Исполнительное власть: содержание, место

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:23, контрольная работа

Описание работы

Исполнительная власть является самостоятельной и независимой в той же мере, что и две другие ветви власти – законодательная и судебная. Установленные конституционными и законодательными нормами полномочия органов исполнительной власти присуще только ей, и ни один орган не имеет права вторгаться в ее компетенцию.

Содержание

Введение 3
1. Органы исполнительной власти: понятие, система и правовое положение 6
1. 1. Понятие и принципы органов исполнительной власти 6
1.2. Классификация органов исполнительной власти 12
1.3. Полномочия органов исполнительной власти: регулирование, реализация 14
2. Система и структура федеральных органов исполнительной власти и их правовое положение 17
2.1. Система федеральных органов исполнительной власти 17
2.2. Правительство РФ в системе органов исполнительной власти 23
2.3. Федеральные органы исполнительной власти РФ 26
3. Территориальные органы федеральной исполнительной власти как элемент единой системы 32
3.1. Территориальные органы федеральной исполнительной власти в субъектах Федерации 32
3.2. Правовое положение территориальных органов федеральной исполнительной власти в единой системе федеральной исполнительной власти 34
Заключение 41
Список использованных источников 43

Работа содержит 1 файл

контрольная Административноправо.docx

— 582.09 Кб (Скачать)

Эта система  выступает как комплексное образование, имеющее свою вертикальную иерархическую  структуру и горизонтальные уровни и организующее на правовой основе в соответствии с государственной  политикой повседневное оперативное управление общественными процессами.

Система органов исполнительной власти в  РФ образуется и функционирует в  соответствии с принципами федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности, гласности, сочетания отраслевых, межотраслевых и территориальных  начал в государственном управлении.

Понятие «система органов исполнительной власти» характеризует организационное построение исполнительной власти в Российской Федерации.

Для системы  органов исполнительной власти характерен принцип централизации, т.е. подчиненности  нижестоящих органов вышестоящим. Он вытекает из единства данной системы, когда объем полномочий каждого органа исполнительной власти четко очерчен законодательством. Вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции).

Принцип централизации имеет большое  созидательное значение, ибо в  таком многонациональном государстве, как Россия, система органов исполнительной власти, закрепленная Конституцией, законами и указами Президента, является важнейшей  гарантией против центробежных устремлений  некоторых местных «элит»21.

Единая  система исполнительной власти в  России образуется только в пределах ведения РФ и полномочий Федерации  по предметам совместного ведения  РФ и ее субъектов (ст. 77 Конституции)22. В этих пределах правительства, министерства и ведомства субъектов РФ находятся в отношениях иерархической подчиненности с Правительством РФ и соответствующими федеральными министерствами и ведомствами.

В субъектах  Федерации федеральные органы могут  создавать свои территориальные  органы23.

В рамках федеральных органов исполнительной власти можно выделить два уровня, которые включают:

  • руководящие органы (Правительство РФ);
  • органы государственной администрации (министерства и иные ведомства).

Государственная администрация представляет собой  административный аппарат, непосредственно  реализующий государственную политику, цели и приоритеты, определяемые в  решениях руководящих органов исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством.

Д.Н. Барах  выделяет два уровня системы органов  государственной власти: федеральный и субъектов Федерации. Федеральный уровень системы исполнительной власти представлен автором следующим образом:


 















 

 

Рисунок 4. Федеральный уровень системы  исполнительной власти

 

В отечественной  юридической литературе делаются попытки  подорвать принцип иерархии во взаимоотношениях между собой органов государственной  власти. И делается это со ссылкой  на принцип разделения властей. Этот принцип понимается как составная  часть политического плюрализма24.

На развитие системы и структуры федеральных  органов исполнительной власти влияет множество политических, правовых, экономических, социальных и других факторов.

Некоторые авторы оспаривают наличие приоритета федеральных органов исполнительной власти перед региональными органами исполнительной власти и считают, что  они не строятся по принципу иерархичности, то есть соподчиненности, а представляют собой равноправные компоненты единой системы исполнительной власти в  Российской Федерации, так как формируются  самостоятельными органами публичной  власти.

Как считает  В.Г. Вишняков: «Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации объединяются в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции), основанную на иерархической соподчиненности органов Федерации и ее субъектов. В частности, нет необходимости в принятии органами власти региона специальных актов, которые подтверждают действие федеральных правовых норм, вводят их в действие. Правоприменительные органы основываются и ссылаются на соответствующие федеральные нормативные акты при решении конкретных вопросов управления отдельными отраслями и сферами общественной жизни в регионах»25.

Принципиальная  целостность и единство системы  органов исполнительной власти России воплощается и в единых методологических и организационных основах ее создания, и в содержании правовых норм и принципов ее регулирования. Единство системы органов исполнительной власти служит гарантией для сохранения и укрепления целостности России, упрочения ее государственности, решительной  борьбы с попытками разделения страны на составные части.

2.2. Правительство РФ в системе органов исполнительной власти

Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти Российской Федерации, возглавляющим  единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, согласно ст. 110 Конституции РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.

Свою  деятельность Правительство Российской Федерации «осуществляет на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных  Указов Президента Российской Федерации»26.

Правительство РФ - это коллегиальный орган, состоящий  из «Председателя Правительства  РФ, заместителей Председателя Правительства  РФ и федеральных министров».

Статья 110 Конституции устанавливает, что  исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ, а ст. 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» 1997 г. определяет его как коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ. Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства РФ, за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий Президента РФ либо подведомственности Президенту в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Правительство осуществляет руководство министерствами и ведомствами действующими, прежде всего, в экономической и социально-культурной сферах. Оно полностью отвечает за формирование, реализацию и результаты деятельности исполнительной власти в  этих сферах.

Президент РФ, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, является главой государства и не входит ни в одну из ветвей государственной  власти. Это порождает известную  неопределённость в вопросе «о правовом статусе, полномочиях Президента и  его праве «вторгаться» в сферу  формирования и компетенции других ветвей власти»27.

В то же время Президент непосредственно  руководит государственной администрацией, осуществляющей управление в таких  сферах, как оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных  бедствий. Правительство вправе лишь координировать деятельность этих органов.

Истоки  такого разграничения руководящих  полномочий Президента и Правительства  заложены в ст.ст. 80, 83, 86, 87, 88 Конституции  РФ и закреплены ст. 32 закона «О Правительстве Российской Федерации».

 

 

Рисунок 5. Структура федеральных органов исполнительной власти28

2.3. Федеральные органы  исполнительной власти РФ

Систему федеральных органов исполнительной власти составляют федеральные министерства РФ и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты Российской Федерации, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации.

Министерства  Российской Федерации - «это федеральные  органы исполнительной власти, проводящие государственную политику и осуществляющие управление в установленных отраслях или сферах государственной деятельности, а также координирующие в установленных  федеральным законодательством  случаях деятельность в этой сфере  иных федеральных органов исполнительной власти»29.

Министерство  является единоначальным органом исполнительной власти, возглавляемым министром, который  на основе единоначалия руководит всем аппаратом этого органа и несёт  персональную ответственность за работу всей системы министерства перед  Президентом РФ и Правительством РФ, членом которого он является. Полномочия федеральных министров весьма обширны.

Государственные комитеты РФ и Федеральные комиссии РФ - «это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной  основе межотраслевую координацию  по вопросам, отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование  в определённой сфере деятельности»30. И Государственные комитеты РФ, и федеральные комиссии находятся в непосредственном подчинении Правительства РФ.

Структура федеральных органов исполнительной власти содержит шесть Государственных  комитетов РФ (по физической культуре, спорту и туризму; по рыболовству; по стандартизации и метрологии; по статистике; по строительству и жилищно-коммунальному комплексу; таможенный комитет) и две федеральные комиссии России (по рынку ценных бумаг и энергетическая комиссия).

Федеральные службы России, Российские агентства, Федеральные надзоры России являются «федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими специальные... функции в установленных сферах ведения»31.

По Указу  Президента РФ от 14 августа 1996 года № 1176 «О системе органов исполнительной власти»32 весь перечень конкретных наименований этих органов составляет структуру федеральных органов исполнительной власти, утверждённую Указом Президента, а последующее создание федеральных органов исполнительной власти должно осуществляться только с наименованием и статусом, предусмотренными данным указом.

Поэтому Указ Президента РФ от 17 мая 2000 года № 867 «О структуре федеральных органов  исполнительной власти»33 утвердил следующую структуру системы федеральных органов исполнительной власти:

1. Правительство  РФ;

2. Федеральные  министерства;

3. Государственные  комитеты РФ;

4. Федеральные  комитеты РФ;

5. Федеральные  службы;

6. Российские  агентства;

7. Федеральные  надзоры РФ;

8. Иные  федеральные органы исполнительной  власти.

 

Рисунок 6. Структура системы федеральных органов исполнительной власти

 

Правительство, утвержденное в мае 2000 года, первоначально  насчитывало 24 министерства, шесть  государственных комитетов, две  федеральные комиссии, 13 служб, восемь агентств, два надзора. Таким образом, органов исполнительной власти было 55, но в правительство с правом решающего голоса входили лишь министры. В правительстве сначала было пять вице-премьеров. К началу 2004 года их стало шесть (по мнению острословов, должность вице-премьера до недавнего  времени была в нем одной из самых распространенных), министерств  и других ведомств 52.

Помимо  вышеперечисленных органов исполнительной власти, к ним были отнесены также  Главное управление специальных  программ президента, Государственная  техническая комиссия при президенте, его Управление делами. Это было далеко не самое большое правительство  в истории российской государственности34.

Громоздкостью и непостоянством отличалась структура  самих федеральных органов исполнительной власти. Так, в министерствах, помимо коллегии, имелись комитеты, службы, департаменты, управления, отделы и другие подразделения. Дробность структур была такой, что соотношение руководителей и исполнителей зачастую выглядело как 1:1.

9 марта  2004 года Президент подписал Указ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»35. В соответствии с ним в систему федеральных органов исполнительной власти теперь входят только федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Количество  министерств было сокращено с 23 до 14, зато количество служб и агентств увеличено более чем в 1,6 раза. В итоге общее количество всех этих органов вплотную приблизилось к численности таковых в правительстве  Н. А. Тихонова.

Указом  предпринимается очередная попытка  дать определения каждому из видов  федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с ними министерства становятся органами, осуществляющими  функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в установленной  актами президента и правительства  сфере.

Информация о работе Исполнительное власть: содержание, место