Автор: n******************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 18:37, реферат
Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит прежде всего в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений. Практически конституционный контроль возник там и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств.
Введение..............................................................................................................2
Глава 1. История возникновения и развития Конституционного Суда РФ…..3 Глава 2. Полномочия, состав, порядок образования Конституционного Суда РФ
2.1 Полномочия…………………………………………………………………10
2.2. Состав и порядок образования……………………………………………18
Глава 3.Организация работы, аппарат Конституционного Суда РФ
3.1. Организация работы………………………………………………………...20
3.2.Аппарат конституционного суда РФ……………………………………..26
Глава 4. Решения Конституционного Суда РФ. Их виды, содержание, форма и юридическое значение………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы………………………………………….36
СОДЕРЖАНИЕ
Глава
1. История возникновения и
2.1
Полномочия……………………………………………………
2.2.
Состав и порядок образования……
Глава 3.Организация работы, аппарат Конституционного Суда РФ
3.1. Организация
работы………………………………………………………...
3.2.Аппарат конституционного суда РФ……………………………………..26
Глава
4. Решения Конституционного Суда РФ.
Их виды, содержание, форма и юридическое
значение……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………….36
ВВЕДЕНИЕ
Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.1
Конституционный
контроль относится к числу эффективных
средств обеспечения
В реформирующейся
России проблемы конституционного контроля
оказались в сфере повышенного
научного внимания. В течение нескольких
последних лет по этой теме переведены
книги, отражающие зарубежный опыт, проведены
сравнительно-правовые исследования,
вышли работы с анализом отечественного
опыта конституционного контроля и
надзора. Такая активность вполне объяснима:
этот институт является важнейшим элементом
построения правового государства,
и в современной России он стал
наиболее зримым его воплощением.3
Глава 1. История возникновения
и развития Конституционного
Суда РФ.
Судьба
конституционного контроля, осуществляемого
органами судебной власти, в нашей
стране не была простой. Повышенный интерес
к этой проблеме возник, когда послеобразования
Союза ССР потребовалось
Советские
конституции не играли существенной
роли в жизни общества, т.е. в течение
почти всех 75 лет Советской власти,
они легко могли быть обойдены.
Помпезные мероприятия по случаю
их принятия (особенно в 1936 и 1977 гг.) были
оркестрованными ритуалами, контролировавшимися
политической верхушкой, стремившейся,
помимо прочего, продемонстрировать силу
своего контроля. И если отдельные
положения этих конституций могли
быть интерпретированы как угрожающие
институтам существующего режима (например,
норма, провозглашающая право
Интерес
к проблемам конституционного
контроля возник вновь только
во второй половине 80-х гг., когда
начались поиски путей
М.Горбачевым
и его сподвижниками была сделана
попытка придать ряду конституционных
положений должное политическое
значение. Убежденный в том, что многие
старые государственные структуры
не служат перестройке, Горбачев стал
планировать замену их новыми, в
большей степени
Таким образом, если раньше Конституция не играла почти никакой роли в установлении и распределении политической власти, то теперь конституционные нормы стали одним из основных объектов противоречий, возникающих в конце 80-х гг.. Конституция создала новые структуры, которые получили существенную власть и стали создавать угрозу для традиционного пути проведения советской политики. Значение конституционных структур еще больше возросло в связи с созданием в СССР (1990г.) института президентской власти. Благодаря тому же самому набору конституционных поправок, которые ввели институт президентской власти, коммунистическая партия утратила свою официальную монополию на политическую власть. Теперь настоящая конституционная политика появилась на советской политической арене уже не столько формально.
Еще в 70-х гг. советские юристы осторожно выдвинули идею независимого органа конституционного контроля . Но только в период перестройки возникли условия, при которых предложения подобного рода могли встретить положительный отклик.7
23 декабря
1989 г. состоялось принятие закона
" О конституционном надзоре
в СССР' В соответствии с ним
был образован Комитет
Комитет
функционировал менее двух лет. С
самого начала его юрисдикция была
ограничена, а сфера его действия
была еще больше сужена в результате
протестов со стороны республик.
Несмотря на эти ограничения новый
институт привлек к себе значительное
внимание как в Союзе, так и
за рубежом. Данный институт заслуживает
высокой оценки за свои решения относительно
защиты индивидуальных и политических
прав. Среди существенных решений
в этой области следует отметить,
что Комитет прекратил практику
издания секретных
В то же
время некоторые решения
Ввергнутый в водоворот чрезвычайно важных вопросов, связанных с попытками центра сохранить свои позиции в отношении республик, стремившихся к большей автономности, если не к полной независимости, Комитет занял сторону центра, что безусловно нанесло урон его репутации в определенных кругах. Но, принимая во внимание условия того времени, возможно, излишним было ожидать, что Комитет станет действовать по-иному. Ведь Конституция СССР не была отменена.
Дальнейшая критика Комитета конституционного надзора фокусировалась на недостатках в тщательном обосновании мнений и том факте, что некоторые решения Комитета в сущности остались невыполненными и, конечно же, попытка Комитета продемонстрировать свою нейтральность потерпела крах, когда его члены стали высказываться по важным политическим вопросам за пределами Комитета. В итоге члены Комитета не сумели занять прочную позицию в заявлении от 19 августа 1991 г.
Между
тем ценно уже то, что Комитет
конституционного надзора был первой
попыткой создания учреждения подобного
рода после 70 лет постоянного внушения,
что независимый орган
Правовой
базой организации и
Этот закон не являлся образцовым актом. Длинный и небрежно составленный, он содержит ряд действительно важных положений, регламентирующих внутренний распорядок и организацию деятельности суда ( в частности, как обеспечивается безопасность помещений суда, охрана судей и членов их семей - ст.86). В это же время в нем есть нормы, которые, по крайней мере, в других странах представляются настолько очевидными, что не нуждаются в законодательном закреплении (например, положение о том, что все расходы суда покрываются из республиканского бюджета - ст.85), что свидетельствует об отсутствии у авторов его проекта опыта в создании актов подобного рода, хотя более вероятно, что это сделано с целью предусмотреть и преодолеть возможные попытки ослабить контроль Конституционного Суда.
Начало деятельности Конституционного суда не было стремительным. В августе 1991 г. были избраны 13 из 15 судей. Съезд не мог прийти к единому мнению относительно двух оставшихся кандидатов; они должны были быть избраны на следующем Съезде. По прошествии двух лет две вакансии так и остались свободными. Однако закон позволяет суду начать работу при наличии 2/3 его состава, и в конце августа 1991 г., т.е. год спустя после принятия поправки к Конституции, провозгласившей создание Конституционного суда, 13 судей принесли присягу и избрали В.Д.Зорькина своим председателем.