Контрольная работа по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 09:35, контрольная работа

Описание работы

Убеждение и поощрение в государственном управлении.
Особенности административно-процессуальных норм и отношений.
Инвалид боевых действий на территории Афганистана И. 17 мая 2007 г. обратился в Администрацию города с просьбой бесплатно провести капитальный ремонт его квартиры. В этой просьбе И. было отказано, о чем 14 июня 2003 г. он получил письменное уведомление за подписью заместителя главы Администрации. Посчитав решение Администрации города незаконным, противоречащим положениям Федерального закона «О ветеранах», И. 20 июля 2007 г. решил подать жалобу на решение Администрации города в суд. Однако его сосед сказал, что И. опоздал подать жалобу, так как прошло больше месяца с момента получения им из Администрации города отказа в удовлетворении его просьбы. И. же, не послушав соседа, пошел с жалобой в суд. Оцените ситуацию и, основываясь на положениях законодательства РФ, обоснуйте правоту одной из сторон.

Работа содержит 1 файл

Вариант 6.docx

— 59.78 Кб (Скачать)

По  характеру правоотношений, возникающих  между их субъектами, выделяются горизонтальные и вертикальные административно-процессуальные правоотношения. Горизонтальные административно-процессуальные правоотношения характерны для субъектов, между которыми отсутствуют отношения  подчиненности. Вертикальные административно-процессуальные правоотношения возникают между  субъектами, для которых характерны отношения власти и подчинения. Особое место занимают административно-процессуальные правоотношения, в которых одной стороной выступает представитель государственной власти, а другой – гражданин.

В соответствии с положениями теории юридического процесса целесообразно выделить понятие  состава административно-процессуального  правоотношения. Это понятие включает в себя следующие элементы: субъекты правоотношения, объекты правоотношения, содержание правоотношения, юридические  факты и юридические состояния.

Выше  говорилось о множественности и  разнообразии субъектов административно-процессуальных правоотношений. Их можно разделить  на несколько групп. Прежде всего, это  так называемые «лидирующие» субъекты, т.е. субъекты, выполняющие функции  по ведению процесса, субъекты, участвующие  в процессе с целью реализации либо защиты своих прав и законных интересов, а также субъекты, содействующие  ведению процесса. Особое место среди  субъектов административно-процессуальных правоотношений занимает прокурор.

В широком  смысле под объектом административно-процессуального правоотношения следует понимать то, по поводу чего складывается это правоотношение. В целом это различные материальные и нематериальные блага, на которые направлены действия субъекта. В реальной жизни правовые отношения могут возникать по самым различным поводам. Конкретизируя круг объектов административно-процессуальных отношений, можно выделить:

1) поведение  субъектов административно-процессуальных  правоотношений;

2) результаты  поведения субъектов административно-процессуальных правоотношений;

3) предметы  материального мира – вещи, материальные  ценности и т.д.;

4) интеллектуальная  собственность;

5) иные  нематериальные блага.

Содержание  административно-процессуального правоотношения включает в себя субъективные права  и юридические обязанности его  субъектов. Далее мы более подробно остановимся на их характеристике и  потому подчеркнем лишь одно важное, на наш взгляд, обстоятельство. Правам и обязанностям субъектов административно-процессуальных правоотношений в значительной степени  присущ взаимокорреспондирующий характер. Иными словами, зачастую процессуальным правам одного субъекта правоотношения соответствует определенная обязанность другого субъекта. Например, праву лица присутствовать при рассмотрении дела соответствует обязанность органа (должностного лица), рассматривающего дело, известить о времени и месте его рассмотрения.

Целесообразным  представляется и отнесение к  числу элементов состава процессуального  правоотношения юридических фактов. Они играют в административно-процессуальных правоотношениях важную роль наряду с такими общепринятыми элементами состава, как содержание правоотношения, субъекты и объекты, поскольку если процессуальное правоотношение возникает  на основе определенного материального  правоотношения, то изменяется и прекращается оно на основании юридических  фактов – событий и действий.

Отметим то обстоятельство, что понятие юридического состояния (например, гражданство, брак) имеет в плане административно-процессуальных правоотношений важное самостоятельное  значение. Юридическое состояние  представляет собой некое обстоятельство, которое существует длительное время  непрерывно или периодически и порождает  юридические последствия. Например, состояние гражданства представляет собой важный фактор при реализации административно-процессуальных правоотношений, связанных с привлечением к административной ответственности.

Административно-процессуальная норма вид административно-правовой нормы, определяющий основания, порядок и условия реализации материальной нормы административного права.

Административно-процессуальная норма регламентирует порядок деятельности органов и должностных лиц  государственного управления (исполнительной власти) по реализации возложенных  на них полномочий.

Особенности административно-процессуальных норм:

1) являются  разновидностью административно-правовых  норм;

2) выполняют  служебную, обеспечивающую роль  по отношению к материальным  административно-правовым нормам;

3) имеют установленную  структуру (строение);

4) содержатся  в определенных источниках;

5) обеспечиваются  принудительной силой государства;

6) нарушение  административно-процессуальных норм  влечет за собой привлечение  виновных к юридической ответственности.

По  сфере регулирования существуют следующие виды административно-процессуальных норм: регламентирующие общественные отношения в сфере экономики, регламентирующие общественные отношения в административно-политической сфере, регламентирующие общественные отношения в социально-культурной сфере, регламентирующие общественные отношения в сфере межотраслевого управления.

По  объему регулирования: общие и специальные нормы.

По  юридической силе: нормы законов и нормы подзаконных актов.

По  действию во времени: срочные, бессрочные и специальные нормы.

По  действию в пространстве: действующие в пределах Российской Федерации, действующие в пределах региона (федерального округа), действующие на территории субъекта РФ, действующие в пределах муниципального образования, локальные, действующие на территории предприятия, учреждения, организации.

По  кругу лиц: нормы общего действия и специальные нормы.

По  видам производств: нормы, регулирующие производство административного правотворчества, регулирующие производство по делам о поощрениях, регулирующие лицензионно-разрешительное производство, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях, регулирующие другие виды административных производств.

Административно-процессуальные отношения вид правовых отношений, основанных на административно-процессуальных нормах, возникающих в сфере государственного управления, участники которых наделены административно-процессуальными правами  и обязанностями.

Характерные черты административно-процессуальных отношений:

• носят управленческий, организационный характер;

• основываются на административно-процессуальных нормах, являются результатом их воздействия  на общественные отношения;

• регулируют деятельность органов государственного управления и их должностных лиц  по реализации возложенных на них  правомочий;

• являются вторичным, производным от материальных административно-правовых отношений.

Понятие и особенности  административно-процессуальных норм

Административно-процессуальные нормы представляют собой разновидность  действующих в нашем обществе юридических правил поведения людей, установленных государством. Поэтому  они обладают всеми признаками, которые  вообще свойственны правовой норме.

Процессуальные правовые нормы тесно связаны с материальными  нормами, что предопределено их принадлежностью  к одной системе права —  российскому праву. Имея много общего с материальными нормами, процессуальные нормы заметно от них отличаются. Своеобразие процессуальных норм заключено прежде всего в том, что они обусловлены не только особенностями социально-правовой среды, но и особенностями материальных норм той отрасли права, с которой они наиболее тесно связаны и потребности которой обслуживают прежде всего и главным образом. Таким образом, есть основание говорить о своеобразном вторичном характере процессуальных норм, поскольку самое их существование подчинено общей задаче реализации соответствующих материальных норм[1]. Поэтому исследование понятия административно-процессуальной нормы должно опираться на данные общей теории права и вместе с тем учитывать особенности той сферы общественной жизни, в которой проявляется регулятивное воздействие этих норм.

Поскольку административно-процессуальные нормы относятся к нормам правовым, они, естественно, должны рассматриваться  как правила общего характера, установленные  или санкционированные государством. В этом плане административно-процессуальные нормы практически ничем не отличаются от всех иных правовых норм, поскольку  общим качеством для них является их юридическая природа.

Но каждая норма  регулирует вполне определенные общественные отношения социально-правовой среды, совокупность которых составляет предмет  соответствующей отрасли российского  права. Следовательно, для характеристики интересующей нас группы правовых норм важно определить свойства предмета регулирования и тем самым  важнейшие черты данной группы норм, выделить их из общей массы юридических  правил.

Вопрос о специфике  материальных норм в науке административного  права получил широкое освещение. При этом весьма характерно совпадение взглядов представителей различных течений в административно-правовой науке на понятие и сущность норм административного права: это юридические правила, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, иначе говоря, в процессе деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и, следовательно, носят отчетливо выраженный управленческий характер[2].

Что же касается административно-процессуальных норм, то эта проблема в отечественной  административно-правовой науке разработана  еще явно недостаточно. В этих условиях существенное значение приобретает  учет связи процессуальных норм с  материальными, оценка, так сказать  «служебного» назначения административно-процессуальных норм.

Известно, что процессуальные нормы гражданского, административного  и уголовного права обеспечивают реализацию прежде всего одноименных материальных отраслей. Следовательно, общность между ними заключается в том, что они регулируют отношения «предметного единства», складывающиеся в одной и той же области социально-правовой среды. Для материальных и процессуальных норм административного права таким пространством является сфера государственного управления, где реализуются многообразные функции органов исполнительной власти на всех уровнях государства.

Вместе с тем между  материальными и процессуальными  административно-правовыми нормами  существуют и различия. Наиболее заметные из них состоят в следующем.

Как уже отмечалось, процессуальные нормы административного  права применяются там, где возникает  необходимость в реализации прежде всего материальных административно-правовых норм, а также материальных норм иных отраслей российского права. Поэтому, для административно-процессуальных норм, отношения, регулируемые материальными административно-правовыми органами являются главной, но не единственной основой существования. У административно-процессуальных норм оказывается более широкий предмет их регулирования. Это положение имеет прямое отношение к определению объема административно-процессуальной деятельности.

Несмотря на то, что  материальные и процессуальные административно-правовые нормы регулируют отношения социально-правовой среды, возникающие в процессе функционирования единой системы исполнительной власти Российской Федерации, воздействие  названных норм на эти отношения  неодинаково. Материальные и процессуальные административно-правовые нормы регулируют, в некотором роде, не одинаковые отношения либо различные стадии того или иного управленческого  отношения.

Подобно тому как материальная норма предшествует в своем действии реализации процессуальной нормы, так и материальные отношения следует рассматривать как предварительное условие возникновения административно-процессуального правоотношения. Если норма материального административного права отвечает на вопрос, что надо сделать (или не делать) для реализации этих прав и обязанностей, то норма процессуального административного права отвечает на вопрос, как, каким образом, в каком порядке названные права и обязанности могут и должны быть реализованы.

Существует, однако, и  другой взгляд на роль и место административно-процессуальных норм, вытекающий из существа «юрисдикци-онной» концепции административного процесса, сторонники которой указывают на следующие различия между материальными и процессуальными административно-правовыми нормами. Во-первых, нормы материального административного права определяют содержание прав и обязанностей сторон административно-правового отношения по существу, в то время как нормы процессуального права (если они применимы к разрешению данного спора) определяют порядок принудительного разрешения спора, могущего возникнуть между сторонами данного правоотношения.

Во-вторых, нормы материального  административного права устанавливают  определенные запреты, учитывая интересы охраны общественного порядка, содержат перечень административных взысканий  за проступки, а нормы процессуальные определяют порядок привлечения  лиц к ответственности, начиная  от составления процессуальных документов, удостоверяющих факт правонарушения, и заканчивая порядком принудительного  исполнения наложенного взыскания.

Отсюда вывод: если нормы материального права отвечают на вопрос, что дозволено, что запрещено  делать или каким образом делать, чтобы достичь желаемого результата, то нормы административно-процессуального  права отвечают на вопрос, каков  порядок принудительного разрешения спора или каков порядок применения мер административного принуждения  и какова компетенция в разрешении этих дел соответствующих должностных  лиц[3].

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"