Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:53, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть принципы деятельности, компетенцию Конституционного Суда Республики Беларусь, а также определить состав и статус его судей и требования к ним.
В соответствии с поставленной целью в задачи работы входит:
- изучить историю возникновения и развития Конституционного Суда;
- определить роль и место судебной власти в системе разделения властей;
- определить понятие Конституционного Суда;
- узнать формирование и состав Конституционного Суда Республики Беларусь;
- определить принципы деятельности и компетенцию Конституцион-ного Суда Республики Беларусь.
Введение ……………………………………………………………….………… 3
Роль и место судебной власти в системе разделения властей …..…….. 4
Конституционный Суд Республики Беларусь ………………………….. 9
Понятие, формирование, принципы деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь …………...……..… 9
Состав Конституционного Суда Республики Беларусь …..………17
Заключение …………………………………………………………….……….. 19
Список использованных источников ……………………………….…….……22
Изложенное в первой главе позволяет сделать вывод, что в государстве (особенно правовом) важное место в системе ветвей власти отводится судам. Они выступают в качестве гаранта соблюдения прав и свобод граждан и могут признавать неконституционными решения любых государственных органов и должностных лиц в случае, если они противоречат конституции и законам. Суд, является носителем особой ветви государственной власти - судебной. Другие юридические органы такой властью не обладают. В отличие от законодательной власти суд не создает общих правил поведения (некоторым исключением является рассмотренный ранее судебный прецедент), не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей. Государственная власть суда имеет конкретный характер. Суд рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе. Эти вопросы рассматриваются судом в ходе судебного процесса, т.е. в особой процессуальной форме, установленной законом. На вопрос о значимости судебных органов в системе разделения властей следуют хотя и сходные, но далеко не всегда равнозначные ответы. В одних случаях акцент делается на том, что в системе разделения властей суд должен выступать своего рода гарантом сложившегося их равновесия. В других случаях суд в системе разделения властей рассматривается как своеобразный арбитр, как институт, выступающий в качестве посредника между законодательной и исполнительной властями. Наконец, в третьих случаях суд представляется в виде института, призванного в ходе непрекращающейся между различными ветвями власти борьбы за влияние своими решениями приспосабливать непрерывно возрастающую государственную структуру к конституционным требованиям разделения властей, каждая из которых должна выполнять свои собственные, уникальные функции. В задачу суда, по общему мнению, входит не только рассмотрение конкретных, «специфических» дел, касающихся разделения властей, но и рассмотрение вопросов, затрагивающих теорию разделения властей в целом. На суд, в частности, возлагается обязанность «определения степени вторжения одной конституционной ветви власти в другую и установление того, в какой мере это вмешательство препятствует совместной деятельности органов, осуществляющих государственную власть». Однако конституционный принцип независимости суда является одним из важнейших признаков правового государства. Решающее значение в системе разделения властей имеет введение конституционного контроля за деятельностью государственных органов.
Конституция Республики Беларусь закрепляет принцип правового государства - принцип разделения властей - разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 6 Конституции). Функции посредника между ними, наряду с важными полномочиями присущими Главе государства, выполняет Президент Республики Беларусь. Согласно ст. 79 Конституции он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.
Судебная власть в Республике Беларусь является самостоятельной ветвью государственной власти и принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Образование чрезвычайных судов запрещается (ст. 109 Конституции).
Конституция Республики Беларусь определила конституционные основы судебной власти: отделение судебной власти от законодательной и исполнительной; защиту судов от влияния политических партий и иных общественных объединений; осуществление судебной власти только судом; признание прав гражданина на рассмотрение его дела компетентным, независимым и непредвзятым судом в установленные законом сроки; закрепление презумпции невиновности, состязательности и равенство сторон в процессе; запрещение создавать чрезвычайные суды; определение основополагающих принципов правового статуса судей (независимость, неприкосновенность, запрещение заниматься предпринимательством, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской и т.п.).
В соответствии со ст.2 Кодекса о судоустройстве и статусе судей (далее - Кодекс) судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и Кодексом. Судебная власть в Республике Беларусь осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленных Кодексом и иными законодательными актами порядке и случаях к осуществлению правосудия народных заседателей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства. Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями (ст.2).
В соответствии со ст.5 Кодекса судебную систему Республики Беларусь составляют: - Конституционный Суд Республики Беларусь - орган судебного контроля, осуществляющий контроль за: конституционностью нормативных правовых актов в государстве, судебную власть посредством конституционного судопроизводства; - общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства: - хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства.
В главу 6 «Суд» Конституции Республики Беларусь включен Конституционный Суд Республики Беларусь, осуществляющий конституционный контроль, чего требует реализация идей правового государства, где обеспечивается верховенство прав и где среди его главных источников является Конституция. Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда 11 лег. Предельный возраст членов Конституционного Суда - 70 лет (ст. 116 Конституции).
Задачей конституционного контроля является обеспечение соответствия Конституции законов и других нормативных правовых актов, обеспечение верховенства Конституции и ее непосредственного действия. В Республике Беларусь специализированным органом конституционного контроля является Конституционный Суд. Для возбуждения производства по делу необходимо обращение уполномоченного субъекта. Поводом для отмены актов законодательства Президентом, Правительством может быть информация от любого субъекта. При этом необходимость соблюдения определенных формальностей наступает в случае, если с соответствующим предложением выступает субъект, обладающий правом законодательной инициативы. Процесс по делу в Конституционном Суде, как и в остальных судах, может инициировать не сам Конституционный Суд, а другой субъект. В белорусском законодательстве эти субъекты указаны в ст. 116, ч. 4 ст. 122, ст. 112 Конституции [1, с.48].
Контрольная функция Конституционного Суда имеет свою специфику. Конституционный контроль охватывает сферу нормотворчества сверху донизу. При этом проблемы целесообразности не должны иметь решающего значения. Более того, принятие не самого удачного правового решения, реализованного в нормативном акте, не означает его неконституционность. В этом отличие конституционного контроля от контроля, проводимого иными государственными органами, включая и ведомственный [12, с.72|.
Специфическая
роль Конституционного Суда Республики
Беларусь проявляется и в том,
что он дает по предложению Президента
заключения о наличии фактов систематического
или грубого нарушения
Согласно ч. 3 ст. 7 Конституции правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы. Признание нормативного акта или отдельных его положений не соответствующим, Конституции или актам, обладающим более высокой юридической силой, является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на таком акте. Предписания таких нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами. Таким образом, Конституционный Суд хотя и не отменяет нижестоящие по отношению к проверяемому акту, но лишает их юридической силы.
Согласно ч. 2 ст. 122 Конституции решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами; в соответствии с ч. 3 указанной статьи решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь. При этом если акты Правительства могут быть отменены Президентом независимо от того, противоречат они законодательству или нет, отменить акты местных Советов депутатов и местных, исполнительных и распорядительных органов он вправе только в том случае, если они противоречат законодательству. В пункте 5 ст. 98 Конституции предусмотрено право Совета Республики - палаты территориального представительства - отменять решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству. Президент обладает правом приостанавливать решения местных Советов депутатов (п. 26 ст. 84 Конституции).
Конституционный
Суд в Республике Беларусь вправе
проверять на соответствие Конституции
не только акты общегосударственного
уровня, но и законы о ратификации
международных договоров, регламенты
палат Парламента, в том числе
(вопреки требованиям
решению
облисполкома, которое должно в свою
очередь соответствовать указу,
закону, а последние - Конституции. Проверяя
конституционность
Конституционный Суд Республики Беларусь, к сожалению, не может возбуждать производство по делам о проверке конституционности нормативных актов, если предложение об этом исходит от гражданина. Хотя полагаю, что в перспективе к этому можно прийти: в Конституции наряду с закреплением основных положений статуса Конституционного Суда предусмотрено, что компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются законом. Представляется, что в этой связи Суд может быть наделен дополнительными правами и обязанностями, и как уже указывалось. Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» (далее Декрет № 14) предусмотрено, что Конституционный Суд наряду с имеющимися полномочиями осуществляет ряд дополнительных полномочий.
Во-первых, Конституционный Суд наделен нравом осуществлять обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 100 Конституции Республики Беларусь, - до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь. Указанное право позволит не допустить вступления в законную силу норм законов, противоречащих Конституции, упредить тем самым наступление возможных негативных социальных и правовых последствий от действия неконституционных норм и положений законов.
Во-вторых,
учитывая важность принятия на себя Республикой
Беларусь международно-договорных обязательств,
по предложению Президента Республики
Беларусь Конституционный Суд излагает
позицию о конституционности
международных договоров