Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:58, курсовая работа
Таким образом, цель данной курсовой работы – раскрыть и как можно полнее отразить конституционно-правовые основы статуса депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. На основе этого можно выделить следующие задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие и принципы деятельности парламентария;
- проанализировать Совет Федерации как верхнюю палату парламента и Государственную Думу как нижнюю палату парламента.
Введение…………………………………………………………………….3
Парламентарий: понятие, принципы деятельности…………………..5
Федеральное Собрание – парламент РФ……………………………..10
Совет Федерации как верхняя палата парламента……………….10
Государственная Дума как нижняя палата парламента………....14
3. Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации
и депутата Государственной Думы…………………………………...…21
Заключение……………………………………………………………….28
Список используемой литературы………………………………………29
На таком понимании сути парламентской деятельности основывается позиция ряда правоведов о принципе равенства прав депутатов и недопущении установления преимуществ депутатских объединений по отношению к депутатам.
Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обязаны соблюдать этические нормы. [1]
2.1. Совет Федерации как верхняя палата парламента
Согласно ч.2 ст.95 Конституции, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В ч.2 ст.96 Конституции указывается, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.
Первый состав Совета Федерации, сформированного в 1993 г., избирался в соответствии с Положением о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания в 1993 г. утвержденным Указом Президента РФ от 11 октября 1993 г. [6]
Согласно этому Положению выборы депутатов Совета Федерации осуществлялись гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать депутатов Совета Федерации принадлежало каждому гражданину РФ, достигшему 18-летнего возраста. Депутатом Совета Федерации мог быть избран гражданин РФ, достигший 21-летнего возраста.
В Совет Федерации избирались по два депутата от каждого субъекта РФ на основе мажоритарной системы по двухмандатным (один округ - два депутата) избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов РФ. В Положении о выборах депутатов Совета Федерации устанавливалось, что число избирательных округов по выборам депутатов Совета Федерации равно числу субъектов РФ.
В соответствии с "Заключительными и переходными положениями" Конституции РФ Совет Федерации первого созыва был избран сроком на два года. Таким образом, порядок выборов Совета Федерации первого состава был исключением из общего принципа формирования этой палаты, установленного ст.95 и 96 Конституции РФ.
5 декабря 1995 г. был принят Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ". [6] Согласно этому закону в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности.
В
настоящее время действует
Членом совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа. [5]
Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий.
Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ принимается тайным голосованием и оформляется постановлением этого органа. Решение высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ. [6]
Решения об избрании (о назначении) членов Совета Федерации направляются в Совет Федерации, принявшими их органами государственной власти субъектов РФ не позднее пяти дней после вступления в силу этих решений.
Члены Совета Федерации - исполняют свои полномочия впредь до вступления в силу решений об избрании (о назначении) новых членов Совета Федерации. Со дня вступления в силу решений об избрании (о назначении) членов Совета Федерации полномочия членов Совета Федерации прекращаются.
Согласно ст.102 Конституции, к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами РФ, утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, решения вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории, назначение выборов Президента РФ, отрешение Президента РФ от должности, назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.
В соответствии со ст.101 Конституции Совет Федерации и Государственная Дума образуют счетную палату. Совет Федерации назначает на должность Председателя счетной палаты и половину состава ее аудиторов.[5]
В соответствии со ст.12 Федерального закона (ФЗ)"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" Совет Федерации рассматривает предложения Президента РФ и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.
Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации, принятым Советом Федерации Федерального Собрания РФ и решениями Совета Федерации. [6]
Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Основной формой работы Совета Федерации являются его заседания, проводимые открыто. Для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с его постоянным функционированием, образуется Совет палаты, являющийся постоянно действующим коллегиальным органом Совета Федерации. В его состав входят Председатель Совета Федерации, его заместители, председатели комитетов Совета Федерации и Комиссии по регламенту и парламентским процедурам.
Председатель Совета Федерации, в частности, представляет на рассмотрение Совета палаты проект повестки дня ее заседания, организует работу Совета палаты, ведет заседание палаты, подписывает постановления Совета Федерации, решает вопросы распределения обязанностей между своими заместителями и др. Заместителя Председателя замещают в его отсутствие, а также осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с распределением обязанностей между ними.
Заседания
Совета Федерации проводятся в период
с 16 сентября по 15 июля. Заседание Совета
Федерации считается
Первоочередному
рассмотрению на заседании Совета Федерации
подлежат послания и обращения Президента
РФ, поправки к гл.3-8 Конституции
РФ; проекты федеральных
Решения Совета Федерации принимаются на его заседаниях открытым или тайным голосованием, открытое голосование может быть поименным. Голосование осуществляется с использованием электронной системы, бюллетенями и путем опроса. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, если иное не предусмотрено Конституцией РФ и Регламентом Совета Федерации.
Совет Федерации создает Аппарат, который состоит из секретариата Председателя Совета Федерации, секретариатов заместителей Председателя Совета Федерации, подразделений правого, информационного, аналитического, организационного, документационного и финансово-хозяйственного обеспечения, кадровой службы, аппаратов Комитета Совета Федерации, комиссии по регламенту и парламентским процедурам, других подразделений. Основными задачами Аппарата Совета Федерации являются правовое, информационно-аналитическое, документационное и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности Совета Федерации и его органов. [6]
В
целом, значение Совета Федерации, как
верхней палаты парламента очень
велико. Он не только представляет интересы
местностей и выражает региональные мнения,
но и является своего рода "тормозом"
по отношению к Государственной Думе,
призванного предотвратить возможность
установления в РФ "тирании большинства",
завоеванного на выборах в Государственную
Думу теми или иными политическими силами.
[11]
2.2. Государственная Дума как нижняя палата парламента
Согласно Конституции РФ (ст.95, 96 и 97), Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.
Первый состав Государственной Думы, сформированный в 1993 г., избирался в соответствии с Положением о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г., утвержденным Указом Президента РФ от 1 октября 1993 г. [6]
В соответствии с этим Положением выборы депутатов Государственной Думы осуществлялись гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать в Государственную Думу принадлежало каждому гражданину РФ, достигшему 18-летнего возраста. Депутатом Государственной Думы мог быть избран гражданин РФ, достигший 21-летнего возраста.
В соответствии с "Заключительными и переходными положениями" Конституции РФ Государственная Дума первого созыва, сформированная в 1993 г., была избрана сроком на два года.
9 июня 1995 г. был принят Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ". Согласно этому закону Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов: 225 депутатов которой избираются по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей в РФ на 225 одномандатных избирательных округов, 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.
В настоящее время действует Федеральный закон от 20 ноября 2002 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ". Согласно этому закону депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать в Государственную Думу принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему на день голосования 18 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший на день голосования 21 года.
Государственная Дума избирается в составе 450 депутатов. 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории РФ и зарегистрированных в РФ, на общее число (225) одномандатных избирательных округов. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.