Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:53, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть принципы деятельности, компетенцию Конституционного Суда Республики Беларусь, а также определить состав и статус его судей и требования к ним.
В соответствии с поставленной целью в задачи работы входит:
- изучить историю возникновения и развития Конституционного Суда;
- определить роль и место судебной власти в системе разделения властей;
- определить понятие Конституционного Суда;
- узнать формирование и состав Конституционного Суда Республики Беларусь;
- определить принципы деятельности и компетенцию Конституцион-ного Суда Республики Беларусь.
Введение ……………………………………………………………….………… 3
Роль и место судебной власти в системе разделения властей …..…….. 4
Конституционный Суд Республики Беларусь ………………………….. 9
Понятие, формирование, принципы деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь …………...……..… 9
Состав Конституционного Суда Республики Беларусь …..………17
Заключение …………………………………………………………….……….. 19
Список использованных источников ……………………………….…….……22
Заместитель Председателя Конституционного Суда пользуется всеми правами и несет обязанности судьи Конституционного Суда, исполняет обязанности Председателя Конституционного Суда в случае его отсутствия или по его поручению.
Заместитель Председателя Конституционного Суда вправе в любое время подать в отставку с занимаемой должности. Заместитель Председателя Конституционного Суда назначен Марыскин Александр Владимирович.
Судья Конституционного Суда:
- имеет
право требовать созыва
- участвует
во всех заседаниях
- обладает другими правами и несет обязанности, предусмотренные настоящим Законом.
Судья Конституционного Суда вправе в любое время подать в отставку.
До оглашения
решения по вопросам, которые изучаются
или рассматриваются
Судьи Конституционного
Суда Республики Беларусь: Бойко Татьяна
Семеновна, Воронович Тадеуш Валентинович,
Данилюк Станислав Евгеньевич, Изотко
Владимир Петрович, Козырева Лилия
Григорьевна, Подгруша Валентина Васильевна,
Рябцев Леонид Михайлович, Сергеева Ольга
Геннадьевна, Тиковенко Анатолий Герасимович,
Чигринов Сергей Петрович.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изложенное позволяет сделать вывод, что в государстве (особенно правовом) важное место в системе ветвей власти отводится судам. Они выступают в качестве гаранта соблюдения прав и свобод граждан и могут признавать неконституционными решения любых государственных органов и должностных лиц в случае, если они противоречат конституции и законам. Суд, являющийся носителем особой ветви государственной власти - судебной. Другие юридические органы такой властью не обладают.
Следует
отметить, что теоретическое и
законодательное понимание
Решающее значение в системе разделения властей имеет введение конституционного контроля за деятельностью государственных органов. Институт конституционного надзора это установленный в большинстве стран мира порядок, когда проводится правовая экспертиза (оценка) соответствия текущего законодательства нормам конституции. Конституционализм как один из важнейших принципов демократии исходит из предположения о том, что нормы писаной конституции обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права. Из этой посылки развивается концепция конституционной законности, в силу которой любая нормоустанавливающая деятельность в стране должна осуществляться в соответствии с конституцией. Правовая норма, изданная любым государственным органом, обретает юридическую силу лишь в том случае, если содержащиеся в ней правила поведения не противоречат предписаниям конституции. В противном случае такая правовая норма может быть признана в надлежащем порядке ничтожной. Эта задача возлагается на институт конституционного контроля, который в установленной форме осуществляет проверку обычных законов и иных нормативных актов с точки зрения их соответствия конституции. В прагматическом плане это проверка и оценка правовых актов и действий в целях устранения их несоответствия конституции, с точки зрения сущности это обеспечение верховенства и прямого действия конституции, ограничение власти государства и защита прав и свобод личности. Отсюда следует, что в конечном итоге, именно необходимость надлежащего исполнения государством своих обязанностей по обеспечению реализации прав и свобод граждан, становиться главной предпосылкой для возникновения института конституционного контроля. Вместе с тем, конституционный контроль, являясь самостоятельной сферой властной деятельности государства, «в генеральном плане служит охране всех политических, экономических, социальных и моральных ценностей соответствующего общества».
Судебная власть в Республике Беларусь является самостоятельной ветвью государственной власти и принадлежит судам. Судебную систему Республики Беларусь составляют: - Конституционный Суд Республики Беларусь орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства; - общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства; хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства, общие и хозяйственные суды в Республике Беларусь призваны защищать гарантированные Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права организаций, индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивать правильное применение законодательства при осуществлении правосудия, способствовать укреплению законности и предупреждению правонарушений. Конституционный Суд Республики Беларусь, как и специализированные органы конституционного контроля других стран, - это особый судебный орган, осуществляющий функции правосудия (конституционного правосудия) и одновременно выступающий в роли одного из высших органов государственной власти, обладающий полномочиями по проверке конституционности нормативных актов всех государственных органов Конституционный Суд Республики Беларусь призван обеспечивать верховенство Конституции Республики Беларусь и ее непосредственное действие на территории Республики Беларусь, соответствие нормативных правовых актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении, решение других вопросов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами. Конституционный контроль охватывает сферу нормотворчества сверху донизу. Специфическая роль Конституционного Суда Республики Беларусь проявляется и в том, что он дает по предложению Президента заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения Конституции палатами Парламента.
Контроль
за конституционностью нормативных актов
в государстве осуществляется Конституционным
Судом Республики Беларусь по предложениям
Президента Республики Беларусь, Палаты
представителей, Совета Республики, Верховного
Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета
Министров Республики Беларусь (статья
116 Конституции Республики Беларусь). Другие
государственные органы, общественные
объединения, организации, граждане обращаются
с инициативой о проверке конституционности
акта к органам и лицам, обладающим правом
внесения в Конституционный Суд предложений
о конституционности акта (статья 22 Кодекса
Республики Беларусь о судоустройстве
и статусе судей).
Обращения граждан, направленные непосредственно в Конституционный Суд, рассматриваются им в порядке, установленном Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан» (статья 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей).
Конституционный
Суд не принимает решений в
судебном заседании непосредственно
по результатам рассмотрения обращений
граждан. В то же время обращения
граждан могут быть основой для
предложений по совершенствованию
законодательства. При поступлении
в Конституционный Суд
Проверка
конституционности определенных Главой
государства направлений
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея. 2005.- 48 с.
2. Кодекс
Республики Беларусь о
3. О
Конституционном Суде
4. О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь, 26 июня 2008 г., № 14 // «Эталон»/База «Законодательство», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2011.
5. Авакьян, С.А. Проблемы теории и практики конституционного контроля и правосудия / С.А. Авакьян // «Вестник Московского университета». Серия «Право». - 1995. - № 4. – 14с.
6. Гулякевич, А.В. Конституционный контроль и конституционный надзор как элементы правовой охраны Конституции / А.В. Гулякевич // Вестник
Конституционного Суда. - 2006. - № 1. – 70с.
7. Н.Дмитриев, Ю.А. Система государственной власти в России и в мире:
историко-правовая ретроспектива. Монография / Ю.А. Дмитриев, А.М.
Николаев. - М: Профобразование, 2002. - 839с.
8. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М.П. Марченко [и др.]; под ред. проф. М. Н. Марченко. - М.: Зерцало. 2004. - 510с.
9. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник / М.Н. Марченко [и др.]; под ред. проф. М. Н. Марченко. — М.: Проспект, 2001. -684с.
10. Миклашевич, П.П. Конституция Республики Беларусь ориентир совершенствования правовой системы и конституционного контроля / П.П. Миклашевич // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь.-2009.-№ 1.- 94с.
11. Миклашевич, П.П. Совершенствование судопроизводства при обязательном предварительном контроле конституционности законов / П.П. Миклашевич // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь.- 2009. - № 4. -106с.
12.Овсепян, Ж.И. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. Правовая защита конституций. Монография / Ж.И. Овсепян. - Ростов-на-Дону: Литера-Д. 1992. - 320с.
13. Филипчик, Р.И. Конституция как правовая основа судебного конституционного контроля в современной Беларуси / Р.И. Филипчик // Вестник Конституционного Суда. - 2006. - № 2. – 54с.