Автор: n******************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 18:37, реферат
Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит прежде всего в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений. Практически конституционный контроль возник там и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств.
Введение..............................................................................................................2
Глава 1. История возникновения и развития Конституционного Суда РФ…..3 Глава 2. Полномочия, состав, порядок образования Конституционного Суда РФ
2.1 Полномочия…………………………………………………………………10
2.2. Состав и порядок образования……………………………………………18
Глава 3.Организация работы, аппарат Конституционного Суда РФ
3.1. Организация работы………………………………………………………...20
3.2.Аппарат конституционного суда РФ……………………………………..26
Глава 4. Решения Конституционного Суда РФ. Их виды, содержание, форма и юридическое значение………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы………………………………………….36
-осуществляет
другие полномочия в
Председатель Конституционного
Суда издает приказы и
В настоящее
время Председателем
Заместитель Председателя Конституционного Суда осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.25
Судья-секретарь
Конституционного Суда осуществляет непосредственное
руководство работой аппарата Конституционного
Суда; организационно обеспечивает подготовку
и проведение заседаний Конституционного
Суда; доводит до сведения соответствующих
органов, организаций и лиц решения,
принятые Конституционным Судом, и
информирует Конституционный
Председатель, заместитель председателя, судья-секретарь Конституционного Суда по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.
Важную
роль в организации деятельности
Конституционного Суда РФ призван играть
разрабатываемый и принимаемый
этим Судом Регламент, в котором
устанавливаются: порядок определения
персонального состава палат
Конституционного Суда РФ; порядок
распределения дел между ними;
порядок определения
3.2. АППАРАТ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ.
После
возобновления деятельности Конституционного
Суда в 1995г. была усовершенствована
структура его аппарата, утверждено
новое штатное расписание. Если оставить
в стороне существующие в каждой
крупной организации
Одна
из них - это так называемый аппарат
судей. При каждом судье состоят
три работника, призванных помогать
непосредственно ему и ему
подчиненных (аппарат Председателя
Суда, его заместителя и судьи-
Вторая
часть - это секретариат, состоящий
из ряда управлений, названия которых
говорят сами за себя (например, Управление
Конституционного права, Управление конституционных
проблем частного права, Управление
конституционных основ
Секретариат,
осуществляет организационное, научно-аналитическое,
информационно-справочное и иное обеспечение
Суда. Он проводит прием посетителей,
рассматривает в
Руководители
Секретариата и его подразделений
утверждаются по представлению Председателя
Суда на пленарных заседаниях. Действует
Секретариат под общим
В составе аппарата Конституционного Суда РФ возрожден существовавший до 1917г. институт судебных приставов. На них возлагается поддержание порядка в заседаниях Суда. Их требования о соблюдении правил, установленных для посетителей Суда и участников процесса, являются обязательными. Отказ от их выполнения может повлечь применение судом санкций, в том числе при определенных обстоятельствах - штрафа.
В целом
аппарат Конституционного Суда РФ укомплектован
специалистами высокой
Как и при Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ, при Конституционном Суде РФ образуется Научно-консультативный совет из числа ученых и практикующих специалистов в области права. Его персональный состав и положение о нем утверждается Судом. Основная задача этого Совета - обсуждение сложных проблем, возникающих перед Судом, и дача рекомендаций.
Конституционный
Суд РФ издает "Вестник Конституционного
Суда РФ", в котором публикуются
решения, принимаемые этим Судом, особые
мнения судей, высказанные при вынесении
решений по конкретным делам, и иные
материалы.29
Глава4. Решения Конституционного Суда РФ. Их виды, содержание, форма и юридическое значение.
Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Конституционного Суда РФ является решением Конституционного Суда РФ.30
Решения,
принимаемые Конституционным
В случаях,
когда может потребоваться
Для принятия
решений требуется большинство
голосов участвовавших в
Решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда РФ немедленно после его подписания.
Закон о Конституционном Суде установил жесткие требования к форме и содержанию решений, излагаемых в виде отдельных документов. В таком документе обязательно должны быть отражены сведения не только, например, о месте и дате принятия решения, лице или органе, проявившем инициативу и поставившем соответствующий вопрос, нормативном акте, конституционность которого ставится под сомнение, аргументах, выдвинутых в качестве обоснования такого сомнения, но и доводы в пользу принятого решения, а при необходимости - и доводы, опровергающие утверждения сторон, а также ссылки на конкретные акты, которыми руководствовался Суд. Другими словами, итоговое решение должно быть тщательно мотивированным и убедительным, с тем чтобы в ходе его применения не возникло никаких неясностей, которые могли бы повлечь какие-то ошибки при исполнении.31
Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного Суда действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами или должностными лицами.32
В соответствии со ст.6 Закона решения Конституционного Суда "обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений". Это общее положение о юридической силе решений Конституционного Суда РФ уточняется и дополняется рядом других. Установлено, в частности, что акты либо их отдельные части, признанные противоречащими Конституции РФ, утрачивают силу, а такие международные договоры не могут быть введены в действие и применяться. Если какой-то суд либо иной орган все же вынесет решение, ссылаясь на правовой акт, признанный неконституционным, то это решение исполнению не подлежит и должно быть пересмотрено в установленном законом порядке. Подчеркивая юридическую силу решений, принимаемых Конституционным Судом РФ, ч.2 ст.79 Закона предусматривает: "Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
Высокие требования предъявляются и к итоговому решению, называемому заключением. Оно может быть постановлено в случае, когда в Конституционный Суд поступит запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении. Такой запрос может исходить только от Государственной Думы, и к нему должны прилагаться протокол (стенограмма) обсуждения данного вопроса на ее заседаниях, тексты всех связанных с этим документов и заключение Верховного Суда РФ. Если Конституционный Суд РФ придет к выводу о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении, то дается отрицательное заключение. Оно так же, как и постановления по указанным выше вопросам, является обязательным и влечет за собой прекращение обвинительного процесса.
Иные
решения, как отмечено в начале данного
параграфа учебника, выносятся в
большинстве случаев по вопросам,
связанным с организацией работы
в Конституционном Суде РФ или
обеспечением успешного проведения
его заседаний (пленарных или
в составе палат). К числу таких
вопросов можно отнести, например, вопросы
об избрании Председателя Суда, его
заместителя и судьи-секретаря, об
утверждении в должности
Решения
по этим вопросам называются определениями
Конституционного Суда РФ. Они, как
правило, не оформляются в виде отдельных
документов. Их излагают в протоколах
пленарных заседаний или
Важнейшее
значение для результативной деятельности
Конституционного Суда имеют последствия,
которые наступают в случае невыполнения
его решений. Прежнее законодательство
по этому вопросу не высказывалось.
Закон 1994 г. закрепил ряд гарантий в
данной стадии процесса в Конституционном
Суде , в соответствии с его ст.81
"неисполнение, ненадлежащее исполнение,
либо воспрепятствование исполнению решения
Конституционный Суд РФ влечет ответственность
установленную федеральным