Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:58, курсовая работа
Таким образом, цель данной курсовой работы – раскрыть и как можно полнее отразить конституционно-правовые основы статуса депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. На основе этого можно выделить следующие задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие и принципы деятельности парламентария;
- проанализировать Совет Федерации как верхнюю палату парламента и Государственную Думу как нижнюю палату парламента.
Введение…………………………………………………………………….3
Парламентарий: понятие, принципы деятельности…………………..5
Федеральное Собрание – парламент РФ……………………………..10
Совет Федерации как верхняя палата парламента……………….10
Государственная Дума как нижняя палата парламента………....14
3. Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации
и депутата Государственной Думы…………………………………...…21
Заключение……………………………………………………………….28
Список используемой литературы………………………………………29
2) участие в выполнении поручении соответственно Совета Федерации, Государственной Думы и их органов,
3) участие в парламентских слушаниях;
4) внесение законопроектов в Государственную Думу (право законодательной инициативы);
5) внесение парламентского запроса, депутатского запроса. Под парламентским запросом понимается запрос палаты Федерального Собрания, принятый большинством голосов членов (депутатов) соответствующей палаты и обращенный к указанным в законе должностным лицам по вопросам, входящим в их компетенцию. Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения запроса или в иной установленный соответствующей палатой срок. Депутатский запрос - запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (инициатора запроса), обращенный к указанным в законе должностным лицам по вопросам, входящим в их компетенцию. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок. Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов;
6) обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания;
7) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.
Депутат Государственной Думы также осуществляет свои полномочия в следующих формах:
1) работа с избирателями. Депутат, избранный по одномандатному округу, поддерживает связь с избирателями своего округа, а депутат, избранный по общефедеральному списку - с избирателями в субъекте (субъектах) РФ, определенном (определенных) соответствующей фракцией в Государственной Думе, созданной избирательным объединением, по списку которого он был избран. В рамках работы с избирателями депутат рассматривает их обращения, ведет прием граждан, вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации;
2) участие в работе депутатских объединений (фракций и депутатских групп) в Государственной Думе.
Неприкосновенность (парламентский иммунитет). Важнейшей гарантией осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий является их неприкосновенность в течение всего срока полномочий. Неприкосновенность означает, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления); подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность распространяется также на занимаемые членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.
В
отношении действий по осуществлению
депутатской деятельности (деятельности
в качестве члена Совета Федерации),
совершенных депутатом
В отношении действий, не связанных с осуществлением полномочий депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации, указанные лица могут быть без согласия соответствующей палаты привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также подвергнуты допросу. Иные действия, перечисленные в ст. 98 Конституции РФ (задержание, арест, обыск, личный досмотр), не могут быть произведены без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.
В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору РФ и соответствующей палате Федерального Собрания. Если дело возбуждено или производство начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий. Генеральный прокурор РФ в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
Вопрос о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания в соответствии со своим регламентом. Палата принимает по данному представлению мотивированное решение, о котором в течение трех дней извещает Генерального прокурора РФ. Отказ палаты дать согласие на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по делу и влекущим прекращение такого дела. Решение о прекращении дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств.
В случае возбуждения дела или начала производства в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, не связанных с осуществлением ими своих полномочий. Генеральный прокурор РФ в любое время до передачи дела в суд направляет в соответствующую палату представление о даче согласия на передачу дела в суд.
Частью парламентского иммунитета является также «свидетельский иммунитет» - право отказа члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы от дачи свидетельских показаний по гражданскому или по уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий.
Закон
о статусе члена Совета Федерации
и депутата Государственной Думы
также устанавливает широкий
круг социальных, финансовых и организационных
гарантий деятельности членов Совета
Федерации и депутатов
Заключение
Таким
образом, статус парламентария определяется
многими правовыми аспектами. Проводимые
в стране реформы - это отражение
критического взгляда на существующий
порядок взаимоотношений
Законодательство
стремится сосредоточить
Опыт
других стран свидетельствует о
том, что становление
Специфика
осуществляемой депутатами деятельности,
в том числе в сфере
Список используемой литературы
4. Н.А. Михалева. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2002, с. 385-386.
5. О.Е. Кутафин. Предмет Конституционного права. М.: Юристъ, 2001, с. 316-319.
6. Конституционное право России. Сборник Конституционно-правовых актов.Т. 2 / Под ред. Кутафина О.Е. / М.: Юристъ, 2000, с. 72.
7. Избирательное право и избирательный процесс в РФ / Под ред. Вешнякова А.А. / М.: Норма, 2003, с. 466-470.
8. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. Т.2.М., Норма, 2007.
13. Интернет-ресурс
http://www.bibliotekar.ru/