФ?

Работа содержит 6 файлов

административное право.doc

— 208.00 Кб (Открыть, Скачать)

гражданское право.rtf

— 237.41 Кб (Открыть, Скачать)

контрольная по логике.doc

— 83.00 Кб (Открыть, Скачать)

Контрольная.docx

— 50.53 Кб (Скачать)
  1. Используя текст Конституции РФ, монографическую и учебную литературу, проанализируйте соотношение понятий «народный суверенитет», «государственный суверенитет», «национальный суверенитет». С чем связан фактор неизменяемости главы 1 Конституции РФ?

 

         Правовая категория "суверенитет" многомерна и состоит из трех          аспектов: "государственный суверенитет", "народный суверенитет" и "национальный суверенитет".

Государственный суверенитет - это верховное, неотчуждаемое право  государства самостоятельно решать свои вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая законность и общепризнанные принципы и нормы международного права.

Народный суверенитет - верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего независимым носителем  и выразителем верховной власти в государстве и обществе.

Под национальным суверенитетом  понимается верховное право нации  на самоопределение, т.е. право определять свою судьбу, самостоятельно избирать ту или иную форму национально-государственного устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-культурного, национального и иного характера  с учетом объективных исторических условий, прав и интересов совместно  проживающих наций и народностей, а также мнения других субъектов  Федерации.

Народный суверенитет  как основополагающий принцип конституционализма закрепляется в большинстве демократических  государств и рассматривается как  принадлежность всей власти народу, а  также свободное осуществление  народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными  интересами.

Закрепление в основах  конституционного строя многих государств, включая Российскую Федерацию, суверенитета народа говорит о построении системы государства и права на основе доктрины естественных и неотчуждаемых прав человека. Именно народ делегировал часть своей естественной свободы в пользу государственной власти и наделил государство полномочием требовать от каждого индивида подчинения действиям и решениям органов государственной власти в пределах, установленных в конституции. Оставшаяся часть свободы граждан состоит не только из прав и свобод, закрепленных в конституции, но и из иных неотчуждаемых прав. Поэтому нередко в научной литературе можно встретить утверждение о вторичности государственного суверенитета по отношению к народному суверенитету в подлинно демократическом, правовом государстве.

В Конституции РФ данный принцип закрепляется в ст.3: "1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации  является ее многонациональный народ".

Народный суверенитет  означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно  в своих собственных интересах. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет  неделим, имеет и может иметь  только одного субъекта - народ. Конституция  РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его  полновластие. Это означает, что  российский народ ни с кем не делит  власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в  РФ. "Никто не может присваивать  власть в Российской Федерации, - отмечается в ст.3, п.4 Конституции, - захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону".

Действующая Конституция  РФ устанавливает две главные  формы осуществления народом  власти, в зависимости от формы  волеизъявления: непосредственную демократию (референдум, свободные выборы), и  представительную - через органы государственной  власти и органы местного самоуправления.

Предусмотренная Конституцией реализация суверенитета народа через  органы государственной власти и  органы местного самоуправления осуществляется как прямо, так и косвенно. Она  носит многоплановый характер и  гарантируется закрепленными в  Конституции правами граждан, а  также соответствующими полномочиями выборных органов государства.

Однако содержание народного  суверенитета не предполагает непосредственного  решения народом всех общественных и государственных вопросов, постоянного  управления делами государства со стороны  всей социальной общности. Поэтому  причастность каждого гражданина как  субъекта народного суверенитета к  управлению делами государства может  быть ощутима лишь при проведении референдумов, выборов и использовании  иных механизмов непосредственной демократии. Управление же общественными и государственными процессами, осуществляемое через представительную власть не исключает возможности  искажения представительными учреждениями суверенной воли народа. Кроме того, определенные интересы граждан могут  не получить своего представительства  в деятельности законодательных  органов власти, а представленные интересы - не всегда находят отражение  в принимаемых законах. Выходом  является сочетание двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих форм осуществления  власти: непосредственной и представительной демократии с учетом возможностей и  пределов их использования. Такой подход позволяет на практике соединять  преимущества непосредственного и  представительного правления и  способствует наиболее полной реализации идеи народного суверенитета.

Глава 1 Конституции РФ закрепляет исходные принципы конституционного регулирования  основополагающих сфер жизни и деятельности современной России: определяет сущность Российского государства, правовое положение личности, принципы экономических  отношений, пользования землей и  другими народными ресурсами, основы политической системы общества, взаимоотношений  государства и религиозных объединений.

Характерная особенность  основ конституционного строя состоит  в том, что они составляют первичную  нормативную базу для остальных  положений Конституции, всей системы  действующего законодательства и иных нормативно - правовых актов Российской Федерации. Это означает, что другие главы Конституции содержат нормы, которые направлены на дальнейшее развитие, конкретизацию основ конституционного строя. В них, в частности, устанавливается  компетенция органов государственной  власти Российской Федерации, порядок  принятия ими властных общих нормативно - правовых и индивидуальных решений, формулируются права и обязанности  граждан, иных субъектов права, закрепляются юридические и иные гарантии реализации основ конституционного строя.

В то же время ни одна действующая  норма права, независимо от того, где  она закреплена - в Конституции, законах  Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации или постановлениях Правительства, не может противоречить  основам конституционного строя. В  случаях несоответствия каких-либо норм основам такие нормы признаются неконституционными и утрачивают силу. Равным образом не могут противоречить  основам конституционного строя  действия и решения должностных  лиц, государственных органов, граждан  и их объединений.

В тех случаях, когда в  действующих законах и иных нормативно - правовых актах отсутствуют необходимые  нормы или они противоречат Конституции, гражданин вправе реализовывать  свои права, руководствуясь нормами  Конституции, и в первую очередь  положениями, устанавливающими основы конституционного строя, ибо принцип  прямого действия Конституции непосредственно  закреплен ст. 15.

Основы конституционного строя России состоят из трех групп  норм:

1. Регламентирующих деятельность государства и его органов;

2. Определяющих правовое положение личности в Российской Федерации;

3. Закрепляющих юридическую силу Конституции и порядок ее изменения.

Основы конституционного строя закрепляют форму Российской Федерации как государства, устанавливают  источник государственной власти и способы осуществления народовластия, определяют пространственные пределы действия суверенитета Российской Федерации. Формулируются также принципы федеративного устройства России, закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации. Особо выделяется ст. 7, согласно которой социальная политика государства возводится в ранг конституционной основы, гарантирующей обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого россиянина независимо от его рода занятий и деятельности.

Государство утрачивает свое безраздельное господство в политической системе общества. Основы конституционного строя закрепляют в Российской Федерации  идеологическое и политическое многообразие, в том числе многопартийность. Каждой партии предоставляется возможность  беспрепятственно действовать, разрабатывать  собственную идеологию, завоевывать  симпатии и поддержку у населения, рекрутировать членов в свои ряды.

В Конституции закрепляются верховенство Конституции в системе  нормативно - правовых актов и особый порядок внесения изменений и  дополнений в положения главы  “Основы конституционного строя”.

Таким образом, можно сделать  вывод:

1. Положения гл.1 Конституции  РФ составляют основы конституционного  строя РФ и не могут быть  изменены иначе, как в порядке,  установленном Конституцией РФ.

  1. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ

 

 

 

 

 

2. Используя текст Конституции РФ, регламенты палат Федерального собрания, сравните правовой статус Государственной Думы и Совета Федерации.

Государственная дума — нижняя палата Федерального собрания Российской Федерации (ст. 95 действующей Конституции России).

Правовой статус Государственной  думы определён в пятой главе  Конституции Российской Федерации.

Государственная дума состоит  из 450 депутатов1. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации)2. Депутатом Государственной думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

С 2007 года депутаты Государственной  думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). С 2005 года проходной барьер повышен до 7 %. Новые правила были установлены  специально для того, чтобы отсечь явно непроходные партии и нежелательных кандидатов в Госдуму. Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам).

Первая Государственная  дума избиралась вместе с Советом  Федерации в день всенародного голосования  по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на два года (согласно переходным положениям принимаемой Конституции).

Срок полномочий остальных  созывов Государственной думы —  четыре года. Из-за внесения поправок в  Конституцию 2008 года следующие созывы депутатов будут избираться сроком на пять лет.

Выборы в Государственную  думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003 и 2007.

Работу Думы возглавляет  Председатель Думы и его заместители, при этом каждая фракция или депутатская  группа может выдвинуть заместителя  председателя Государственной думы. Работа депутатов осуществляется в  рамках комитетов и комиссий Госдумы.

Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

  • дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  • заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России;
  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает  федеральные законы большинством голосов  от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Под принятым федеральным  законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции  РФ понимаются: законы, принятые Государственной  думой и одобренные Советом Федерации  в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется Президентом РФ.

В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством  которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение  федерального закона. Если же разъяснение  предпринято в форме постановления  Государственной думы, то есть без соблюдения требований ст. 105, 106, 107 Конституции РФ, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального собрания — законодательного органа РФ. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной думе соответствующего права.

курсовая по ТГиП.doc

— 159.50 Кб (Открыть, Скачать)

Титульный лист.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право Российской Федерации"