Конституционно-правовые основы статуса членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной курсовой работы – раскрыть и как можно полнее отразить конституционно-правовые основы статуса депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. На основе этого можно выделить следующие задачи курсовой работы:

- рассмотреть понятие и принципы деятельности парламентария;

- проанализировать Совет Федерации как верхнюю палату парламента и Государственную Думу как нижнюю палату парламента.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Парламентарий: понятие, принципы деятельности…………………..5
Федеральное Собрание – парламент РФ……………………………..10
Совет Федерации как верхняя палата парламента……………….10
Государственная Дума как нижняя палата парламента………....14
3. Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации
и депутата Государственной Думы…………………………………...…21

Заключение……………………………………………………………….28

Список используемой литературы………………………………………29

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

      По  результатам голосования депутатские  мандаты распределяются между федеральными списками кандидатов, допущенных к  участию в распределении депутатских  мандатов. После распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов проводится распределение депутатских мандатов внутри каждого федерального списка кандидатов между региональными группами кандидатов и общефедеральной частью федерального списка кандидатов (если таковая имеется). [7]

      Согласно  ст.103 Конституции, к ведению Государственной  Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства  РФ, решение вопроса о доверии  Правительству РФ, назначение на должность  и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, назначение на должность и освобождение от должности Председателя счетной палаты и половины состава ее аудиторов, назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом (ФКЗ), объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. В соответствии со ст.105 Конституции Государственной Думой принимаются федеральные законы.

      Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией РФ и Регламентом  Государственной Думы Федерального Собрания РФ. [4]

      Государственная Дума избирает из своего состава Председателя, Первого заместителя и заместителей Председателя. Они избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней. Вопрос о числе заместителей Председателя решается Государственной Думой.

      Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты создается Совет Государственной Думы. В состав Совета входят: Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. В работе Совета участвуют с правом совещательного голоса заместители Председателя Государственной Думы и председатели ее комитетов. На заседаниях Совета вправе присутствовать депутаты Государственной Думы. Совет Государственной Думы, согласно ее Регламенту (ст.14), формирует проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию, принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию, занимается другими делами. [6]

      Государственная Дума собирается на первое заседание  на 30-ый день после избрания. Государственная  Дума собирается на сессии, как правило, на весеннюю и осеннюю. Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями.

      Заседания Государственной Думы проходят по средам и четвергам. Совет Государственной  Думы собирается регулярно. Очередные  заседания Совета Государственной  Думы проходят по вторникам, за исключением  дней работы депутатов в избирательных округах. Комитеты и комиссии Государственной Думы заседают по понедельникам и пятницам. Вторник отводится для работы депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах. По пятницам проводятся парламентские слушания. Каждая последняя неделя месяца предназначается для работы депутатов Государственной Думы с избирателями.

      Решения Государственной Думы принимаются  на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование  может быть поименным. Голосование  на заседании Государственной Думы осуществляется с использованием электронной системы, с использованием бюллетеней и путем опроса депутатов Государственной Думы.

      Правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет Аппарат Государственной Думы. В состав Аппарата входят в качестве самостоятельных структурных подразделений аппараты комитетов и комиссий Государственной Думы, фракций и депутатских групп в Государственной Думе. Контроль за деятельностью Аппарата Государственной Думы осуществляется Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. Наряду с Аппаратом Государственной Думы информационное, экспертное и иное ее обеспечение осуществляется государственными организациями, обеспечивающими деятельность обеих палат Федерального собрания (Парламентская библиотека, Парламентский центр, издательство Федерального собрания и т.д.).

      22 апреля 2005 г. был принят новый Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ", который еще не вступил в действие. Данный закон разительно отличаясь от прежних ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" регламентирует новый порядок выборов депутатов Государственной Думы.

      В отличии от прежних ФЗ, где выборы депутатов Государственной Думы проводились на основе мажоритарной и пропорциональной систем, новый  ФЗ отказался от мажоритарной системы, оставив одну пропорциональную (ст.3 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ") - депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. В связи с этим и изменилось и право выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы. По данному закону ст.7, выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов. Из прежнего закона не было взято понятие избирательный округ, так как была исключена мажоритарная система, предполагающая выборы депутатов по одномандатным округам. Также в ФЗ 2005 г. не содержится понятие избирательного блока, участвуют в выборах только политические партии.

      В отношении финансирования выборов, голосования и подсчета голосов  данным законом введены нормы  практически не отличающиеся от норм прежних ФЗ в частности ФЗ "О  выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" от 20 ноября 2002 года. Изменения также касаются лишь исключением депутатов-одномандатников. [11]

      В целом, значение Государственной Думы как нижней палаты парламента очень  велико. Она не только отражает интересы народа, издавая законы и выполняя определенные важные полномочия, но также является органом, который регламентирует деятельность почти всех других органов и затрагивает почти все сферы жизни общества. Исключение мажоритарной системы выборов ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" 2005 года, на мой взгляд является неправильным. Вот в каком плане: по новому закону гражданин чтобы стать депутатом должен быть членом какой-либо из партий, имеющих право на участие в выборах. И не простым членом, а выдающимся, так сказать заслужившим доверие партии. Гражданин не состоящий ни в одной из партий и поддержанный гражданами для того, чтобы представлять их интересы в Государственной Думе должен вступить в партию, но не факт, что она его выдвинет. Главный принцип осуществления депутатской деятельности - осуществление только интересов народа РФ, также не вяжется с депутатами от политических партий, ведь наиважнейшее место у них занимают интересы партии, а потом уже интересы народа. В этом плане возможны разногласия в Думе, например, как в первых Государственных Думах начала ХХ века. К тому же такие депутаты мало осведомлены о проблемах в стране в связи со своей депутатской деятельностью. По моему мнению, прежний порядок выборов депутатов Думы больше соответствовал принципу равноправия, и политические партии были, и депутаты от народных масс не были ущемлены. [12]

     3. Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации

     и депутата Государственной  Думы

     Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и  депутата Государственной Думы определяется Конституцией РФ (ст. 97 и 98) и Федеральным  законом от 8 мая 1994 г. (в редакции от 5 июля 1999 г.) «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

     Членом  Совета Федерации является представитель  от субъекта РФ, уполномоченный осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законом. Депутатом Государственной Думы является избранный представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законом. [6]

     Осуществление полномочий. Срок полномочий члена Совета Федерации определяется сроком его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) и соответственно исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а срок полномочий представителя двухпалатного законодательного органа субъекта РФ определяется совместным решением обеих палат. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня его избрания депутатом и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий.

     Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной  Думы возможно в случаях:

     1) утраты гражданства РФ либо приобретения гражданства иностранного государства (таким образом, закон не поощряет приобретение членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы двойного гражданства);

     2) вступления в отношении него  в законную силу обвинительного приговора суда;

     3) признания недееспособным на  основании решения суда, вступившего  в законную силу;

     4) смерти;

     5) призыва на военную службу  с его согласия.

     Закон устанавливает также дополнительные основания прекращения полномочий для депутата Государственной Думы:

     1) письменное заявление о сложении  своих полномочий;

     2) избрание депутатом законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта РФ или органа  местного самоуправления, выборным  должностным лицом иного органа  государственной власти или местного самоуправления;

     3) поступление на государственную  или муниципальную службу, вхождение  в состав органа управления  коммерческой организации, занятие  предпринимательской деятельностью  или другой оплачиваемой деятельностью,  кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

     4) роспуск Государственной думы  в случаях, предусмотренных статьями 111  и  117 Конституции РФ.

     Депутат Государственной Думы осуществляет свои полномочия на профессиональной постоянной основе и не вправе быть депутатом законодательного органа субъекта РФ, органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или местного самоуправления; находиться на государственной или муниципальной службе; заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; состоять членом органа управления коммерческой организации.

     Формы деятельности. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы осуществляют свои полномочия в различных формах:

     1) участие в заседаниях соответственно  Совета Федерации, Государственной   Думы, участие в работе комитетов    и комиссий,  палат Федерального Собрания, в работе согласительных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы участвуют в заседаниях соответствующей палаты лично и пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой, комитетом, комиссией, согласительной комиссией.

     Закон о статусе члена Совета Федерации  и депутата Государственной Думы устанавливает такую форму деятельности членов Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы, как совместные заседания палат Федерального Собрания. Однако Конституция РФ в ст. 100 предусматривает, что палаты заседают раздельно. Совместные заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств не являются заседаниями палат Федерального Собрания;

Информация о работе Конституционно-правовые основы статуса членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы