Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:58, курсовая работа
Таким образом, цель данной курсовой работы – раскрыть и как можно полнее отразить конституционно-правовые основы статуса депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. На основе этого можно выделить следующие задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие и принципы деятельности парламентария;
- проанализировать Совет Федерации как верхнюю палату парламента и Государственную Думу как нижнюю палату парламента.
Введение…………………………………………………………………….3
Парламентарий: понятие, принципы деятельности…………………..5
Федеральное Собрание – парламент РФ……………………………..10
Совет Федерации как верхняя палата парламента……………….10
Государственная Дума как нижняя палата парламента………....14
3. Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации
и депутата Государственной Думы…………………………………...…21
Заключение……………………………………………………………….28
Список используемой литературы………………………………………29
Содержание
Введение……………………………………………
Заключение……………………………………
Список
используемой литературы………………………………………29
Введение
Согласно Конституции (ст.94) Российская Федерация (РФ) имеет свой законодательный и представительный орган – парламент. Как государственно-правовой институт он имеет свою историю. Первые, так называемые парламенты России (Боярская Дума, Земский собор) возникли еще в XIV-XV веках. [8] Идея народного представительства на территории России продолжила свое развитие в эпоху царствования Екатерины II, когда с Запада в Россию начали проникать либеральные идеи: теории разделения властей, теории естественного права и теории общественного договора. Позднее указанные идеи были оформлены в некое подобие теории парламентского государственного устройства России в трудах М.М. Сперанского, Н.М. Муравьева, П.И. Пестеля, и других авторов. [9]
Однако история современного парламента, как общенационального представительного учреждения, отличного от сословных представительных органов времен феодализма, начинается в начале ХХ века, когда парламент становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм - особая система государственного и исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента. [10]
Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся прежде всего разделение властей, представительность и законность.
В наши дни парламент имеет огромное значение для России и его народа, так как является практически единственным органом с помощью которого население страны может осуществлять власть и решать насущные для него проблемы.
В современный период государственная власть представляет собой систему особых общественных отношений и деятельности государственных органов, которая осуществляется посредством установленных законом форм и методов и направлена на создание демократического режима в обществе, защиту прав и свобод человека и гражданина и обеспечение эффективного государственного управления и контроля. Это власть государства, имеющего конкретные цели, функции и правовые средства воздействия на общественные отношения. Разнообразные и многочисленные функции государства обусловливает наличие как специальных органов государства, так и применяемых ими специальных форм и методов воздействия на общество, на само государство, на граждан, благополучие и безопасность которых составляют основную цель государственной деятельности.
В связи с этим значимость парламентаризма как конституционно-правового института трудно переоценить. Теория парламентаризма как составляющая часть науки конституционного права переживает сейчас период бурного развития. Ее задача - указать верные ориентиры в совершенствовании деятельности законодательных органов. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы конституционно-правового статуса депутата как народного избранника и представителя в органах власти. [2]
Таким образом, цель данной курсовой работы – раскрыть и как можно полнее отразить конституционно-правовые основы статуса депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. На основе этого можно выделить следующие задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие и принципы деятельности парламентария;
-
проанализировать Совет Федерации как
верхнюю палату парламента и Государственную
Думу как нижнюю палату парламента.
1. Парламентарий: понятие, принципы деятельности
С принятием Конституции РФ 1993 г. в России сформировался двухпалатный законодательный орган - Федеральное Собрание РФ. По аналогии со многими зарубежными странами палаты Федерального Собрания РФ имеют разные полномочия. В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума принимает законы, а Совет Федерации их рассматривает и утверждает. Приведенные особенности обусловлены различной природой представительства палат. Если Государственная Дума формально признана органом общенационального представительства, то Совет Федерации является палатой, представляющей субъекты РФ.
Членом Совета Федерации является представитель от субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществлять в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Часть 1 статьи 97 Конституции РФ определяет круг лиц, обладающих пассивным избирательным правом на выборах в Государственную Думу, т.е. лиц, из числа которых могут избираться депутаты Государственной Думы и которые, будучи избраны, могут состоять ее членами.
Первое требование, которое Конституция предъявляет к таким лицам, - это наличие у них российского гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) избираться в Государственную Думу и быть ее членами не могут. Прекращение у депутата гражданства Российской Федерации влечет погашение его депутатского мандата и открытие в Государственной Думе вакансии. В то же время Конституция не предусматривает никаких последствий для депутатского мандата, которые бы вытекали из наличия, появления или обнаружения у депутата иного гражданства или иных гражданств. Конституция не возражает против того, чтобы лицо, у которого кроме российского гражданства имеется иное гражданство или иные гражданства, могло быть избрано в Государственную Думу и оставаться в ее составе. Однако действующий избирательный закон, регулирующий выборы в Государственную Думу, стоит на иной позиции.
Второе конституционное требование - достижение установленного возраста. Возрастной ценз для депутатов Государственной Думы составляет 21 год. Из текста Конституции можно сделать вывод, что этот возраст должен быть достигнут не позднее дня голосования, ибо именно в этот день лицо может быть избрано депутатом. В ст. 60 Конституции сказано, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, однако в указанной статье установлена норма, специальная по отношению к общей норме ст. 60, а потому имеющая преимущество.
Третье требование - наличие активного избирательного права. В самой Конституции оно целостным образом не сформулировано. В ч. 1 и 2 ст. 32 сказано лишь, что граждане имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Согласно ч. 3 этой статьи, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. [3]
Согласно ч. 3 ст. 5,
гражданин РФ, проживающий или
находящийся в период подготовки
и проведения выборов за пределами
ее территории, обладает равными с
иными российскими гражданами правами
на выборах депутатов
Конституция не определяет, может ли выдвигаться и регистрироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы лицо, которое в начале избирательной кампании не отвечает какому-либо из указанных в комментируемой части требований, но в день голосования будет этому требованию отвечать. Думается, на этот вопрос следует ответить утвердительно, в случае если соответствие требованиям в день голосования гарантировано, ибо речь идет о требованиях не к кандидату в депутаты, а к депутату Государственной Думы. Соответственно часть 2 ст. 5 упомянутого ФЗ о выборах депутатов Государственной Думы установила, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года на день голосования.
Запрещается
одновременное нахождение лица в
составе обеих палат
Парламентарий осуществляет свои полномочия на постоянной профессиональной основе. Этот принцип говорит лишь о том, что работа депутатов в парламенте является единственным видом их трудовой деятельности, они осуществляют свою деятельность профессионально, получая за эту работу ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты.
Нет необходимости доказывать, какое огромное значение имеет компетентность депутатов для их эффективной работы и деятельности Федерального Собрания в целом. И тем не менее до настоящего времени допускается отождествление понятий «компетентность» и «профессионализм», хотя последние является лишь составной частью первого.
Компетентность
депутатов слагается из их общей
и специальной
Несмотря на очевидность политической составляющей в деятельности палат Федерального Собрания РФ, равно как и любого другого парламента, все-таки доминирующими для них должны быть вопросы разработки и принятия законов. Именно на это их нацеливает Конституция Российской Федерации. Несмотря на всю важность парламента как органа, согласования различных политических интересов, профессиональный парламент - это не клуб политиков, это собрание профессионалов, способных разработать, принять закон и обеспечить его проведение в жизнь. При этом профессионализм депутатов должен проявляться не столько в отражении политики соответствующей партии в конкретном законе, сколько в отражении воли своих избирателей, народа Российской Федерации.