Источники и принципы административного права. Место административного права в правовой системе РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

Административное право как одна из отраслей правовой системы Российской Федерации объективно связана с таким социальным явлением, которое в общем виде обычно обозначают как управление. Таким образом термин латинского происхождения (администрация - управление) стал универсальным средством для характеристики определенного вида деятельности, то есть совокупности действий, направленных на достижение определенных общественно значимых целей. Регулированием отношений, возникающих в процессе этой деятельности и занимается административное право.

Содержание

Введение.
I. Источники и принципы административного права. Место административного права в правовой системе РФ.
1.1 Понятие и виды источников административного права.
1.2 Принципы административного права.
1.3 Место административного права в системе российского права.
II. Надзор за соблюдением законности деятельности органов исполнительной власти.
2.1 Законность в деятельности органов исполнительной власти.
2.2 Административный надзор.
2.3 Общий надзор органов прокуратуры.
Заключение.
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

Содержание

 
Введение.
    3
I. Источники и принципы административного права. Место административного права в правовой системе РФ.
    4
1.1 Понятие и виды источников административного права.
    4
1.2 Принципы  административного права.
    9
1.3 Место административного права в системе российского права.
    14
II. Надзор за соблюдением законности деятельности органов исполнительной власти.
    18
2.1 Законность  в деятельности органов исполнительной  власти.
    18
2.2 Административный  надзор.
    23
2.3 Общий  надзор органов прокуратуры.
    28
Заключение.
    35
Список  используемой литературы
    37

Введение

 

     Первостепенной  задачей любой правовой науки  является правильное определение и  обоснование ее предмета. Данная проблема актуальна и для административного  права, которое переживает существенные изменения в последние годы. Закрепление в Конституции Российской Федерации принципа разделения властей, обособление института исполнительной власти, выход на арену в качестве субъекта административного права коммерческих структур - все это существенно повысило значение административного права в правовой системе РФ.

     Административное  право как одна из отраслей правовой системы Российской Федерации объективно связана с таким социальным явлением, которое в общем виде обычно обозначают как управление. Таким образом термин латинского происхождения (администрация - управление) стал универсальным средством для характеристики определенного вида деятельности, то есть совокупности действий, направленных на достижение определенных общественно значимых целей. Регулированием отношений, возникающих в процессе этой деятельности и занимается административное право.

     Административное  право, как совокупность правовых норм, является одной из самых крупных  отраслей права, что обусловлено, в  свою очередь, большим объемом предмета правового регулирования и разнообразием охватываемых им отношений. Поэтому систематизация норм отрасли, которая проводится во всех отраслях права, здесь имеет еще большее значение. 
 
 
 

I. Источники и принципы административного права. Место административного права в правовой системе РФ.

 

     1.1 Понятие и виды  источников административного  права.  

     Под источниками административного  права понимают различные формы  его внешнего выражения, в которых  норма административного права  проявляет все властно - регулирующие воздействия на общественные отношения.1

     Особенностью  отрасли административного права  является разнообразие и множество  источников его юридических норм. Это детерминировано самим предметом  отрасли, разнообразием и большим  числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти. Юридические нормы нуждаются во внешних формах своего выражения. Они должны быть оформлены так, чтобы с ними могли познакомиться люди, которым они адресованы. Нормы права включают пункты, параграфы в акты государственных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, являются источниками права, внешними причинами его выражения.

     Источниками административного права являются акты государственных органов, в которых содержатся административно - правовые нормы.

     Для правовой регламентации такой сложной, разнообразной и широкой сферы  как сфера государственного управления вызывает необходимость издания огромного количества законов и подзаконных актов.

     Существует  значительное число чисто административно - правовых источников. При этом нормы  административного права содержаться  как в собственно административно-правовых актах, так и в “смешанных” многоотраслевых, содержащих одновременно нормы разных отраслей права (например, административного и уголовного).

     В зависимости от того, кем приняты  акты, содержащие нормы, а значит, и  по их юридической силе все источники  административного права нужно  разделить на несколько типов:

    • Акты, принятые на основе референдумов и акты представительных законодательных органов государственной власти;
    • Акты Президента Российской Федерации;
    • Акты государственной администрации;
    • Акты органов местного самоуправления;
    • Публичные договоры;
    • Акты правосудия;
    • Административные обыкновения;
    • Международные договоры.

     В первой группе источников можно различать:

    • Конституция Российской Федерации;
    • Федеральные конституционные законы (О Правительстве Российской Федерации, об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации);
    • Федеральные законы и законы РСФСР (Основы законодательства» кодексы и др.);
    • Законодательные акты РСФСР (декларации, положения, акты об амнистии и другие акты Верховного Совета РСФСР, палат Федерального собрания Российской Федерации.);
    • Акты палат Федерального собрания Российской Федерации;
    • Законодательные акты субъектов Федерации:

         а) конституции, уставы субъектов Федерации;

         б) законы субъектов Федерации.

     Вторая  группа — акты Президента Российской Федерации, поскольку Конституция Российской Федерации не отнесла Президента ни к одной из трех ветвей власти. Президент и его акты занимают особое место в правовой системе России. Акты Президента — важнейший источник административного права. Акты Президента Российской Федерации — это:

     а) указы Президента;

     б) распоряжения Президента.

     Третья  группа — акты государственной администрации  — самая многочисленная как по количеству актов, так и по их источникам.

     Административные  акты федеральных органов и организаций:

    • постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
    • постановления, приказы, инструкции, положения, издаваемые федеральными министерствами и другими центральными федеральными органами специальной компетенции;
    • приказы, постановлении, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций государственных федеральных учреждение предприятий, вооруженных формирований;
    • акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и др.;
    • акты Банка России.

     Административные  акты субъектов Федерации:

    • указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций);
    • постановления и распоряжения правительств субъектов Российской Федерации;
    • приказы, постановления центральных органов специальной компетенции субъектов Российской Федерации;
    • приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве);
    • приказы и инструкции, издаваемые администрациями, государственных предприятий, учреждений субъектов Российской Федерации.

     Акты  органов местного самоуправления, различного характера.

       В правовой жизни России постепенно увеличивается роль публичных договоров, содержащих нормы административного права. В пятую группу источников административного права входят четыре вида договоров2:

     Федеративные  договоры, т.е. договоры между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами. Уже заключено более 10 подобного рода соглашений Российской Федерации с ее субъектами3.

     Административные  договоры.

     Соглашения  между общефедеральными объединениями  профсоюзов, работодателей и Правительством России, а также аналогичные трехсторонние соглашения, заключаемые на уровне субъектов Федерации между профсоюзами, предпринимателями и администрациями субъектов Федерации».

       Акты правосудия все чаще становятся  источниками административного  права:

    • Акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов, которые признаны не соответствующие закону или решением вышестоящих органов, подзаконные акты вплоть до постановлений правительства Российской Федерации;
    • Постановления конституционного суда Российской Федерации, конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации;
    • Акты либо их отдельные положения признанные не конституционными юридической силы не имеют.

     В России акты правосудия не считаются  правовыми прецедентами. И существующие суды осуществляют нормотворчество путем признания действующих норм несоответствующими нормам, имеющим более высокую юридическую силу. Существуют два вида актов правосудия как источников права. Во-первых, акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства России.

     Второй  вид актов правосудии, которые  признаны источниками административного  права, — постановления Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Конституционному Суду РФ предоставлены полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции России федеральных законов, указов Президента, актов Правительства РФ и ряда других актов, названных в ст. 125 Конституции» Акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

       Административные обыкновения, в  данном случае имеются в виду  локальные юридические нормы.  Они являются обычаями, поскольку  не закреплены ни устно, ни письменно. Это неформальные нормы деятельности. По поводу распределения дел между служащими, по поводу процедур визирования документов.

       Международные акты. Действующая  Конституция впервые в практике  отечественного законотворчества  закрепила положения согласно которым “общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан РФ”. Международными актами, например, регулируются некоторые вопросы безвизового пересечения границ, таможенного контроля, дорожного движения.4

     В ч. 4 ст. 15 Конституции России сказано: «Если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора». Конечно, правительство, министерство не вправе заключать с органами зарубежных государств договоры, которые противоречат законам России.

     Единого административного кодекса нет  и его невозможно создать.

     Во-первых, потому, что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которого требует правовое регулирование управления.

     Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение  органов исполнительной власти в  центре и на местах возможности регулирования общественных отношений.

     В целом же, по мнению отечественных  юристов, административное право относится  к числу самых несистематизированных  отраслей правовой системы Российской Федерации. Во многом это обуславливается  многопрофильностью системы административного права. Однако, многообразие административно-правовых норм и источников административного права остро ставит проблему его систематизации и кодификации. Именно поэтому на страницах современных периодических изданий юридического профиля активно обсуждается вопрос о том, какое именно законодательное оформление должна получить в будущем система российского административного права.

Информация о работе Источники и принципы административного права. Место административного права в правовой системе РФ