Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:23, контрольная работа
Исполнительная власть является самостоятельной и независимой в той же мере, что и две другие ветви власти – законодательная и судебная. Установленные конституционными и законодательными нормами полномочия органов исполнительной власти присуще только ей, и ни один орган не имеет права вторгаться в ее компетенцию.
Введение 3
1. Органы исполнительной власти: понятие, система и правовое положение 6
1. 1. Понятие и принципы органов исполнительной власти 6
1.2. Классификация органов исполнительной власти 12
1.3. Полномочия органов исполнительной власти: регулирование, реализация 14
2. Система и структура федеральных органов исполнительной власти и их правовое положение 17
2.1. Система федеральных органов исполнительной власти 17
2.2. Правительство РФ в системе органов исполнительной власти 23
2.3. Федеральные органы исполнительной власти РФ 26
3. Территориальные органы федеральной исполнительной власти как элемент единой системы 32
3.1. Территориальные органы федеральной исполнительной власти в субъектах Федерации 32
3.2. Правовое положение территориальных органов федеральной исполнительной власти в единой системе федеральной исполнительной власти 34
Заключение 41
Список использованных источников 43
Федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы страны, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральные агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Таким образом, пять предложенных групп функций в соответствии с числом разновидностей федеральных органов перегруппировано в три. В соответствии с ними функции правоустанавливающие, контрольные и правоприменительные отделились друг от друга. Однако деление это утрачивало смысл из-за предусмотренного указом подчинения федеральных служб и агентств министерствам.
Ряд аналитиков усматривает в этом фактическое сохранение института вице-премьеров и увеличение их числа. В соответствии с указом в правительстве остается один вице-премьер, к 14 министрам в ранге министра добавлен руководитель аппарата правительства, что уже бывало в прежних составах. В результате предложенной реорганизации Россия получила одно из самых компактных правительств в своей истории. Невелико оно и по сравнению с правительствами других государств36.
В настоящее время из 13 Федеральных служб напрямую подчинено Правительству РФ только пять: архивная служба; служба геодезии и картографии; служба земельного кадастра; служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; служба по финансовому оздоровлению и банкротству; а остальные восемь находятся в прямом подчинении: Государственная фельдъегерская служба; Служба внешней разведки; Федеральная служба безопасности; Федеральная служба железно дорожных войск; Федеральная служба охраны; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная служба специального строительства; Федеральная пограничная служба.
Из 8 ныне существующих Российских агентств Президенту подчинено только одно - Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ. А остальные находятся в непосредственном ведении Правительства РФ - авиационно-космическое агентство; агентство по боеприпасам; агентство по обычным вооружениям; агентство по системам управления; агентство по судостроению; агентство по патентам и товарным знакам; агентство по государственным резервам.
Оба федеральных надзора (Федеральный горный надзор и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности) находятся в прямом подчинении и полном ведении Правительства РФ.
Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы; российское агентство - генеральный директор российского агентства, а федеральный надзор - начальник федерального надзора.
К иным федеральным
органам исполнительной власти относятся
Главное управление специальных
программ Президента РФ; Государственная
техническая комиссия при Президенте
РФ и Управление делами Президента
РФ, действующее в узких
Исполнительная власть РФ реализуется не только через центральные органы государственной администрации, но и через их территориальные структуры в тех случаях, когда эти органы образуют такие структуры.
Территориальные
органы федеральной исполнительной
власти - важнейший элемент единой
системы федеральной
Основы
конституционного статуса территориальных
органов закреплены в части 1 статьи
78 Конституции, в соответствии с
которой они создаются в
Деятельность
территориальных федеральных
Территориальные
федеральные органы министерств
и ведомств Российской Федерации
входят в систему органов
Территориальные
органы действуют на основе Конституции
и иных законодательных актов
Российской Федерации, указов и распоряжений
Президента, постановлений и распоряжений
Правительства и
Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов производится соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти по согласованию с администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Те же вопросы на территории автономного округа, входящего в край, область, решаются по взаимному согласию сторон.
Назначение
на должность и освобождение от должности
руководителей территориальных
органов производится соответствующим
центральным органом
Численность аппарата, структура, штаты и фонд оплаты труда территориальных органов определяются с учетом особенностей региона по согласованию соответствующих органов Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Финансирование
деятельности территориальных органов
осуществляется, как правило, за счет
средств республиканского бюджета
Российской Федерации, а также соответствующих
бюджетов субъектов Федерации и
других источников финансирования, установленных
законодательством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов
Федерации оказывают
В случаях передачи центральными органами федеральной исполнительной власти части своих полномочий на региональный уровень или передачи органами исполнительной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга части своих полномочий на федеральный уровень условия финансирования и материально-технического обеспечения деятельности соответствующих территориальных органов определяются на основе взаимных соглашений.
Основные
задачи и функции территориальных
органов определяются исходя из задач
и функций соответствующих
Положения о территориальных органах федеральной исполнительной власти, как правило, содержат предписания, закрепляющие правовое положение их органов в субъектах Федерации. Однако статус федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах Федерации регулируется не только в подзаконных актах, но и в положениях, утверждаемых, в зависимости от подведомственности соответствующего органа, указами Президента или постановлениями Правительства.
Функции и полномочия федеральных органов иногда закрепляются непосредственно в законах, например, в законах, регламентирующих деятельность ФАПСИ, ФСБ и др. Сфера правового регулирования таких законов значительно шире, в них закрепляется статус сотрудников органов и социально-правовые гарантии их деятельности. Как правило, они регулируют статус так называемых силовых министерств и ведомств, т.е. федеральных органов исполнительной власти, в систему которых входят подчиненные им воинские формирования.
Законы
определяют правовое положение всей
системы соответствующих
Недостатки и проблемы в правовой регламентации деятельности территориальных органов в федеральном законодательстве в период с 1994 по 1996 годы привели к нежелательным последствиям. Субъекты Федерации неправомерно расширили свои полномочия в этой сфере.
Так, за главами исполнительной власти субъектов Федерации были закреплены полномочия по осуществлению контроля за деятельностью территориальных органов федеральной исполнительной власти.
Противоправность
подобных предписаний очевидна, поскольку
в вышеуказанных случаях
Разрушение единства федеральной правовой системы, противоречие отдельных норм конституций и уставов субъектов Федерации многим положениям федеральной Конституции поставил под сомнение конституционный принцип верховенства и высшей юридической силы федеральных законов, имеющих прямое действие на всей территории России.
Это произошло из-за того, что действующее федеральное законодательство недостаточно четко определяет правовые основы взаимоотношений министерств и ведомств (соответственно и их территориальных подразделений) с органами исполнительной власти субъектов Федерации. Конституция России предусматривает возможность создания в субъектах Федерации неподчиненных федеральному центру органов исполнительной власти лишь в пределах полномочий, отнесенных к ведению субъектов Федерации (ч. 2 ст. 77).
Статьи
71 и 72 Конституции определяют лишь федеральную
компетенцию и полномочия, отнесенные
к совместному ведению
Однако непосредственная угроза статусу территориальных органов федеральной исполнительной власти возникает в случае присвоения предметов ведения и полномочий.
В уставах субъектов Федерации наиболее распространена практика противоправного отнесения к компетенции субъектов Федерации полномочий совместного ведения, прежде всего полномочий в сфере международных и внешнеэкономических связей.
Конечно, субъекты Федерации имеют право осуществлять внешнеэкономические и международные связи, однако пункт «о» части 1 статьи 72 Конституции предусматривает определенные ограничения в их реализации. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации отнесена к предметам совместного ведения. Координационная функция может заключаться в этом случае в разработке специального федерального закона, определяющего формы и методы реализации указанных полномочий (ч. 2 ст. 76 Конституции), в создании территориальных органов, непосредственно подчиненных Министерству иностранных дел и Министерству внешних экономических связей России.
Очевидно, что в субъектах Федерации не могут быть созданы находящиеся в их ведении органы в сферах внешнеполитической деятельности и внешнеэкономических связей. Функции координации в осуществлении субъектами Федерации указанных полномочий должны быть возложены на территориальные органы МИД и МВЭС России.
Противоправное расширение компетенции субъектов Федерации, полное или частичное присвоение ими федеральных полномочий закрепляют неконституционную деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации и препятствуют созданию федеральными министерствами и ведомствами территориальных органов, а зачастую полностью исключают эту возможность.
Однако следует признать ошибочным мнение, что с развитием рыночных отношений в России сфера деятельности исполнительной власти сокращается и ослабевает ее роль в целом, в том числе и на уровне территорий. Наоборот, очевидным становится всемерное укрепление исполнительной власти в области контроля и надзора для того, чтобы обеспечить полное управление экономическими и общественными процессами.
Информация о работе Исполнительное власть: содержание, место