Конституционный суд Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть принципы деятельности, компетенцию Конституционного Суда Республики Беларусь, а также определить состав и статус его судей и требования к ним.
В соответствии с поставленной целью в задачи работы входит:
- изучить историю возникновения и развития Конституционного Суда;
- определить роль и место судебной власти в системе разделения властей;
- определить понятие Конституционного Суда;
- узнать формирование и состав Конституционного Суда Республики Беларусь;
- определить принципы деятельности и компетенцию Конституцион-ного Суда Республики Беларусь.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….………… 3
Роль и место судебной власти в системе разделения властей …..…….. 4
Конституционный Суд Республики Беларусь ………………………….. 9
Понятие, формирование, принципы деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь …………...……..… 9
Состав Конституционного Суда Республики Беларусь …..………17
Заключение …………………………………………………………….……….. 19
Список использованных источников ……………………………….…….……22

Работа содержит 1 файл

Курсовая к суд.docx

— 56.90 Кб (Скачать)

     В-третьих, по поручению Президента Республики Беларусь Конституционный Суд дает официальное толкование декретов и указов Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан. Это полномочие дает возможность оперативно, на высоком профессиональном уровне устранять неясности, неоднозначности, противоречия в понимании и применении нормативных положений законодательных актов Президента, что, в конечном итоге будет способствовать формированию единообразной правоприменительной практики.

     В-четвертых, по поручению Президента Республики Беларусь судьи Конституционного Суда проводят проверку конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и других государственных органов. Осуществление такой проверки расширяет возможности конституционного контроля по безусловному выполнению всеми государственными органами и должностными лицами требований статьи 59 Конституции, предусматривающей их обязанность в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для защиты прав и свобод личности.

     Кроме того, по предложению Президиума Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Конституционный Суд принимает решение о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства.

По предложениям Президента Республики Беларусь. Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь Конституционный Суд излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам  и нормам международного права.

     Проверка  Конституционным Судом Республики Беларусь конституционности законов  в случаях, предусмотренных Декретом, не исключает возможности проверки при определенных обстоятельствах  конституционности этих актов после  вступления их в силу [10, с. 106]. Принятие указанного Декрета повысило эффективность деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, усилило роль института конституционного контроля в нашем обществе и государстве, содействует совершенствованию законодательства и практики его применения, укрепляет правовую систему в целом. Введение Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 обязательного предварительного контроля явилось своевременным и оправданным. Вышеуказанная форма конституционного контроля в конечном итоге способствует утверждению принципа верховенства Конституции Республики Беларусь в жизни общества и государства, повышению качества принимаемых законов, эффективности правового регулирования, единообразию правоприменительной практики, соблюдению прав и свобод граждан.

     В соответствии с Конституцией, Кодексом и Законом Конституционный Суд  обладает некоторыми иными существенными  полномочиями. Так, по предложению Президента он дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь. Конституционный Суд Республики Беларусь ежегодно направляет Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь послание о состоянии конституционной законности в республике, основываясь па изученных и рассмотренных материалах.

     Верховенство  права Конституционным Судом  рассматривается как нормативно закрепленная справедливость, а права  и свободы - в качестве ценностного  ориентира в правотворческой  и правоприменительной практике, ограничителя не только прав и свобод других лиц, но и государства. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (ст.7). Таким образом, предполагается, что Конституция Республики Беларусь является воплощением права (по крайней мере, если не в деталях, то в решении главных аспектов) [12. с.56].

     Наличие Конституционного Суда и его деятельность по обеспечению верховенства права  свидетельствует о демократическом характере нашего государства, стремлении развивать такой конституционный строй, который по своему содержанию отвечает международным стандартам, среди которых наиболее важным является признание прав и свобод высшей ценностью. При этом отметим, что потребность в конституционном контроле будет существовать до той поры, пока создавать и исполнять законы будет человек - со своими положительными свойствами и недостатками. Работы для органов конституционного контроля всегда хватит, по крайней мере, до той поры, пока Конституция будет оставаться стержнем всей правовой системы. При этом и конституционные нормы будут постоянно развиваться, обогащаясь новым, более современным содержанием. Даже в государствах с устойчивыми демократическими традициями деятельность по конституционному контролю является весьма интенсивной. Например. Конституционный суд Германии ежегодно выносит более трех тысяч решений, при этом, правда, только около половины процента решений влечет признание проверенного акта неконституционным [11, с.322].

     Следует отметить, что Конституционный Суд  Республики Беларусь первый из государственных  органов, кто стал формировать собственную позицию ориентируясь на Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и практику работы Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека. Люди консервативного склада ума могут возразить: Европейская конвенция для нас необязательна. Формально это так. Но в нашей Конституции помимо закрепления приоритета общепризнанных принципов международного права (на наш взгляд они должны предопределять трактовку конституционных норм) имеется прямая запись о верховенстве права. Этот принцип налагает соответствующие обязанности не только на нормотворческие, но и на судебные органы и, в первую очередь, на Конституционный Суд Республики Беларусь.

     Правовые  позиции Конституционного Суда, которые  формулируются им в решении, являются основой для корректировки законодательства, изменения практики его применения, содержат концептуальные подходы для  будущих решений. В европейских  странах правовые позиции Конституционного суда рассматриваются как обязательные для законодателя, не говоря уже  о резолютивной части решения [11. с.325].

     Эффективность права в обеспечении развития личности зависит от многих факторов. Актуальными являются: адекватность правового регулирования потребностям общественного развития, предсказуемость  развития права, равенство всех перед  законом и судом, гарантированность  правосудия (право на объективный, беспристрастный  и независимый суд), право на квалифицированную  юридическую помощь, на презумпцию невиновности, прогнозирование последствий принятия нормативных актов. Для правового государства характерно создание отлаженного механизма восстановления нарушенного права. Представляется, что абсолютное большинство судей, прокурорских работников стремятся надлежащим образом выполнять свои функции. Суд действительно должен быть независимым, беспристрастным и компетентным. Этому содействует бессрочный характер назначения судьи на должность. Вместе с тем представляется, что увлечение анализом, так называемой судебной волокиты уводит часто в сторону от решения другой, самой важной задачи - правильности отправления правосудия. Надо бояться не отмены судебных постановлений, а сохранения неправосудных постановлений. Вот над этим надо всем вместе работать. Конечно, пока судебное постановление не отменено, оно должно исполняться. Другого утверждения быть не может. Представляется, что все должностные лица государства должны помнить, что право на судебную защиту является неотъемлемым правом каждого человека. На этом пути еще много препятствий, надуманных отказов со ссылкой на пробелы в законодательстве, хотя ст. 60 / Конституции прямо закрепляет право каждого на обращение в суд. Обеспечение / справедливости в обществе - это цель любой государственно-властной структуры, а закон является лишь инструментом для этого. В ст. 112 Конституции подчеркивается, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Впервые в нашем законодательстве закреплено положение о том, что если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта, Конституции, он принимает решение в соответствии с ней и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Тем самым обычные суды (общие и специализированные) призваны активно участвовать в осуществлении контроля за конституционностью нормативных актов, что повышает значимость судебной власти в системе органов государства [11, с.560].

Изложенное,  позволяет сделать вывод,  что государственная власть  в Республике Беларусь осуществляется на основе принципа разделения ее на

законодательную, исполнительную и судебную. Органы государственной власти Республики Беларусь составляют единую систему. Обладая  различными полномочиями и имея самостоятельный  предмет ведения, они взаимодействуют  друг с другом с целью эффективного осуществления функций, стоящих  перед государством. В Республике Беларусь определены полномочия, относящиеся  к исключительной компетенции той  или иной ветви власти. Белорусской модели системы разделения властей присущи все элементы системы сдержек и противовесов: срочность полномочий должностных лиц, право вето на законопроекты, право роспуска парламента и правительства, конституционный контроль и др. Президент Беларуси имеет большое влияние на судебную власть: назначает единолично 6 из 12 судей Конституционного Суда, иных судей, с согласия Совета Республики - Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда.

     Судебная  власть в Республике Беларусь является самостоятельной ветвью государственной  власти и принадлежит судам. Судебную систему Республики Беларусь составляют: - Конституционный Суд Республики Беларусь орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства; - общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства; хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства. Конституционный контроль охватывает сферу нормотворчества сверху донизу. Специфическая роль Конституционного Суда Республики Беларусь проявляется и в том, что он дает по предложению Президента заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения Конституции палатами Парламента.

 

      2.2 Состав Конституционного Суда Республики Беларусь

     В 1994 году был создан Конституционный Суд Республики Беларусь. Он является специальным органом конституционного контроля и входит в судебную систему Республики Беларусь. Задачами Конституционного Суда Республики Беларусь являются обеспечение верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории государства, соответствия нормативных правовых актов государственных органов Конституции, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении.

     С момента его основания Конституционным Судом было принято более 800 решений, касающихся различных аспектов функционирования правовой системы Республики Беларусь. Решения Конституционного Суда можно рассматривать в качестве одного из источников права Беларуси. Правовые позиции Конституционного Суда, которые формулируются в его решениях, являются основой для совершенствования законодательства и практики его применения, содержат доктринальные положения концептуального характера. В результате деятельности Конституционного Суда сфера конституционных прав и свобод получила дополнительный импульс для дальнейшего развития.

     Возглавляет Конституционный Суд Председатель Конституционного Суда. Он представляет Конституционный Суд Республики Беларусь в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями.

Председатель  Конституционного Суда:

- руководит работой Конституционного Суда, распределяет между его членами обязанности;

- созывает Конституционный Суд и председательствует на его заседаниях;

- принимает меры поощрения и налагает взыскания на судей Конституционного Суда в соответствии с регламентом;

осуществляет  общее руководство работой Секретариата Конституционного Суда и обладает правом приема и увольнения его работников;

- вправе  в любое время подать в отставку  с занимаемой должности. Председатель  Конституционного Суда издает  распоряжения по вопросам внутренней  деятельности Конституционного  Суда.

Председатель  Конституционного Суда осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим  Законом и Регламентом Конституционного Суда.

Председателем Конституционного Суда Республики Беларусь назначен Миклашевич Петр Петрович. Родился он в 1954 году в деревне Косута Вилейского района Минской области. В 1981 году окончил Белорусский государственный университет. С 1972 по 1982 год проходил службу в Вооруженных Силах. С 1982 года работал судьей, председателем суда Буда-Кошелевского района, судьей Гомельского областного суда. В 1989 году избран председателем Гомельского областного суда. В январе 1998 года назначен первым заместителем Министра юстиции Республики Беларусь. С 1999 года работал в должности первого заместителя Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. В ноябре 2004 года назначен Генеральным прокурором Республики Беларусь. В феврале 2008 года назначен судьей и Председателем Конституционного Суда Республики Беларусь. Автор ряда научных публикаций. Имеет высший квалификационный класс. Заслуженный юрист Республики Беларусь.

Информация о работе Конституционный суд Республики Беларусь