Источники и принципы административного права. Место административного права в правовой системе РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

Административное право как одна из отраслей правовой системы Российской Федерации объективно связана с таким социальным явлением, которое в общем виде обычно обозначают как управление. Таким образом термин латинского происхождения (администрация - управление) стал универсальным средством для характеристики определенного вида деятельности, то есть совокупности действий, направленных на достижение определенных общественно значимых целей. Регулированием отношений, возникающих в процессе этой деятельности и занимается административное право.

Содержание

Введение.
I. Источники и принципы административного права. Место административного права в правовой системе РФ.
1.1 Понятие и виды источников административного права.
1.2 Принципы административного права.
1.3 Место административного права в системе российского права.
II. Надзор за соблюдением законности деятельности органов исполнительной власти.
2.1 Законность в деятельности органов исполнительной власти.
2.2 Административный надзор.
2.3 Общий надзор органов прокуратуры.
Заключение.
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

     Для выполнения стоящей перед ними задачи и возложенных функций органы административного надзора наделены полномочиями, имеющими надведомственный характер, которые позволяют им не только осуществлять надзор, но и воздействовать в пределах своей компетенции на деятельность поднадзорных объектов14.

     Действующие нормативные акты закрепляют несколько  групп полномочий органов, осуществляющих административный надзор:

     1.полномочия  по предупреждению правонарушений

     2.полномочия  по пресечению правонарушений

     3.полномочия  по привлечению к ответственности  виновных лиц.

     4.полномочия  по нормотворчеству15.

          Полномочия по предупреждению  правонарушений позволяют органам административного надзора вскрывать и требовать устранения обнаруженных правонарушений, причин и условий их совершения, принимать меры по предупреждению и предотвращению других правонарушений.

     Осуществляя деятельность по предупреждению правонарушений, органы административного надзора вправе беспрепятственно посещать поднадзорные объекты и проводить на них проверки по всем необходимым вопросам, входящим в их компетенцию, получать при этом необходимые материалы, сведения, справки, объяснения; заслушивать руководителей  поднадзорных объектов; давать разрешение на производство отдельных работ, а также заключения по объектам строительства производственных и непроизводственных объектов (зданий, сооружений), на производство машин, агрегатов, изготовление и выпуск медикаментов, продуктов питания; участвовать в различных комиссиях по приемке в эксплуатацию соответствующих объектов, по расследованию обстоятельств и причин аварий и тяжелых несчастных случаев, объявлять карантин и закрывать при необходимости границы; досматривать транспортные средства и запрещать их движение и др16.

     В целях профилактики правонарушений органы административного надзора  осуществляют методическое руководство  деятельностью поднадзорных объектов по вопросам своей компетенции, координирует ее, разрабатывают мероприятия по ее совершенствованию.

     Вторую  группу составляют полномочия по пресечению правонарушений. Они применяются  для того, чтобы принудительным путем  прекратить правонарушение, предотвратить  либо уменьшить вредные последствия от их совершения. Основанием применения данных полномочий является начавшееся либо длящееся правонарушение. Они выражаются в применении мер административного пресечения к правонарушителям, в принудительном прекращении противоправных действий.

     Обладая данными полномочиями, органы административного  надзора вправе давать обязательные для исполнения предписания о  приостановлении работ, ведущихся  с нарушением соответствующих норм, правил безопасности, а в случае крайней необходимости,  связанной  с угрозой жизни людей, они сами останавливают такие работы. На основании вынесенного постановления они приостанавливают полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений;  запрещают эксплуатацию технически неисправных транспортных средств, изготовление промышленных товаров и продуктов питания, опасных (вредных) для жизни и здоровья граждан; приостанавливают действие ранее выданного разрешения на право ведения определенного вида деятельности; отстраняют либо ставят вопрос об отстранении от работы лиц, систематически нарушающих соответствующие нормы, правила и т.д. Такими полномочиями наделены Государственная инспекция по безопасности дорожного движения, органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, Государственная противопожарная служба и др.

     Реализую  полномочия по предупреждению и пресечению правонарушений, органы административного  надзора наделены правом привлекать виновных лиц к административной ответственности. В пределах своей компетенции они самостоятельно возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают административные наказания. Перечень органов административного надзора, имеющих право рассматривать дела об административных правонарушениях, дан в гл. 23 КоАП. В нем также определена подведомственность дел каждого из этих органов.

     Действующим законодательством определенным органом  административного надзора предоставлено  право налагать штрафы на физических и юридических лиц17.

     Те  органы административного надзора, которые не наделены правом налагать административные наказания, направляют материалы о правонарушении судьям, органам и должностным лицам, уполномоченным рассматривать соответствующие дела.

     Последнюю группу составляют полномочия по нормотворчеству. Однако федеральные службы в принципе не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование. Но оно возможно в  случаях установленных указами  Президента РФ  и постановлениями  Правительства РФ.

     Таким образом, административный надзор как  разновидность контроля представляет собой деятельность специально уполномоченных государственных органов, должностных  лиц, осуществляемую независимо от ведомственных  границ и форм собственности, направленную на обеспечение, с использованием мер административного принуждения, единообразного исполнения специальных правовых норм и общеобязательных правил органов исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Цель - обеспечить безопасность граждан, общества, государства, а также надлежащее качество продукции, услуг и работ18.

       2.3. Общий надзор органов прокуратуры.

     В соответствии с Законом РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» с внесенными изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г. на органы прокуратуры от имени Российской Федерации возложено осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Надзорная деятельность органов прокуратуры включает в себя ряд направлений или отраслей, одной из которых является общий надзор.

       Предметом надзора являются19:

     1.соблюдение Конституции  Российской Федерации и исполнение  законов, действующих на территории  Российской Федерации, федеральными  министерствами, государственными  комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

     2.соответствие законам  правовых актов, издаваемых органами  и должностными лицами.

     Прокуратура не осуществляет надзор за актами, издаваемыми  Правительством РФ. Это – прерогатива конституционного контроля. Однако если принятое Правительством РФ постановление противоречит Конституции РФ и ее законам, то Генеральный прокурор вправе информировать об этом Президента РФ20.

     Прокуратура наделена комплексом полномочий, позволяющих прокурорам своевременно реагировать на нарушение законности в управлении, принимать меры по устранению причин и условий ее нарушения, восстанавливать нарушенные права, привлекать к ответственности виновных лиц.

     Полномочия  прокурора по осуществлению общего надзора закреплены в ст. 22 - 27 Закона о прокуратуре РФ. В соответствии со своей компетенцией он вправе, по предъявлению служебного удостоверения, беспрепятственно входить на территорию и в помещения объектов надзора, проверять исполнение ими законов; требовать от руководителей и иных должностных лиц объектов надзора предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, в том числе актов, изданных ими с нарушением закона.

     Прокурор  имеет право требовать от должностных лиц выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов, по которым необходимы специальные знания; проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных ил подведомственных им организаций, предприятий, учреждений в связи с имеющимися у него сведениями о нарушении закона. Должностные лица, которым поступило требование прокурора о проведении проверок и ревизий, обязаны незамедлительно приступить к его исполнению21.

     Прокуратура наделена правом координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

     В процессе общенадзорной деятельности прокурор рассматривает и проверяет  заявления, жалобы и иные сообщения  о нарушении прав и свобод человека и гражданина и в случае обнаружения  таковых принимает меры по их пресечению и предупреждению, привлечению к ответственности виновных в нарушении закона лиц.

      Прокурор или  его заместитель в случае установления  факта нарушения закона органами  и должностными лицами:

     -освобождает  своим постановлением лиц, незаконно  подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

     -опротестовывает  противоречащие закону правовые  акты, обращается в суд или  арбитражный суд с требованием  о признании таких актов недействительными;

     -вносит представление  об устранении нарушений закона.

     Проверки  исполнения законов, законности издаваемых поднадзорными объектами правовых актов, нарушения прав и свобод граждан  осуществляются прокуратурой на основании  поступившей информации о нарушении  законности22.

     Реализую  свои полномочия, органы прокуратуры не вправе вмешиваться в оперативно – хозяйственную деятельность поднадзорных объектов, подменять собой иные государственные, в том числе контрольные, органы. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, обязательны для исполнения адресатом в установленный срок. Их неисполнение влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

     В целях обеспечения законности в  сфере управления органы прокуратуры  используют в своей работе соответствующие  методы, к которым относятся:

     1. Проверка исполнения законов поднадзорными объектами. Итогами проверок являются справки, в которых дается анализ вскрытых нарушений законности, причин и условий, их порождающих, предлагаются меры по их устранению. Справки направляются в соответствующие органы, организации для принятия мер по устранению выявленных нарушений законности.

     2. Проверка правовых актов, издаваемых  поднадзорными объектами, и действий  должностных лиц, порождающих  юридические последствия. Такие  проверки осуществляются с целью  установления соответствия актов и действий закону, иным нормативным актам. При этом выясняется, нарушены ли права и законные интересы граждан, общества, государства исполнением проверяемых актов, действий, нанесен ли им ущерб.

     3. Участие соответствующих прокуроров  в заседаниях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Участие в таких заседаниях позволяет прокурору уже на стадии рассмотрения и принятия правовых актов давать им юридическую оценку.

     Они вправе участвовать также в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

     4. Изучение и обобщение сведений о нарушении законности, поступающих в прокуратуру либо публикуемых в средствах массовой информации, и принятие по ним соответствующих мер23.

     В случае нарушения законности прокурор обязан реагировать соответствующим  образом. В Законе закреплены четыре формы реагирования прокурора на нарушение законности.

     В порядке общенадзорной деятельности прокурор вносит протест на противоречащий закону правовой акт24.

     Протест приносится в орган или должностному лицу, издавшему акт, либо в суд. В  нем прокурор излагает требование об отмене правового акта или его части либо о приведении его в соответствие с законом.

     Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления  в соответствующий орган, организацию, должностному лицу. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения законности, прокурор вправе установить более короткий срок рассмотрения протеста. Ответ прокурору на протест дается в письменной форме.

     Протест прокурора на правовой акт содержит определенные реквизиты: наименование опротестованного акта; кем и когда он был издан; содержание опротестованного акта либо части его; правовое обоснование незаконности изданного акта; указание на нарушение нормы закона или подзаконного акта; требование прокурора об отмене или приведение в соответствие с законом опротестованного акта; предложение о рассмотрении протеста в установленный законом 10-дневный срок; должностное положение прокурора, его классный чин, дату принесения протеста.

Информация о работе Источники и принципы административного права. Место административного права в правовой системе РФ