Источники и принципы административного права. Место административного права в правовой системе РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

Административное право как одна из отраслей правовой системы Российской Федерации объективно связана с таким социальным явлением, которое в общем виде обычно обозначают как управление. Таким образом термин латинского происхождения (администрация - управление) стал универсальным средством для характеристики определенного вида деятельности, то есть совокупности действий, направленных на достижение определенных общественно значимых целей. Регулированием отношений, возникающих в процессе этой деятельности и занимается административное право.

Содержание

Введение.
I. Источники и принципы административного права. Место административного права в правовой системе РФ.
1.1 Понятие и виды источников административного права.
1.2 Принципы административного права.
1.3 Место административного права в системе российского права.
II. Надзор за соблюдением законности деятельности органов исполнительной власти.
2.1 Законность в деятельности органов исполнительной власти.
2.2 Административный надзор.
2.3 Общий надзор органов прокуратуры.
Заключение.
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

     Существуют  глубокие органические связи административного  права с таможенным. Организация управления таможенным делом, статус и система таможенных органов, ответственность за административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов — эти и другие аспекты, связанные с таможенной деятельностью, регулируются нормами административного права.

     Административное  право, а точнее его институт —  административно-процессуальное право — тесно взаимодействует с уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. Так, вопросы обжалования действий (решений) государственных служащих, нарушающих права и свободы граждан, регулируются как законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г., так и Гражданско-процессуальным кодексом.

     Приведенный краткий анализ взаимодействия административного  права с другими отраслями  российского права указывает  на то, что консолидация, стирание границ между ними отражают объективно существующую тенденцию, которая будет постоянно усиливаться. 
 

II. Надзор за соблюдением законности деятельности органов исполнительной власти.

 

     2.1. Законность в деятельности органов исполнительной власти.

     Законность  — атрибут существования и развития демократически организованного общества. Она необходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, осуществления демократии, образования и функционирования гражданского общества, научно обоснованного построения и рациональной деятельности государственного аппарата. Она обязательна для всех элементов государственного механизма (государственных органов, государственных организаций, государственных служащих), гражданского общества (общественных, религиозных организаций, независимых газет, неформальных объединений и др.) и для всех граждан. В нашей юридической науке она понимается как «неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями»5.

     В юридической литературе законность рассматривается с разных сторон: и как принцип государственной деятельности, и как метод государственного руководства обществом, и как режим системы взаимоотношений населения с государственными органами. Все эти подходы правомерны, хотя и нуждаются в определенной корректировке. Но самая важная сторона законности раскрывается в ее определении как режима взаимоотношений граждан и организаций с субъектами власти, который благоприятствует обеспечению прав и законных интересов личности, ее всестороннему развитию, формированию и развитию гражданского общества, успешной деятельности государственного механизма.

     Такой режим необходим во всех областях социальной жизни, но особую значимость он имеет в системе взаимоотношений субъектов административной власти между собою и с гражданами, негосударственными организациями.

     Во-первых, субъекты исполнительной власти представляют многочисленную группу, с ними люди, негосударственные организации, трудовые коллективы контактируют намного чаще, чем с прокуратурой, судами, представительными органами. Число государственных служащих, связанных с исполнительно-распорядительной деятельностью, во много раз превышает численность всех служащих, занимающихся иной государственной деятельностью.

     Во-вторых, субъекты исполнительной государственной  власти осуществляют правоприменение  и издают большое число нормативных актов, они обладают большими властными полномочиями.

     В-третьих, они непосредственно распоряжаются  огромными материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами.

     В-четвертых, органы исполнительной власти, их должностные  лица вправе осуществлять внесудебное  принуждение, юрисдикционную деятельность, в их непосредственном ведении находится механизм физического принуждения, защиты (армия, милиция, исправительно-трудовые учреждения и т. д.).

     В-пятых, они наделены дискреционными полномочиями свободой усмотрения, которая служит одним из средств выполнения государственными органами возложенных на них задач и полномочий6.

     Уровень законности в государстве, прежде всего, зависит от ее состояния в исполнительно-распорядительной деятельности. Когда он здесь низок, то даже если иные ветви государственного механизма неукоснительно выполняют юридические предписания, есть основания говорить о разрушении, кризисе режима законности.

       Обеспечение законности и дисциплины  достигается при помощи организационно-правовых  средств. В своей совокупности  они представляют собой способы  обеспечения законности и дисциплины, а также систему этих способов7.

     Данная  система включает в себя значительное число различных государственных  органов, деятельность которых в  разной степени связана с обеспечением законности и дисциплины.

     Для одних органов обеспечение законности и дисциплины является лишь одной из многочисленных функций по руководству, управлению отраслью, сферой, комплексом (например, транспортным, промышленно –энергетическим и др.). В данном случае деятельность по обеспечению законности и дисциплины осуществляется этими органами в границах их основной деятельности, не связанной в целом с институтом законности и дисциплины.

     Наряду  с этим государством  образуются и такие органы, деятельность которых  напрямую направлена на обеспечение законности и дисциплины в государственной и общественной жизни, в том числе и в сфере управления (например, суды, прокуратура, федеральные службы и др.).

     Все органы, занимающиеся вопросами обеспечения  законности и дисциплины, наделены для этого юридически-властными полномочиями, что придает их деятельности государственно-правовой характер. Такая деятельность понимается в качестве способа обеспечения законности и дисциплины8.

     Она осуществляется различными органами государственной  власти, а также местного самоуправления.

     Особая  роль в обеспечении законности и  дисциплины принадлежит Президенту РФ как гаранту Конституции РФ, прав и свобод гражданина.

     В процессе деятельности по обеспечению  законности и дисциплины  в сфере  управления названные органы используют в пределах предоставленной компетенции контроль и его разновидности – проверку исполнения и надзор9.

     Контроль  является довольно широкой и объемной правовой категорией.

     Сущность  и назначение контроля состоят:

     а) в наблюдении за функционированием  соответствующего подконтрольного объекта;

     б) в получении объективной и  достоверной информации о состоянии  законности и дисциплины;

     в) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;

     г) в выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям;

     д) в принятии мер по привлечению  к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

     Иначе говоря, посредством контроля его  субъекты выясняют, соответствует ли деятельность органов исполнительной власти, действия должностных лиц установлениям правовых норм. Вместе с тем контролю подлежат и те действия граждан и их общественных объединений,  которые «замыкаются» на сфере управления.

     Контроль, таким образом, призван обеспечить строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами.

     Проверка  исполнения тесно связана с контролем  и является составной частью контроля. Она представляет собой такую деятельность, которая позволяет выяснить, что и как сделано во исполнение предписаний и требований закона, подзаконного акта, соответствующего решения (например, вышестоящего органа управления).

     Проверка  исполнения является также необходимым и неотъемлемым элементом повседневной, оперативной управленческой деятельности руководителей различного ранга (уровня), поскольку одной из их обязанностей является наблюдение за своевременным и правильным исполнением возглавляемыми ими или подведомственными им органами, предприятиями, организациями, работниками различных решений, указаний, распоряжений, мероприятий, служебных и трудовых обязанностей10.

     Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осуществляющих, подразделяется на два вида.

     Первый  вид связан с деятельностью органов прокуратуры по надзору за соблюдением законов в сфере управления (общий надзор).

     Другой  вид надзора – административный надзор. Его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, нормы санитарии и др.).

     Наиболее  характерные черты надзора сводятся к следующему:

     а) органы надзора (в том числе и  прокурорского) осуществляют свои функции  полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля – в основном в  отношении организационно подчиненных  и в некоторых случаях в отношении неподчиненных объектов;

     б) в процессе контроля могут применяться  меры дисциплинарного воздействия  в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются  меры административного воздействия  к физическим и юридическим лицам;

     в) по ныне действующему законодательству органы контроля занимаются проверкой  различных сторон деятельности подконтрольного  объекта; органы административного  надзора проверяют соблюдение специальных  правил на поднадзорных им объектах11.

     Как специфический регулятор общественных отношений закон, юридическая норма должна соответствовать существующему в стране уровню экономики, организационной зрелости, культуры, морально-этическим нормам. Законодательство должно быть средством легализации права государством во имя интересов общества и граждан. Законность — это, прежде всего, наличие достаточного количества юридических норм высокого качества, а затем их строгое соблюдение всеми субъектами права.

     Для практики государственного строительства, для граждан и юридической науки рассматриваемая проблема всегда была очень важной. Ее значение актуализировалось в связи с формированием гражданского общества, с одной стороны, и «войной законов», обострившимися национальными противоречиями, ростом числа преступлений и иных правонарушений, с другой.

     Таким образом, законность является важной составляющей функционирования государства как  единого целого, поэтому  очень  важна роль государства в обеспечении  законности во всех сферах деятельности общества и, в первую очередь, в такой немаловажной сфере как управление.

    2.2. Административный надзор

     Административный  надзор представляет собой  специфическую  разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в  сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, пожарной безопасности, торговли, санитарные, природоохранительные и другие нормы). Он осуществляется в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан.

     Субъектами  административного надзора являются федеральные службы, государственные  инспекции (Государственная инспекция  по безопасности дорожного движения и др.).

     Особенности административного надзора состоят  в том, что, во-первых, между субъектами и объектами надзора отсутствует  организационная соподчиненность, т.е. деятельность органов надзора  распространяется, как правило, на поднадзорные объекты, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. Следовательно, административный надзор по своему характеру является надведомственным.

     Во-вторых, субъекты надзора вправе, при соответствующих  обстоятельствах, применять к объектам надзора меры административного принуждения12.

     Основной  задачей органов административного  надзора, вытекающей из характера содержания их деятельности, является обеспечение  четкого, единообразного исполнения норм и специальных правил, т.е. обеспечение  законности в управлении. Решение данной задачи осуществляется путем предупреждения, пресечения правонарушений, привлечение к ответственности виновных лиц13.

Информация о работе Источники и принципы административного права. Место административного права в правовой системе РФ