Контрольная работа по "Конституционное право Российской Федерации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:53, контрольная работа

Описание работы

Используя текст Конституции РФ, монографическую и учебную литературу, проанализируйте соотношение понятий «народный суверенитет», «государственный суверенитет», «национальный суверенитет». С чем связан фактор неизменяемости главы 1 Конституции РФ?

Работа содержит 6 файлов

административное право.doc

— 208.00 Кб (Открыть, Скачать)

гражданское право.rtf

— 237.41 Кб (Открыть, Скачать)

контрольная по логике.doc

— 83.00 Кб (Открыть, Скачать)

Контрольная.docx

— 50.53 Кб (Скачать)

 

Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания (парламента России), включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта РФ — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Согласно статье 102 Конституции  Российской Федерации к ведению  Совета Федерации относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);
  • назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации);
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

По вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации принимает  постановления, которые принимаются  большинством голосов от общего числа  членов Совета Федерации, если иной порядок  принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению  к Государственной Думе подчинённую  роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой  поступают на рассмотрение Совета Федерации.

Как весь Совет Федерации  в целом, так и его отдельные  члены обладают правом законодательной  инициативы, однако законы о поправках  в конституцию могут быть внесены  либо Советом Федерации как коллегиальным  органом, либо группой численностью не менее одной пятой от конституционного состава палаты.

При рассмотрении принятых Государственной Думой законов, Совет Федерации не имеет право  внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон в  целом. Федеральный закон считается  одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом  Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон  подлежит повторному рассмотрению Государственной  Думой. В случае несогласия Государственной  Думы с решением Совета Федерации  федеральный закон считается  принятым, если при повторном голосовании  за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов  Государственной Думы. Для принятия федеральных конституционных законов  необходимо одобрение трёх четвертей  голосов Совета Федерации, в случае отклонения Советом Федерации проекта  федерального конституционного закона, вето не может быть преодолено Государственной  Думой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Каким образом в Конституции РФ закреплены обязанности граждан Российской Федерации?

В основном нормы, закрепляющие обязанности человека и гражданина закреплены в главе второй Конституции  РФ «Права и свободы человека и  гражданина». По критерию наличия российского  гражданства у субъекта несения  соответствующих обязанностей выделяются обязанности человека и обязанности  гражданина РФ. Как пишет, Б.С. Эбзеев, «обязанности человека имеют естественное происхождение, они вытекают не из факта гражданства, а из естественного сочленства индивида в обществе, в котором только и возможно его становление как личности, и в этом смысле являются атрибутивными свойствами человеческой личности»3. С точки зрения этой классификации мы должны к конституционным обязанностям человека в России отнести:

- уважение прав и свобод  других лиц; 

- заботу о детях и  нетрудоспособных родителях; 

- заботу о памятниках  истории и культуры;

- уплату налогов и сборов;

- сохранение природы и  окружающей среды. 

В отличие от обязанностей человека обязанности гражданина вытекают из сочленства индивида в государстве, они являются отражением государственно-правового качества личности. Ряд обязанностей, возложенных Конституцией РФ на гражданина, предполагает, что в процессе их осуществления он выступает от имени государства, а само такое осуществление носит характер государственной деятельности. С формально-юридической точки зрения к конституционным обязанностям гражданина РФ мы можем отнести:

- соблюдение Конституции  России и законов; 

- защиту Отечества. 

В других случаях обязанности, развивающие права и свободы, специально закрепляются в нормах Конституции  совместно с этими правами  и свободами. Так например, в ч. 2 ст. 38 Конституции сказано: «Забота о детях, их воспитание - «равное право и обязанность родителей», а в ч. 3 ст.38 говорится: «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях» Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

Наряду с этим некоторые  статьи Конституции специально посвящены  только обязанностям граждан. Это следующие  конституционные обязанности:

- платить законно установленные  налоги и сборы; 

- защищать Отечество;

- сохранять природу и  окружающую среду. 

«Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами  и несет равные обязанности, предусмотренные  Конституцией Российской Федерации» Конституция  РФ. ст. 6, ч.2 - данное положение определяет устойчивую правовую связь человека с государством, определенную международным Пактом «О гражданских и политических правах»: «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия….»

В соответствии со ст. 6 ч. 2 Конституции  РФ гражданин, а не какое-либо иное лицо обладает на территории Российской Федерации  всей полнотой прав и свобод, а так  же равно несет и определенные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Иначе говоря, все основные права граждан России отличаются от других прав и обязанностей основанием возникновения - принадлежностью к  гражданству Российской Федерации.

Обязанности различны по своей  природе. Одни из них вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, другие - не связаны с таким статусом и возлагаются на каждого.

В правовом государстве обязанности  представляют собой комплекс морально-правовых требований, предъявляемых к личности и вытекающих из объективных потребностей развития и совершенствования общества, самой личности4. В литературе традиционно большое внимание уделяется правам и свободам человека и гражданина. Однако предоставление всем одних только прав без каких-либо обязанностей означало бы упразднение всякой свободы и демократии, так как свобода одного неизбежно выступает как мера ограничения свободы других, как следствие их обязанностей. Вот почему необходимо, не забывая о правах и свободах, глубоко раскрыть вторую сторону неразрывного диалектического единства: обязанности, ответственность, общественный долг, дисциплина и организованность граждан, - ибо те широкие права и свободы, которыми они располагают, могут быть успешно реализованы только при выполнении ими своих обязанностей. Тем самым можно согласиться с точкой зрения Румянцева О.Г.: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав»5.

Единство прав и обязанностей в нашем обществе является важнейшим  принципом, выражающим гармоническое сочетание личных и общественных интересов, взаимную ответственность и взаимные социальные требования, притязания гражданина и правового государства. Тезис о том, что «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав», получает здесь реальное воплощение. При этом обязанности, как и права, носят реальный характер и коренным образом отличаются от тех обязанностей.

Конституция закрепляет основные обязанности человека и гражданина. Эти обязанности, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, во-первых, имеют всеобщий характер, во-вторых, не зависят от конкретною правового статуса лица, и, наконец, в-третьих, они закрепляются на высшем, конституционном уровне.

В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены наиболее важные требования - ответственности  личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего  отношения гражданина к государственным  и общественным интересам, активного  включения его в охрану этих интересов.

Из выше сказанного следует, что основные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые  предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его  участия в обеспечении интересов  общества, государства, других граждан 6.

Конституционные обязанности  человека и гражданина - это выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению  любых лиц, находящихся на его  территории. К этому определению, соответственно, относятся как граждане, так и не граждане данного государства. Обязанности - составная часть правового  статуса личности. Они тесно связаны  с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить  то обстоятельство, что обязанности  закрепляются в гл. 2 Конституции  России ("Права и свободы человека и гражданина"). Нельзя представить  себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда  она обретает черты порядка, основанного  на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

В ч. 2 ст. 6 Конституции закреплен принцип равенства обязанностей. В общем-то этот принцип итак достаточно понятен и не нуждается в тщательном пояснении, в практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан Конституция Российской Федерации. Иными словами обязанности можно определить как конкретную (нормированную) форму выражения ответственности. Будучи предписаниями, о должном, они представляют собой четко зафиксированный в законодательном порядке реестр требований, предъявляемых обществом к личности. Этот реестр выражает минимум, а не максимум, так как законом нельзя охватить всего содержания и всех форм проявления ответственности. Юридические обязанности - лишь официальные определители вида и меры желательного поведения, выражение государственной необходимости. Общественно необходимое поведение постулируется в законе как юридическая обязанность, исполнение которой поддерживается авторитетом власти. в то же время - это выражение свободы индивида, ибо свобода есть мера необходимости. Обязанности устанавливаются как в интересах общества, так и в интересах самого правообязанного субъекта. Конечно, отдельно взятая юридическая обязанность ограничивает в известной мере свободу индивида, его волю, желания; она может внешне восприниматься им как нечто стесняющее его действия, как форма принуждения (например, обязанность защиты отечества и уплаты налогов). Там не менее обязанность, наряду с правом, - предпосылка свободы и, в конечном счете, выражает собственные интересы ее носителя, даже если он этого не осознает.7

В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед  государством. Осуществление конституционных  обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и  жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную  законом.

Наряду с правами и  свободами, как уже было сказано  выше, обязанности являются составной  частью правового статуса личности. Этим и определяется то, что они  закрепляются в гл. 2 Основного закона. Права и обязанности выступают  как две неразделимые категории  диалектического единства. Нельзя представить  себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

Некоторые обязанности человека, наряду с правами, возникают только с достижением определенного  возраста, например, воинская обязанность.8 В ст. 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

В данном случае правовая обязанность  соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный  закон гражданского поведения. Понятие  «отечество» относится к вечным ценностям, оно выражает связь каждого  человека с его предками и их делами, в нем олицетворение героической  истории, культуры, духовности многонационального народа России. Отечество - это безопасность и спокойствие сегодняшней жизни, нерушимость границ и прочность  государственности. Но защита Отечества  и несение военной службы - это  не одно и то же. Защита Отечества  предполагает обязанность каждого  военнообязанного гражданина "встать под ружье" в случае агрессии против России, официального объявления войны  и всеобщей мобилизации. Рассматривая данную конституционную обязанность  граждан необходимо сказать о  том, что граждане несут военную  службу в соответствии с федеральным  законом. Закон о воинской обязанности  и военной службе от 28 марта 1998 г. установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва.9

Так же хотелось бы и сказать  о том, что предусматривается  возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За соблюдением исполнения данной обязанности  следит множество специально созданных  органов и нормативных актов, в том числе за уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность (ст. 339 УК РФ)10

курсовая по ТГиП.doc

— 159.50 Кб (Открыть, Скачать)

Титульный лист.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право Российской Федерации"