Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:58, курсовая работа
Таким образом, цель данной курсовой работы – раскрыть и как можно полнее отразить конституционно-правовые основы статуса депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. На основе этого можно выделить следующие задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие и принципы деятельности парламентария;
- проанализировать Совет Федерации как верхнюю палату парламента и Государственную Думу как нижнюю палату парламента.
Введение…………………………………………………………………….3
Парламентарий: понятие, принципы деятельности…………………..5
Федеральное Собрание – парламент РФ……………………………..10
Совет Федерации как верхняя палата парламента……………….10
Государственная Дума как нижняя палата парламента………....14
3. Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации
и депутата Государственной Думы…………………………………...…21
Заключение……………………………………………………………….28
Список используемой литературы………………………………………29
По
результатам голосования
Согласно ст.103 Конституции, к ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству РФ, назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, назначение на должность и освобождение от должности Председателя счетной палаты и половины состава ее аудиторов, назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом (ФКЗ), объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. В соответствии со ст.105 Конституции Государственной Думой принимаются федеральные законы.
Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией РФ и Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания РФ. [4]
Государственная
Дума избирает из своего состава Председателя,
Первого заместителя и
Для
предварительной подготовки и рассмотрения
организационных вопросов деятельности
палаты создается Совет
Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-ый день после избрания. Государственная Дума собирается на сессии, как правило, на весеннюю и осеннюю. Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями.
Заседания Государственной Думы проходят по средам и четвергам. Совет Государственной Думы собирается регулярно. Очередные заседания Совета Государственной Думы проходят по вторникам, за исключением дней работы депутатов в избирательных округах. Комитеты и комиссии Государственной Думы заседают по понедельникам и пятницам. Вторник отводится для работы депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах. По пятницам проводятся парламентские слушания. Каждая последняя неделя месяца предназначается для работы депутатов Государственной Думы с избирателями.
Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Голосование на заседании Государственной Думы осуществляется с использованием электронной системы, с использованием бюллетеней и путем опроса депутатов Государственной Думы.
Правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет Аппарат Государственной Думы. В состав Аппарата входят в качестве самостоятельных структурных подразделений аппараты комитетов и комиссий Государственной Думы, фракций и депутатских групп в Государственной Думе. Контроль за деятельностью Аппарата Государственной Думы осуществляется Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. Наряду с Аппаратом Государственной Думы информационное, экспертное и иное ее обеспечение осуществляется государственными организациями, обеспечивающими деятельность обеих палат Федерального собрания (Парламентская библиотека, Парламентский центр, издательство Федерального собрания и т.д.).
22 апреля 2005 г. был принят новый Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ", который еще не вступил в действие. Данный закон разительно отличаясь от прежних ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" регламентирует новый порядок выборов депутатов Государственной Думы.
В отличии от прежних ФЗ, где выборы депутатов Государственной Думы проводились на основе мажоритарной и пропорциональной систем, новый ФЗ отказался от мажоритарной системы, оставив одну пропорциональную (ст.3 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ") - депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. В связи с этим и изменилось и право выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы. По данному закону ст.7, выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов. Из прежнего закона не было взято понятие избирательный округ, так как была исключена мажоритарная система, предполагающая выборы депутатов по одномандатным округам. Также в ФЗ 2005 г. не содержится понятие избирательного блока, участвуют в выборах только политические партии.
В отношении финансирования выборов, голосования и подсчета голосов данным законом введены нормы практически не отличающиеся от норм прежних ФЗ в частности ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" от 20 ноября 2002 года. Изменения также касаются лишь исключением депутатов-одномандатников. [11]
В целом, значение Государственной Думы как нижней палаты парламента очень велико. Она не только отражает интересы народа, издавая законы и выполняя определенные важные полномочия, но также является органом, который регламентирует деятельность почти всех других органов и затрагивает почти все сферы жизни общества. Исключение мажоритарной системы выборов ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" 2005 года, на мой взгляд является неправильным. Вот в каком плане: по новому закону гражданин чтобы стать депутатом должен быть членом какой-либо из партий, имеющих право на участие в выборах. И не простым членом, а выдающимся, так сказать заслужившим доверие партии. Гражданин не состоящий ни в одной из партий и поддержанный гражданами для того, чтобы представлять их интересы в Государственной Думе должен вступить в партию, но не факт, что она его выдвинет. Главный принцип осуществления депутатской деятельности - осуществление только интересов народа РФ, также не вяжется с депутатами от политических партий, ведь наиважнейшее место у них занимают интересы партии, а потом уже интересы народа. В этом плане возможны разногласия в Думе, например, как в первых Государственных Думах начала ХХ века. К тому же такие депутаты мало осведомлены о проблемах в стране в связи со своей депутатской деятельностью. По моему мнению, прежний порядок выборов депутатов Думы больше соответствовал принципу равноправия, и политические партии были, и депутаты от народных масс не были ущемлены. [12]
Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы определяется Конституцией РФ (ст. 97 и 98) и Федеральным законом от 8 мая 1994 г. (в редакции от 5 июля 1999 г.) «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Членом Совета Федерации является представитель от субъекта РФ, уполномоченный осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законом. Депутатом Государственной Думы является избранный представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законом. [6]
Осуществление полномочий. Срок полномочий члена Совета Федерации определяется сроком его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) и соответственно исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а срок полномочий представителя двухпалатного законодательного органа субъекта РФ определяется совместным решением обеих палат. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня его избрания депутатом и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий.
Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы возможно в случаях:
1) утраты гражданства РФ либо приобретения гражданства иностранного государства (таким образом, закон не поощряет приобретение членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы двойного гражданства);
2) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
3) признания недееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу;
4) смерти;
5) призыва на военную службу с его согласия.
Закон
устанавливает также
1)
письменное заявление о
2)
избрание депутатом
3)
поступление на
4)
роспуск Государственной думы
в случаях, предусмотренных
Депутат Государственной Думы осуществляет свои полномочия на профессиональной постоянной основе и не вправе быть депутатом законодательного органа субъекта РФ, органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или местного самоуправления; находиться на государственной или муниципальной службе; заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; состоять членом органа управления коммерческой организации.
Формы деятельности. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы осуществляют свои полномочия в различных формах:
1)
участие в заседаниях
Закон
о статусе члена Совета Федерации
и депутата Государственной Думы
устанавливает такую форму