Конституционый суд российской федерации

Автор: n******************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 18:37, реферат

Описание работы

Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит прежде всего в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений. Практически конституционный контроль возник там и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств.

Содержание

Введение..............................................................................................................2
Глава 1. История возникновения и развития Конституционного Суда РФ…..3 Глава 2. Полномочия, состав, порядок образования Конституционного Суда РФ
2.1 Полномочия…………………………………………………………………10
2.2. Состав и порядок образования……………………………………………18
Глава 3.Организация работы, аппарат Конституционного Суда РФ
3.1. Организация работы………………………………………………………...20
3.2.Аппарат конституционного суда РФ……………………………………..26
Глава 4. Решения Конституционного Суда РФ. Их виды, содержание, форма и юридическое значение………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

Конституционный Суд Российской Федерации2 (2).docx

— 61.20 Кб (Скачать)

-осуществляет  другие полномочия в соответствии  с действующим законодательством  и Регламентом Конституционного  Суда.  

                 Председатель Конституционного  Суда издает приказы и распоряжения.24

В настоящее  время Председателем Конституционного Суда РФ является профессор, доктор юридических  наук В.А.Туманов.

Заместитель Председателя Конституционного Суда осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда отдельные его функции, а  также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.25

Судья-секретарь  Конституционного Суда осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда; организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда; доводит до сведения соответствующих  органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом, и  информирует Конституционный Суд  об их исполнении; организует информационное обеспечение судей; осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим  законодательством и Регламентом Конституционного Суда.26

Председатель, заместитель председателя, судья-секретарь  Конституционного Суда по истечении  срока их полномочий могут быть избраны  на новый срок.

Важную  роль в организации деятельности Конституционного Суда РФ призван играть разрабатываемый и принимаемый  этим Судом Регламент, в котором  устанавливаются: порядок определения  персонального состава палат  Конституционного Суда РФ; порядок  распределения дел между ними; порядок определения очередности  рассмотрения дел в пленарных  заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры  и этикета в заседаниях; требования к работникам аппарата суда; особенности  делопроизводства в суде, иные вопросы  внутренней деятельности.27  

3.2. АППАРАТ  КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ.

После возобновления деятельности Конституционного Суда в 1995г. была усовершенствована  структура его аппарата, утверждено новое штатное расписание. Если оставить в стороне существующие в каждой крупной организации хозяйственно-административные подразделения, в аппарате Суда можно  выделить две составные части.

Одна  из них - это так называемый аппарат  судей. При каждом судье состоят  три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему  подчиненных (аппарат Председателя Суда, его заместителя и судьи-секретаря  по численности несколько больше).

Вторая  часть - это секретариат, состоящий  из ряда управлений, названия которых  говорят сами за себя (например, Управление Конституционного права, Управление конституционных  проблем частного права, Управление конституционных основ федеративного  устройства и самоуправления территории, Управление международного права и  др.). В задачи этих управлений входят первичное ознакомление с поступившими обращениями, подготовка экспертных заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка аналитических материалов по соответствующей проблематике. В секретариате имеются также подразделения, занимающиеся организацией судебных заседаний, контролем за исполнением решений Конституционного Суда, обеспечением Суда необходимой правовой информацией. Общая численность секретариата - около 150 штатных единиц.28

Секретариат, осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение  Суда. Он проводит прием посетителей, рассматривает в предварительном  порядке поступающие в Суд  обращения, дает на них ответы, если они не затрагивают вопросов, требующих  изучения судьями, содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению на заседаниях и совещаниях, изучает и обобщает практику исполнения решений Суда.

Руководители  Секретариата и его подразделений  утверждаются по представлению Председателя Суда на пленарных заседаниях. Действует  Секретариат под общим руководством Председателя Суда и непосредственным руководством судьи-секретаря.

В составе  аппарата Конституционного Суда РФ возрожден  существовавший до 1917г. институт судебных приставов. На них возлагается поддержание  порядка в заседаниях Суда. Их требования о соблюдении правил, установленных  для посетителей Суда и участников процесса, являются обязательными. Отказ  от их выполнения может повлечь применение судом санкций, в том числе  при определенных обстоятельствах - штрафа.

В целом  аппарат Конституционного Суда РФ укомплектован  специалистами высокой квалификации. В нем трудится немало правоведов, хорошо зарекомендовавших себя на научном  и практическом поприще.

Как и  при Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ, при Конституционном  Суде РФ образуется Научно-консультативный  совет из числа ученых и практикующих специалистов в области права. Его  персональный состав и положение о нем утверждается Судом. Основная задача этого Совета - обсуждение сложных проблем, возникающих перед Судом, и дача рекомендаций.

Конституционный Суд РФ издает "Вестник Конституционного Суда РФ", в котором публикуются  решения, принимаемые этим Судом, особые мнения судей, высказанные при вынесении  решений по конкретным делам, и иные материалы.29  

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава4. Решения Конституционного Суда РФ. Их виды, содержание, форма и юридическое значение.

Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Конституционного Суда РФ является решением Конституционного Суда РФ.30

Решения, принимаемые Конституционным Судом  РФ, можно подразделить на два вида: итоговые решения и иные решения. К итоговым относятся те, в которых  Суд формулирует свои выводы по результатам (по итогам) разбирательства конкретного  дела. В них Суд подводит итог такого разбирательства и определяет юридические последствия. В иных решениях констатируются какие-то обстоятельства и определяются последствия, имеющие  отношение не к содержанию рассматриваемого дела, а, как правило, к организации  работы Суда в целом или проведению его     заседаний.     Итоговые решения выносятся по результатам  разбирательства дел о соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, названных в ст. 125 Конституции РФ, о разграничении  компетенции упомянутых там же органов  государственной власти, а также  дел, возникших в связи с необходимостью толкования конституционных положений. Итоговые решения по этим вопросам оформляются документами, именуемыми постановлениями Конституционного Суда РФ.

В случаях, когда может потребоваться проверка соблюдения установленного порядка  выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или  ином тяжком преступлении, итоговое решение  оформляется документом, которому дано другое название - заключение Конституционного Суда РФ. Для принятия постановлений  и заключений установлены свои правила. Приниматься такие итоговые решения  должны в закрытых совещаниях (пленарных  или в составе палат), на которых  вправе присутствовать только принимавшие участие в разбирательстве данного дела судьи. На совещания могут быть допущены лишь работники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. Каждому судье при обсуждении того решения, которое должно быть принято, представляется возможность выступать неограниченное количество раз и без лимитирования продолжительности выступлений. Голосование проводится открыто путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

Для принятия решений требуется большинство  голосов участвовавших в голосовании  судей. Судья не вправе воздерживаться при голосовании или уклониться от голосования. Если он не согласен с  принятым решением, то может воспользоваться  данным ему правом письменно изложить свое особое мнение, и оно должно быть опубликовано вместе с принятым решением. В случае когда судья  в целом поддерживает решение, но не соглашается, скажем, с какими-то доводами в мотивировочной части, ему  тоже предоставлено право изложить письменно свое несогласие, и это  несогласие должно быть опубликовано вместе с текстом решения. Решение (постановление или заключение) подписывается  всеми участвовавшими в голосовании  судьями, в том числе и теми, которые не согласились с ним. Совещание протоколируется. Протокол подписывается тоже всеми судьями, участвовавшими в совещании. Оглашению  он не подлежит.

Решение Конституционного Суда РФ провозглашается  в полном объеме в открытом заседании  Конституционного Суда РФ немедленно после его подписания.

Закон о Конституционном Суде установил  жесткие требования к форме и  содержанию решений, излагаемых в виде отдельных документов. В таком  документе обязательно должны быть отражены сведения не только, например, о месте и дате принятия решения, лице или органе, проявившем инициативу и поставившем соответствующий  вопрос, нормативном акте, конституционность  которого ставится под сомнение, аргументах, выдвинутых в качестве обоснования такого сомнения, но и доводы в пользу принятого решения, а при необходимости - и доводы, опровергающие утверждения сторон, а также ссылки на конкретные акты, которыми руководствовался Суд. Другими словами, итоговое решение должно быть тщательно мотивированным и убедительным, с тем чтобы в ходе его применения не возникло никаких неясностей, которые могли бы повлечь какие-то ошибки при исполнении.31

Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного Суда действует  непосредственно и не требует  подтверждения другими органами или должностными лицами.32

В соответствии со ст.6 Закона решения Конституционного Суда "обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений". Это общее положение  о юридической силе решений Конституционного Суда РФ уточняется и дополняется  рядом других. Установлено, в частности, что акты либо их отдельные части, признанные противоречащими Конституции  РФ, утрачивают силу, а такие международные  договоры не могут быть введены в  действие и применяться. Если какой-то суд либо иной орган все же вынесет  решение, ссылаясь на правовой акт, признанный неконституционным, то это решение  исполнению не подлежит и должно быть пересмотрено в установленном законом  порядке. Подчеркивая юридическую  силу решений, принимаемых Конституционным  Судом РФ, ч.2 ст.79 Закона предусматривает: "Юридическая сила постановления  Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Высокие требования предъявляются и к  итоговому решению, называемому  заключением. Оно может быть постановлено в случае, когда в Конституционный  Суд поступит запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или  ином тяжком преступлении. Такой запрос может исходить только от Государственной  Думы, и к нему должны прилагаться  протокол (стенограмма) обсуждения данного  вопроса на ее заседаниях, тексты всех связанных с этим документов и  заключение Верховного Суда РФ. Если Конституционный  Суд РФ придет к выводу о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной  измене или ином тяжком преступлении, то дается отрицательное заключение. Оно так же, как и постановления  по указанным выше вопросам, является обязательным и влечет за собой прекращение  обвинительного процесса.

Иные  решения, как отмечено в начале данного  параграфа учебника, выносятся в  большинстве случаев по вопросам, связанным с организацией работы в Конституционном Суде РФ или  обеспечением успешного проведения его заседаний (пленарных или  в составе палат). К числу таких  вопросов можно отнести, например, вопросы  об избрании Председателя Суда, его  заместителя и судьи-секретаря, об утверждении в должности руководителей  подразделений Секретариата Суда, об одобрении Регламента, о формировании палат Суда, о принятии к своему производству конкретных дел, о назначении судей-докладчиков, о приостановлении  или прекращении полномочий судьи, о наложении штрафа на лиц, нарушающих установленный порядок.

Решения по этим вопросам называются определениями  Конституционного Суда РФ. Они, как  правило, не оформляются в виде отдельных  документов. Их излагают в протоколах пленарных заседаний или заседаний  палат. Лишь по некоторым вопросам, разрешаемым определениями, требуется, чтобы такое определение было оформлено в виде отдельного письменного документа. Это требуется, к примеру, при вынесении судом решения, которым дается толкование ранее принятого им решения.33

Важнейшее значение для результативной деятельности Конституционного Суда имеют последствия, которые наступают в случае невыполнения его решений. Прежнее законодательство по этому вопросу не высказывалось. Закон 1994 г. закрепил ряд гарантий в  данной стадии процесса в Конституционном  Суде , в соответствии с его ст.81 "неисполнение, ненадлежащее исполнение, либо воспрепятствование исполнению решения  Конституционный Суд РФ влечет ответственность  установленную федеральным законом". Однако эти гарантии закреплены в  достаточно общей форме. Практика деятельности специализированных органов правовой охраны Конституции в нашей стране: Комитета Конституционного надзора  СССР, Конституционного Суда России образца 1991 г. - свидетельствует о том, что  многие их решения так и остались на бумаге ввиду отсутствия реального  механизма их выполнения. Необходима разработка правового акта в этой важной области Конституционного судопроизводства. Целесообразно было бы вместе с тем  включить основные нормы, касающиеся санкций, ответственности за невыполнение решений  Конституционного Суда, в текст самой Конституции России.34 

Информация о работе Конституционый суд российской федерации