Контроль исполнения поручений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта - изучить теоретические основы исполнения управленческих решений
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-дать определение таким понятиям, как управление, управленческое решение, контроль, процесс контроля;
-рассмотреть контроль как функцию управления;
-охарактеризовать виды контроля, этапы процесса контроля;
-определить требования и инструменты эффективного контроля;
-рассмотреть современные информационно-управленческие системы контроля;

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы контроля исполнения управленческих решений 6
Глава 2. Контроль исполнения распорядительных и нормативно-правовых документов в органах государственного и муниципального управления. 21
Заключение 28
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Контроль исполнения поручений Введение1.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

Введение

21 июня 2010 на  совещании по исполнению поручений  главы государства. Дмитрий Медведев  подчеркнул, что неисполнение поручений  президента, правительства, вообще неисполнение поручений, которые даются - это чрезвычайное происшествие, особенно когда, конечно, речь идет об исполнении поручений главы государства1.

Сегодня страна остро нуждается в эффективном  государственном контроле за исполнением  решений государственной власти. В связи с этим необходимо организовать работу контрольных органов, так, чтобы восстановить управляемость в системе исполнительной власти на всех уровнях: федеральном, субъектов Федерации и местного самоуправления.

Основным содержанием деятельности органов государственного и муниципального управления является руководство хозяйственным и социальным развитием на соответствующей территории. Такое руководство орган управления осуществляет посредством принимаемых управленческих решений2. Но даже после того как решение окончательно введено в действие, процесс принятия решений не может считаться полностью завершенным, так как необходимо еще убедиться, оправдывает ли оно себя. Этой цели служит контроль.

Решения, принятые на всех этих уровнях, должны неукоснительно исполняться соответствующими органами власти должностными лицами. При этом все решения вышестоящих органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения нижестоящими. Не должно быть бесконтрольных должностных лиц3.

Никакие, даже действенные, меры нельзя полностью осуществить, если постоянно не следить, насколько  сделанное соответствует поставленным задачам4.

Контроль исполнения решений - не самоцель, он  диктуется  жизненными проблемами, обусловленными законодательством и принятием постановлений. Контроль исполнения решений - одна из важнейших функций государственного и муниципального управления.

От систематичности  и целенаправленности контроля за исполнением  управленческих решений (распорядительных документов) зависит своевременное и качественное выполнение решений вышестоящих органов государственной власти, решений представительного органа территориального образования, а также собственных решений органа государственного и муниципального управления.

Современная теория управления утверждает, что только посредством применения систем контроля организация способна обеспечить достижение своих целей. Ослабление контроля означает снижение ответственности за порученное дело.

Все вышеперечисленные  аспекты определяют актуальность работы.

Теоретико-методическую основу темы составили работы С. Ковалевски, Г. Саймона, Р. Фалмера, в которых  подробно освещены вопросы контроля, и работы Акопова Л.В., Атаманчук  Г.В., Кочерина Е.А., Меримаа О., Радченко А.И., в которых уделено внимание проблеме контроля исполнения решений в органах государственной власти.

Объект курсового  проекта - теоретические основы разработки и принятия управленческих решений.

Предмет курсового  проекта - контроль исполнения управленческих решений

Цель курсового  проекта - изучить теоретические основы исполнения управленческих решений

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить  следующие задачи:

-дать определение  таким понятиям, как управление, управленческое решение, контроль, процесс контроля;

-рассмотреть контроль как функцию управления;

-охарактеризовать  виды контроля, этапы процесса  контроля;

-определить  требования и инструменты эффективного  контроля;

-рассмотреть  современные информационно-управленческие  системы контроля;

-дать определение  терминам управленческое решение, распорядительные документы и нормативно-правовые акты органов государственного и муниципального управления;

-рассмотреть  структуру, цель, задачи подсистемы  контроля исполнения распорядительных  документов и нормативно-правовых  органов государственного и муниципального управления;

-охарактеризовать  характерные черты и частные  принципы административного контроля;

-формы и стадии  контроля за исполнением распорядительных  документов и нормативно-правовых  актов органов государственного  и муниципального управления;

-проанализировать  основные задачи организационно-контрольного  управления Департамента по организационно-аналитической  и кадровой работе администрации  Старооскольского городского округа  Белгородской области.

Курсовой проект состоит  из содержания, введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введение определяются актуальность, объект, предмет, цель, задачи курсового проекта. В первой главе рассматриваются основополагающие принципы контроля исполнения управленческих решений. Во второй главе рассматривается подсистема контроля исполнения распорядительных и нормативно-правовых документов органов муниципального и государственного управления. В заключении делаются выводы по теме курсового проекта.

 

Глава 1 Теоретические основы контроля исполнения управленческих решений

Управление определяется как процесс волеобразования  и реализации воли, осуществляемый совместно и по отношению к  другим подчиненным лицам, направленный на достижение одной цели или нескольких целей и требующий принятия и реализации связанных с этим управленческих решений5.

Управленческое решение - выбор, который должен сделать руководитель в процессе осуществления им функций  управления и решения конкретных организационных задач.

Процесс принятия решения, как правило, взаимосвязан содержательно и во времени с двумя видами решений: собственно управленческими решениями и оперативными решениями относительно реализации.

Теория принятия решений  служит изначально для описания и  формирования процесса управления, если в качестве главных направлений деятельности руководителей рассматривать планирование, управление и контроль. При этом речь идет о межличностных информационных и коммуникационных процессах.

Управление является постоянным информационным и коммуникационным процессом. Систематически осуществляемый и направленный на будущие события процесс волеобразования может быть интерпретирован при этом как процесс планирования, а процесс реализации воли - как регулирование и контроль.

Слово «контроль» происходит от французского controle, что в буквальном переводе означает вторичная запись с целью проверки  первой. Первоначально это слово использовалось преимущественно в бухгалтерском учете. Однако английское слово control имеет другой смысл: «господство», «власть», «насилие». американские специалисты в области менеджмента утверждают, что слово «контроль», как и слово «власть», рождает прежде всего отрицательные эмоции. Для многих он ассоциируется с насилием, командованием, со словами «поймать», «уличить», «схватить». Такое представление о контроле уводит в сторону от его истинного предназначения.

На самом деле контроль - это не опека и не насилие. Эффективный  контроль - это, прежде всего совет, помощь, своевременная подсказка, поощрение, одобрение и т.д. Контроль не несет  в себе возмездия за упущения. Контроль - это не чрезвычайная мера, он не является вопросом доверия к сотрудникам, а представляет неотъемлемую часть управленческой деятельности, его функцию6.

Контроль является продолжением планирования и сопровождает процесс  реализации планов. Контроль предполагает определение и документирование фактических показателей (результатов реализации решений) и сравнение их с плановыми показателями для определения результатов деятельности. К контролю относится также сравнение показателей ожидаемого и фактического выполнения планов, проверка допустимости исходных предпосылок и контроль методической и содержательной согласованности планового процесса. Контроль включает также комплекс мероприятий по анализу вероятных отклонений от запланированных показателей. Сравнение и анализ стимулируют новые процессы принятия решения, которые в свою очередь инициируют проведение корректирующих мероприятий и обеспечивают долгосрочный обучающий эффект. Главный смысл контроля заключается в создании гарантий выполнения планов и в общем повышении эффективности управленческого процесса7.

Процесс контроля характеризуется  следующим: содержательная составляющая определяет, что выполняется; организационная - кем и в какой последовательности осуществляется контроль; технологическая отвечает на вопрос, какие методики и технологии используются.

Целью контроля является обеспечение соответствия утвержденного  решения и процесса его исполнения, предотвращение вероятных недоработок  и проблем, выявление отклонений от заданной программы, поставленных целей и задач, установленных сроков.

Содержание контроля раскрывают реализуемые им функции: диагностика состояния дел, ориентирование, стимулирование, корректировка действий, распространение опыта, осуществление  надзора8

В теории управления социально-экономическими процессами контроль рассматривается в качестве одной из основных функций субъекта управления. В контроле так же, как в процессе принятия решений, субъект управления наиболее полно и ярко реализует свой волевой императив, свои властные правомочия. Управляющее воздействие контроля проявляется прежде всего в том, что под его влиянием поведение управляемой системы (объекта управления) удерживается или изменяется в рамках заданной цели, требований законов, нормативов, стандартов, регламентов и многих других установлений. Действенность контроля, его властная сила утверждаются путем применения различных санкций, неотвратимость и «жесткость» которых зависит от «тяжести» допущенных нарушений. Поэтому по своей сути контроль всегда нацелен на улучшение качества и повышение эффективности управления9.

Контроль как функция  управления представляет собой процесс  обеспечения достижения поставленных целей, реализации принятых управленческих решений. Процесс контроля - это, с  одной стороны, процесс установления стандартов, определения фактически достигнутых результатов и их отклонения от нормы; с другой - процесс мониторинга хода выполнения управленческих решений и оценки достигнутых результатов10.

Именно результаты контроля становятся основанием для руководителей организации корректировать принятые ранее решения, если отклонения в ходе реализации принятых ранее решений значительны.

Разумеется, соблюдение законов, других управленческих решений  или непочтительное отношение к  ним во многом зависит от правовой культуры, законопослушания самих граждан. Но главное все же состоит в том, чтобы в обществе в целом был налажен и четко функционировал механизм действенного контроля, реально обеспечивающий исполнение управленческих решений. Без этого просто невозможно поступательное движение российского общества по пути социально-экономического прогресса.

Исполнение управленческих решений проблемы, отклонения:

-сбои в процессе  обмена информацией;

-устанавливая неписаные  правила, корпоративная культура   ограничивает принимаемые решения;

-влияние внешних непредвиденных  факторов.

подходы к отклонениям:

-возвращение на плановую  траекторию движения (часто требуется   вовлечение новых ресурсов);

-изменить сам план, заменив намеченные рубежи на  другие, реально  достижимые в создавшейся обстановке.

На менеджере лежит  обязанность контроля за выполнением  ранее принятых решений не только включенных в план, но и оперативных  текущих.

Контроль осуществляется:

-в ходе совещаний;

-визирования документов;

-официальные отчеты  и аттестации;

-неформальные беседы;

-выборочный контроль (когда полная проверка требует  много времени);

-контролинг;

Процедуры контроля:

-контроль за соблюдением  основных характеристик реализуемого   решения;

-контроль за соблюдением  сроков реализации;

-выявление причин отклонений в ходе реализации решений;

-внесение изменений  в проблему реализации решений.

Контроль исполнения управленческих решений обусловлен множеством причин, таких как:

-неопределенность, факторами  которой являются временной интервал   между принятием и реализацией решения и человеческий фактор  исполнения;

-возможность предупреждения  возникновения кризисной ситуации,

-выявление положительных  аспектов и сильных сторон, которые   определились при осуществлении ее деятельности.

Одна из важнейших  особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим, т.е. каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.

Все виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно  ближе к требуемым. Различаются  они только временем осуществления.

Предварительный контроль называется предварительным потому, что осуществляется до фактического начала работ. Основное средство осуществления предварительного контроля - реализация (не создание, а именно реализация) определенных правил, процедур и линий поведения. Поскольку правила и линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения планов, их строгое соблюдение - это способ убедиться, что работа выполняется в заданном направлении.

Информация о работе Контроль исполнения поручений