Контрольная работа по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 09:35, контрольная работа

Описание работы

Убеждение и поощрение в государственном управлении.
Особенности административно-процессуальных норм и отношений.
Инвалид боевых действий на территории Афганистана И. 17 мая 2007 г. обратился в Администрацию города с просьбой бесплатно провести капитальный ремонт его квартиры. В этой просьбе И. было отказано, о чем 14 июня 2003 г. он получил письменное уведомление за подписью заместителя главы Администрации. Посчитав решение Администрации города незаконным, противоречащим положениям Федерального закона «О ветеранах», И. 20 июля 2007 г. решил подать жалобу на решение Администрации города в суд. Однако его сосед сказал, что И. опоздал подать жалобу, так как прошло больше месяца с момента получения им из Администрации города отказа в удовлетворении его просьбы. И. же, не послушав соседа, пошел с жалобой в суд. Оцените ситуацию и, основываясь на положениях законодательства РФ, обоснуйте правоту одной из сторон.

Работа содержит 1 файл

Вариант 6.docx

— 59.78 Кб (Скачать)

Процессуальному же праву  определен узкий круг задач и  целей, а именно: обеспечить необходимым  правовым инструментарием реализацию властных полномочий соответствующих  государственных органов при  решении спорных вопросов, возникновении  конфликтов и применении необходимых  санкций, а также при оценке действий тех или иных автономных субъектов  управленческих отношений[4].

Незавидная, прямо скажем, роль отводится административно-процессуальному  праву. И почему немногочисленную, в  сущности, группу норм, регулирующих небольшую  часть отношений социально-правовой среды, именуют административно-процессуальным правом? Это вдвойне не соответствует  действительности. Во-первых, это не соответствует реальной роли и масштабам  регулирующей деятельности административно-процессуальных норм, а во-вторых, их просто нелогично  именовать административно-процессуальным правом, поскольку больше чем на институт в этом варианте они, конечно, «не тянут».

В отличие от норм иных процессуальных отраслей российского  права административно-процессуальные нормы имеют некоторые особенности. Во-первых, не одинаков круг субъектов, которые правомочны устанавливать  процессуальные нормы различных  отраслей. Как известно, гражданско-процессуальные и уголовно-процессуальные нормы  устанавливаются федеральным законодателем, т.е. Государственной Думой, как это  предусмотрено п. «о» ст. 71 Конституции  Российской Федерации.

Что же касается административно-процессуальных норм, то их создание является предметом  совместной деятельности Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  на основании п. «к» ст. 72 Конституции  Российской Федерации.

Во-вторых, существуют заметные различия и в круге субъектов, применяющих административно-процессуальные и иные процессуальные нормы. Гражданско-процессуальные и уголовно-процессуальные нормы  правомочен применять строго ограниченный круг субъектов, обозначенный в соответствующих  процессуальных законах. В несравненно  более широкой сфере государственного управления, в которой реализуются  функции разветвленной системы  органов исполнительной власти, круг субъектов правоприменения административно-процессуальных норм, естественно, более широк и многообразен.

В-третьих, реализация административно-процессуальных норм далеко не всегда связана с необходимостью оказать принудительное воздействие  на участников правоотношений. Элемент  принуждения, как таковой, характерен лишь для сравнительно небольшой  части административно-процессуальных норм. Поэтому не совсем прав С.С.Алексеев, усматривающий своеобразие функций  процессуальных отраслей права в  том, что «они направлены прежде всего на регулирование общественных отношений, складывающихся при принудительном осуществлении прав и обязанностей, установленных нормами «материальных отраслей»»[5]. Если для уголовно-процессуальных норм их применение носит в основном принудительный характер, то для гражданско-процессуальных и административно-процессуальных он не специфичен.

Итак, административно-процессуальным нормам присущи две основные особенности. Первая особенность заключается  в их управленческом характере, поскольку  они регулируют отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, в которой реализуются полномочия органов исполнительной власти. Эта  особенность позволяет отграничить  административно-процессуальные нормы  от всех иных правовых норм, кроме норм материального административного  права, которые также регулируют управленческие общественные отношения.

Вторая их особенность  состоит в том, что это —  процессуальные правила, которые регулируют не все без исключения управленческие отношения, а только те, которые возникают  в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации. Следовательно, административно-процессуальные нормы  регулируют отношения, возникающие  в процессе применения прежде всего и главным образом норм материального административного права, т.е. отношения правовые.

Таким образом, административно-процессуальная норма — это установленное  правомочным государственным органом  Российской Федерации и субъекта Российской Федерации общее правило, регулирующее правовые отношения, возникающие  при разрешении индивидуально-конкретных дел в сфере реализации властных полномочий исполнительных органов  государственной власти[6].

[1] С.С.Алексеев рассматривает гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право как «надстройку» над материальными отраслями (Общая теория социалистического права. Вып. 1. С. 229); По мнению М.Д.Шаргородского и О.С.Иоффе, «процессуальное право является необходимым дополнением уголовного, гражданского и административного права» (Алексеев С.С. О системе советского права // Советское государство и право. 1957. №6. С. 109).

[2] См.: Петров Г.И. Сущность советского административного права. С.56. Административное право / Под ред. Ю.М.Козлова и Л.Л.Попова. С.52 и ел

[3] См.: Салищева Н.Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР. М., Наука, 1970. С. 18.

[4] Там же. С. 35.

[5] Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. С. 229.

[6] Не представляется возможным согласиться с мнением о том, что «норма права является повелительным предписанием независимо от того, каков его характер: запрет, обязывайте или дозволение». Какое «повелительное предписание» заложено в управомочивающей норме? (Комаров С.А. Общая теория права. СПб., 2001.С. 220).

 

 

1. Убеждение  и поощрение в государственном  управлении

1.1 Убеждение  в государственном управлении

Убеждение употребляется  в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных мерах  для стимулирования действий подчинённого или их преобразования и координации. Оно направляется на исполнение подчинённым (подвластным), для выражения ими  самими в правовых актах волю субъекта власти. Воля законодателя и граждан  достигает единства благодаря убеждению  руководителя и коллектива, которое  является необходимым условием единства действий.

Убеждение -- это процесс последовательно осуществляемых действий, которые включают в себя привлечение внимания, внушение, воздействие на сознание, эмоции, интригу, побуждение к желанию. Граждане добровольно подчиняются юридическим нормам, если понимают цели и задачи государства, одобряют их, активно участвуют в их осуществлении.

Для добровольного  исполнения огромное значение имеет  воспитание правовой дисциплины, привычки соблюдать закон. Знание прав и обязанностей достаточно для того, чтобы граждане были законопослушными, пунктуально  следовали предписаниям юридических  норм.

В демократическом  обществе убеждение -- главный метод воздействия. Оно используется систематически, обеспечивает добровольное выполнение норм, команд, а в результате воспитывает убежденность, привычку законопослушания.

Развитие общества, цели демократии требуют, чтобы внешнее  регулирование поведения людей  постепенно уступало саморегулированию. На успешную трудовую деятельность личности все более влияет психическое  состояние, акты сознания, неподдающиеся  внешнему контролю. Решающее значение в успешной трудовой и иной деятельности должно принадлежать внутреннему контролю самой личности за своими действиями, осознание социального значения, целей и последствий. При воспитании саморегулирования, самоконтроля, чувства  долга решающая роль принадлежит  разнообразным формам убеждения.

Средства массовой информации, кино значительно влияют на граждан, их использование способствует повышению роли убеждения в управлении делами общества.

Формы убеждения  разнообразны - обучение, пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом. Большое  воздействие на граждан оказывают  инструктажи, митинги, собрания, реклама, своевременное реагирование на обращения, небюрократическое решение дел. Убеждение обходится государству, стране намного дешевле, чем принуждение.

1.2 Поощрение  в государственном управлении

Жизнь человека предполагает удовлетворение различных  материальных и духовных потребностей. Это стало средством воздействия  на деятельность людей. С помощью  правовых стимулов осуществляется воздействие  на граждан, создаётся их заинтересованность в совершении определенных действий. Стимулирование производится путем  воздействия на потребности и  интересы людей, а, в результате, на их волю и поведение.

Грамотно реализуя свои возможности, субъект власти обеспечивает переход стимулов в мотивы. Стимулирование предполагает использование различных  поощрительных и принудительных мер, материальных и моральных факторов. Важнейший эффективный вид -- это поощрение.

Поощрение -- это способ воздействия, который через интерес направляет волю человека на совершение полезных, с точки зрения поощряющего, дел. Поощрительное воздействие побуждает к совершению определенных дел, получению материального, морального или иного одобрения.

Существует  много юридических норм, регулирующих вопросы поощрения. Создан российский правовой институт поощрения. В него входят нормы конституционного, административного, трудового и других отраслей права. Больше всего в нём норм административного  права. Ими закрепляется меры поощрения, основания поощрения и широкий  круг поощряемых субъектов.

Другая группа источников административно-поощрительных  норм -- акты. В них вместе со многими другими включены одна или несколько поощрительных норм.

Как метод  исполнительной власти поощрение характеризуется  следующим:

основанием  для него является заслуга, деяния, положительно оцениваемые субъектами власти;

связь с оценкой  уже совершенных деяний, выступает  как составная часть государственного контроля;

персонально применяется в отношении отдельных  индивидуальных или коллективных субъектов;

состоит в  моральном одобрении, наделении  правами, льготами, материальными ценностями и иными благами;

зачастую урегулировано  правом, во многих случаях реализуется  в форме правоприменения. Поощрительные правовые нормы закрепляют право субъектов власти поощрять и крайне редко -- субъективное право гражданина на поощрение;

косвенно, через  интересы, эмоции, сознание воздействует на волю поощряемого, стимулируя, побуждая его.

Потребность в поощрении и его роль тем  выше, чем больше усилий вкладывает лицо в общественно полезное дело.

Поощрение бывает абсолютным и относительным.

Важным основанием поощрения является добросовестное выполнение различных постоянных обязанностей. Оно широко используется для стимулирования лиц, отличившихся при выполнении гражданского долга. Поощряются многодетные матери. Другими основаниями поощрения  служат юбилеи, заслуги, успехи, самодеятельности, изобретательстве, научных исследованиях.

Все названные  поводы являются абсолютными, а обусловленное  ими поощрение -- абсолютным.

Относительное поощрение регламентируются УК, КоАП, Дисциплинарными уставами. Нормы этих актов обязывают поощрять добровольный отказ от неправомерной деятельности, чистосердечное раскаяние, добровольное устранение причиненного вреда.

Поощрение бывает моральное (благодарность и грамота), материальное (премия, ценный подарок), статусное (орденоносец, заслуженный  артист, почетный гражданин города, лауреат) и смешанное.

Поощрительные средства делятся на общие, ведомственные, субъектов Федерации, региональные (почетный гражданин города и др.) и локальные.

Поощрительное производство. Административно-правовые нормы регулируют не только основания  и систему поощрений, но и поощрительное  производство. Особенно много процессуальных норм содержится в актах, регулирующих награждение государственными наградами, присуждение государственных премий, премий Правительства РФ.

В централизованном поощрительном производстве выделяются стадии:

-- возбуждения  дела о поощрении;

-- общественной  и государственной оценки материалов  о поощрении;

-- принятия  решения о поощрении; -- исполнения решения.

Ходатайства о награждении государственными наградами возбуждаются в коллективах  предприятий, учреждений, организаций, частной, государственной, муниципальной  и иных форм собственности либо органами местного самоуправления. После согласования с органами местного самоуправления районов, городов их направляют соответствующим  главам исполнительной власти субъектов  РФ или в федеральные органы государственной  власти по согласованию с главами  исполнительной власти субъектов РФ.

Порядок возбуждения  ходатайства о награждении государственными наградами военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, сотрудников органов  внутренних дел, работников таможенной службы и налоговой полиции определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Представления к награждению государственными наградами вносятся Президенту РФ руководителями федеральных органов государственной  власти и руководителями органов  исполнительной власти субъектов Федерации.

Комиссия по государственным наградам при Президенте:

-- оценивает  представление;

-- готовит  материалы и представляет заключения  о возможном награждении, а  также проекты указов.

2. Административно-процессуальные  нормы и отношения

Важнейшим фактором, определяющим правовой характер административно-процессуальной деятельности, выступает ее урегулированность административно-процессуальными нормами, которые в своей совокупности образуют отрасль административно-процессуального права.

Предметом регулирования  административно-процессуального права  являются специфические общественные отношения, возникающие в сфере  государственного управления, носящие  управленческий характер.

Административно-процессуальная норма устанавливается государством как обязательное правило поведения, регулируя общественные отношения, возникающие в процессе разрешения дел в сфере государственного управления.

Административно-процессуальным нормам можно отнести ряд особенностей, которые позволяют выделить их в  особую группу среди других процессуальных норм. Это касается значительного  круга субъектов, наделённых устанавливать правила поведения такого рода. Если уголовно- и гражданско-процессуальные нормы устанавливаются на законодательном уровне, то административно-процессуальные нормы могут приниматься исполнительными органами различного уровня. Поэтому эти нормы реализуются многими уполномоченными на то субъектов: органами управления, а при осуществлении юрисдикционных функций и судебными органами, тогда как реализация уголовно- и гражданско-процессуальных норм является прерогативой судебных и досудебного следствия органов и других субъектов, круг которых очерчен Уголовно-процессуальным и Гражданско-процессуальным кодексами.

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"