Конституционно-правовые основы статуса членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной курсовой работы – раскрыть и как можно полнее отразить конституционно-правовые основы статуса депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. На основе этого можно выделить следующие задачи курсовой работы:

- рассмотреть понятие и принципы деятельности парламентария;

- проанализировать Совет Федерации как верхнюю палату парламента и Государственную Думу как нижнюю палату парламента.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Парламентарий: понятие, принципы деятельности…………………..5
Федеральное Собрание – парламент РФ……………………………..10
Совет Федерации как верхняя палата парламента……………….10
Государственная Дума как нижняя палата парламента………....14
3. Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации
и депутата Государственной Думы…………………………………...…21

Заключение……………………………………………………………….28

Список используемой литературы………………………………………29

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

     2) участие в выполнении поручении соответственно Совета Федерации, Государственной Думы и их органов,

     3) участие в парламентских слушаниях;

     4) внесение законопроектов в Государственную Думу (право законодательной инициативы);

     5) внесение парламентского запроса, депутатского запроса. Под парламентским запросом понимается запрос палаты Федерального Собрания, принятый большинством голосов членов (депутатов) соответствующей палаты и обращенный к указанным в законе должностным лицам по вопросам, входящим в их компетенцию. Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения запроса или в иной установленный соответствующей палатой срок. Депутатский запрос - запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (инициатора запроса), обращенный к указанным в законе должностным лицам по вопросам, входящим в их компетенцию. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок. Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов;

     6) обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания;

     7) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.

      Депутат Государственной Думы также осуществляет свои полномочия в следующих формах:

     1) работа с избирателями. Депутат, избранный по одномандатному округу, поддерживает связь с избирателями своего округа, а депутат, избранный по общефедеральному списку - с избирателями в субъекте (субъектах) РФ, определенном (определенных) соответствующей фракцией в Государственной Думе, созданной избирательным объединением, по списку которого он был избран. В рамках работы с избирателями депутат рассматривает их обращения, ведет прием граждан, вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации;

     2) участие в работе депутатских объединений (фракций и депутатских групп) в Государственной Думе.

     Неприкосновенность (парламентский иммунитет). Важнейшей гарантией осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий является их неприкосновенность в течение всего срока полномочий. Неприкосновенность означает, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления); подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность распространяется также на занимаемые членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.

     В отношении действий по осуществлению  депутатской деятельности (деятельности в качестве члена Совета Федерации), совершенных депутатом Государственной  Думы, членом Совета Федерации, они  не могут без согласия соответствующей  палаты Федерального Собрания быть привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления), допросу, личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей).

     В отношении действий, не связанных  с осуществлением полномочий депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации, указанные лица могут  быть без согласия соответствующей  палаты привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также подвергнуты допросу. Иные действия, перечисленные в ст. 98 Конституции РФ (задержание, арест, обыск, личный досмотр), не могут быть произведены без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.

     В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем  административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору РФ и соответствующей палате Федерального Собрания. Если дело возбуждено или производство начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий. Генеральный прокурор РФ в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

     Вопрос  о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой  Федерального Собрания в соответствии со своим регламентом. Палата принимает по данному представлению мотивированное решение, о котором в течение трех дней извещает Генерального прокурора РФ. Отказ палаты дать согласие на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по делу и влекущим прекращение такого дела. Решение о прекращении дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств.

     В случае возбуждения дела или начала производства в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, не связанных с осуществлением ими своих полномочий. Генеральный прокурор РФ в любое время до передачи дела в суд направляет в соответствующую палату представление о даче согласия на передачу дела в суд.

     Частью  парламентского иммунитета является также «свидетельский иммунитет» - право отказа члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы от дачи свидетельских показаний по гражданскому или по уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий.

     Закон о статусе члена Совета Федерации  и депутата Государственной Думы также устанавливает широкий  круг социальных, финансовых и организационных  гарантий деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной  Думы. [13] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

     Таким образом, статус парламентария определяется многими правовыми аспектами. Проводимые в стране реформы - это отражение  критического взгляда на существующий порядок взаимоотношений государственного аппарата с гражданским обществом. Достижение основной цели этих реформ - повышение эффективности деятельности органов власти, которое невозможно без обеспечения их открытости и доступности для граждан и юридических лиц и результативного взаимодействия с институтами гражданского общества.

     Законодательство  стремится сосредоточить деятельность парламентария именно на общегосударственных  интересах, о чем ярко свидетельствуют  законодательные изменения последнего времени, обеспечивающие за общероссийскими  политическими партиями (фактически за их руководством) монополию на представительство народа в Государственной Думе и исключившие допуск к этому представительству беспартийного большинства народа, а также не признающие статуса политических партий за региональными и местными политическими объединениями.

     Опыт  других стран свидетельствует о  том, что становление высокопрофессионального  и компетентного депутатского корпуса - дело многих десятилетий. Поэтому  поощряется повышение парламентариями  свое квалификации, в частности, получение ими политического, юридического или дипломатического образования. Этим же обстоятельством обусловлена забота о трудоустройстве депутатов после окончания срока их полномочий.

     Специфика осуществляемой депутатами деятельности, в том числе в сфере законодательного процесса, актуализирует вопрос о наличии определенного уровня подготовки, квалификации парламентариев. В связи с этим Конституция устанавливает, что депутатская деятельность должна быть единственным видом трудовой деятельности на весь период мандата. 

      Список  используемой литературы

  1. Зиновьев А.В. Конституционное право России: Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004 г.
  2. Парламентское право России: Курс лекций / Под общ. ред. О.Н. Булакова. - "Юстицинформ", 2007 г.
  3. Онишко Н.В. Парламентаризм как конституционно-правовой институт // Журнал российского права. 2003. № 4

4.      Н.А. Михалева. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2002, с. 385-386.

5.       О.Е. Кутафин. Предмет Конституционного права. М.: Юристъ, 2001, с. 316-319.

6.     Конституционное право России. Сборник Конституционно-правовых актов.Т. 2 / Под ред. Кутафина О.Е. / М.: Юристъ, 2000, с. 72.

7.   Избирательное право и избирательный процесс в РФ / Под ред. Вешнякова А.А. / М.: Норма, 2003, с. 466-470.

8.     Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. Т.2.М., Норма, 2007.

  1. Исаев И.А. История государства и права России. М., Юристъ, 2009.
  2. История отечественного государства и права. Ч.2. / Под редакцией Чистякова О.И. / М., Юристъ, 2003.
  3. Варлен М.В. Народный представитель: теория и практика //Законодательство и экономика. 2005. N 11
  4. Глигич-Золотарева М.В. Актуальные проблемы парламентаризма: реализация законотворческих функций // Гражданин и право. 2006. N 8

13. Интернет-ресурс http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-5/80.htm

Информация о работе Конституционно-правовые основы статуса членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы