Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:23, контрольная работа
Исполнительная власть является самостоятельной и независимой в той же мере, что и две другие ветви власти – законодательная и судебная. Установленные конституционными и законодательными нормами полномочия органов исполнительной власти присуще только ей, и ни один орган не имеет права вторгаться в ее компетенцию.
Введение 3
1. Органы исполнительной власти: понятие, система и правовое положение 6
1. 1. Понятие и принципы органов исполнительной власти 6
1.2. Классификация органов исполнительной власти 12
1.3. Полномочия органов исполнительной власти: регулирование, реализация 14
2. Система и структура федеральных органов исполнительной власти и их правовое положение 17
2.1. Система федеральных органов исполнительной власти 17
2.2. Правительство РФ в системе органов исполнительной власти 23
2.3. Федеральные органы исполнительной власти РФ 26
3. Территориальные органы федеральной исполнительной власти как элемент единой системы 32
3.1. Территориальные органы федеральной исполнительной власти в субъектах Федерации 32
3.2. Правовое положение территориальных органов федеральной исполнительной власти в единой системе федеральной исполнительной власти 34
Заключение 41
Список использованных источников 43
Эта система
выступает как комплексное
Система
органов исполнительной власти в
РФ образуется и функционирует в
соответствии с принципами федерализма,
сочетания централизации и
Понятие «система органов исполнительной власти» характеризует организационное построение исполнительной власти в Российской Федерации.
Для системы
органов исполнительной власти характерен
принцип централизации, т.е. подчиненности
нижестоящих органов
Принцип
централизации имеет большое
созидательное значение, ибо в
таком многонациональном
Единая система исполнительной власти в России образуется только в пределах ведения РФ и полномочий Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 77 Конституции)22. В этих пределах правительства, министерства и ведомства субъектов РФ находятся в отношениях иерархической подчиненности с Правительством РФ и соответствующими федеральными министерствами и ведомствами.
В субъектах Федерации федеральные органы могут создавать свои территориальные органы23.
В рамках
федеральных органов
Государственная
администрация представляет собой
административный аппарат, непосредственно
реализующий государственную
Д.Н. Барах выделяет два уровня системы органов государственной власти: федеральный и субъектов Федерации. Федеральный уровень системы исполнительной власти представлен автором следующим образом:
Рисунок 4. Федеральный уровень системы исполнительной власти
В отечественной
юридической литературе делаются попытки
подорвать принцип иерархии во взаимоотношениях
между собой органов
На развитие
системы и структуры
Некоторые
авторы оспаривают наличие приоритета
федеральных органов
Как считает В.Г. Вишняков: «Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации объединяются в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции), основанную на иерархической соподчиненности органов Федерации и ее субъектов. В частности, нет необходимости в принятии органами власти региона специальных актов, которые подтверждают действие федеральных правовых норм, вводят их в действие. Правоприменительные органы основываются и ссылаются на соответствующие федеральные нормативные акты при решении конкретных вопросов управления отдельными отраслями и сферами общественной жизни в регионах»25.
Принципиальная целостность и единство системы органов исполнительной власти России воплощается и в единых методологических и организационных основах ее создания, и в содержании правовых норм и принципов ее регулирования. Единство системы органов исполнительной власти служит гарантией для сохранения и укрепления целостности России, упрочения ее государственности, решительной борьбы с попытками разделения страны на составные части.
Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, согласно ст. 110 Конституции РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.
Свою
деятельность Правительство Российской
Федерации «осуществляет на основе
Конституции Российской Федерации,
федеральных конституционных
Правительство РФ - это коллегиальный орган, состоящий из «Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров».
Статья 110 Конституции устанавливает, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ, а ст. 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» 1997 г. определяет его как коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ. Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства РФ, за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий Президента РФ либо подведомственности Президенту в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Правительство
осуществляет руководство министерствами
и ведомствами действующими, прежде
всего, в экономической и социально-
Президент РФ, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, является главой государства и не входит ни в одну из ветвей государственной власти. Это порождает известную неопределённость в вопросе «о правовом статусе, полномочиях Президента и его праве «вторгаться» в сферу формирования и компетенции других ветвей власти»27.
В то же
время Президент
Истоки такого разграничения руководящих полномочий Президента и Правительства заложены в ст.ст. 80, 83, 86, 87, 88 Конституции РФ и закреплены ст. 32 закона «О Правительстве Российской Федерации».
Рисунок 5. Структура федеральных органов исполнительной власти28
Систему федеральных органов исполнительной власти составляют федеральные министерства РФ и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты Российской Федерации, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации.
Министерства
Российской Федерации - «это федеральные
органы исполнительной власти, проводящие
государственную политику и осуществляющие
управление в установленных отраслях
или сферах государственной деятельности,
а также координирующие в установленных
федеральным законодательством
случаях деятельность в этой сфере
иных федеральных органов
Министерство является единоначальным органом исполнительной власти, возглавляемым министром, который на основе единоначалия руководит всем аппаратом этого органа и несёт персональную ответственность за работу всей системы министерства перед Президентом РФ и Правительством РФ, членом которого он является. Полномочия федеральных министров весьма обширны.
Государственные комитеты РФ и Федеральные комиссии РФ - «это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование в определённой сфере деятельности»30. И Государственные комитеты РФ, и федеральные комиссии находятся в непосредственном подчинении Правительства РФ.
Структура
федеральных органов
Федеральные службы России, Российские агентства, Федеральные надзоры России являются «федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими специальные... функции в установленных сферах ведения»31.
По Указу Президента РФ от 14 августа 1996 года № 1176 «О системе органов исполнительной власти»32 весь перечень конкретных наименований этих органов составляет структуру федеральных органов исполнительной власти, утверждённую Указом Президента, а последующее создание федеральных органов исполнительной власти должно осуществляться только с наименованием и статусом, предусмотренными данным указом.
Поэтому Указ Президента РФ от 17 мая 2000 года № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»33 утвердил следующую структуру системы федеральных органов исполнительной власти:
1. Правительство РФ;
2. Федеральные министерства;
3. Государственные комитеты РФ;
4. Федеральные комитеты РФ;
5. Федеральные службы;
6. Российские агентства;
7. Федеральные надзоры РФ;
8. Иные
федеральные органы
Рисунок 6. Структура системы федеральных органов исполнительной власти
Правительство, утвержденное в мае 2000 года, первоначально насчитывало 24 министерства, шесть государственных комитетов, две федеральные комиссии, 13 служб, восемь агентств, два надзора. Таким образом, органов исполнительной власти было 55, но в правительство с правом решающего голоса входили лишь министры. В правительстве сначала было пять вице-премьеров. К началу 2004 года их стало шесть (по мнению острословов, должность вице-премьера до недавнего времени была в нем одной из самых распространенных), министерств и других ведомств 52.
Помимо
вышеперечисленных органов
Громоздкостью
и непостоянством отличалась структура
самих федеральных органов
9 марта 2004 года Президент подписал Указ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»35. В соответствии с ним в систему федеральных органов исполнительной власти теперь входят только федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Количество
министерств было сокращено с 23 до
14, зато количество служб и агентств
увеличено более чем в 1,6 раза.
В итоге общее количество всех
этих органов вплотную приблизилось
к численности таковых в
Указом
предпринимается очередная
Информация о работе Исполнительное власть: содержание, место